Фрагмент для ознакомления
2
Протокол занятия логопеда
Цель: Автоматизация твердого звука [Р] в словах и предложениях.
Задачи:
Предметные:
• Закреплять правильную артикуляцию звука [Р], закреплять навык правильного произношения звука [Р] в словах и предложениях;
• Формировать умение менять силу голоса;
• Закреплять навык звукового анализа, умение выделять заданный звук в слове.
Метапредметные:
• Развивать артикуляционную моторику и оральный праксис;
• Активизировать словарь признаков;
• Развивать фонематический слух;
• Совершенствовать слуховое и зрительное внимание;
• Развивать зрительно – пространственные представления;
• Развивать темпо – ритмическую сторону речи;
• Развивать слухо–речевую память;
• Развивать мелкую моторику;
Личностные:
• Формировать у ребенка осознанное отношение к правильному произношению звуков в речи;
Оборудование и материалы:
• зеркало;
• карточки - настроения;
• картинки (цветы);
• карточки – схемы для звукового анализа;
• карточки - буквы;
• карточки на развитие внимания и памяти (зрительный диктант);
• тетрадь в крупную клетку и простой карандаш
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребенок входит в логопедический кабинет.
Логопед: Здравствуй Аня! Присаживайся. Какое у тебя настроение? Покажи (показ на карточке настроения)
Я вижу, у тебя хорошее настроение. Очень хорошо, потому, что на занятии нам предстоит много работать и у нас будет много разных интересных творческих заданий.
- Аня, скажи, какой звук в моей речи прозвучал чаще, чем другие звуки? (звук [Р]).
Выбери пожалуйста букву, которая обозначает этот звук. Назови ее. (буква [Р]). Как ты думаешь, на что похожа эта буква? (на флажок).
2. Сообщение темы и цели занятия:
- Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
3. Артикуляционная гимнастика.
Сейчас предлагаю тебе пересесть к столику с зеркалом, потому что работать над звуком мы начнем с разминки язычка. Приготовься. Выполняй движения язычком и смотри в зеркало, чтобы язычок четко выполнял зарядку:
- Язычок проснулся, сладко потянулся
Зубки быстро посчитал,
Щечки нежно потолкал,
В барабан язык играет т-т-т д-д-д, (руку приложить к гортани)
Наших белок вспоминает т-т-т д-д-д (руку приложить к гортани)
Как лошадка поскакал («поцокать» язычком)
Быстро в домик убежал.
4. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Повторяй за мной цепочки слогов: (громко – тихо):
Ша-ша-ша; та-да-да; ва-ва-ва; ла-ла-ла; ли-лу-ло; ти-ту-то.
Повтори за мной (ритмический рисунок):
та-та, та-та-та;
та-та-та, та-та;
та-та-та-та-та, та-та;
5. Звуковой анализ.
Логопед: Сейчас поиграем в игру: «Аня, не зевай, звук не теряй»
Правила игры: Когда услышишь звук [Р] хлопни в ладоши, будь внимательна.
Изолированное произношение звука [Р] в звукоряде: [П -К-В-Р- С-Р-Т-Р-О-Р];
В словах: Парта, морковь, стол, туфли, крыжовник, тетрадь, улица, цветок.
В предложении: У Вовы на парте лежат книги. У Наташи новое платье.
- Молодец! Ты была внимательна и хорошо справилась с заданием.
Послушай стихотворение, и скажи, какой звук чаще других слышится в тексте стихотворения?
Дни и ночи кое - как роет нору хмурый рак
Рак бы рад ее не рыть, но ведь где-то надо жить… (звук [Р]).
6. Автоматизация звука [Р] в контекстной речи (в чистоговорках).
Логопед: А теперь будем произносить звук [Р] в чистоговорках. Повторяй за мной. Следи, чтобы язычок работал четко, произносил звук [Р] правильно, красиво.
Ра-Ра-Ра - во дворе у нас гора;
Ру-Ру-Ру - заберусь я на гору;
Ры-Ры-Ры - прокачусь с крутой горы.
Ро-Ро-Ро - купим новое ведро
Ар- Ар-Ар - какой красивый шар;
Ор-Ор-Ор - подметаю чисто двор;
Ур-Ур- Ур - прогоню я с грядки кур