Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во время прохождения практики мне необходимо было выполнить конкретные виды работ, определенные индивидуальным заданием, направленные на увеличение моих знаний, умений, профессиональных навыков и опыта: теоретическое освещение вопроса «Ведущие мотивы учебной деятельности учащихся и их характеристика» и практическое выполнение выбранного мною задания: «Перечислите умения и навыки, которыми должен обладать преподаватель. Приведите примеры того, в каких ситуациях обучающего или воспитательного характера эти умения и навыки могут быть применены».
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ведущие мотивы учебной деятельности учащихся и их характеристика
Мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений термина «мотив», хотя в педагогической психологии встречаются различные определения этих понятий.
Мотив – причина деятельности, связанная с удовлетворением объективных потребностей [1].
Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).
Под мотивами понимаются причины поведения человека, в следствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения.
Существует несколько классификаций мотивов. Например, у Т. А. Ильиной такая классификация мотивов в двух вариантах. Первый вариант.
Мотивы, непосредственно побуждающие:
- зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов;
- опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
Мотивы, перспективно побуждающие:
- связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
- это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность;
- желание заслужить одобрение товарищей;
Мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями:
- опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
Мотивы интеллектуального побуждения:
- интерес к процессу умственной деятельности;
- стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
- пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Умения и навыки, которыми должен обладать преподаватель. Приведите примеры того, в каких ситуациях обучающего или воспитательного характера эти умения и навыки могут быть применены.
Педагогический интерес - это особое расположение преподавателя к педагогической профессии, в основе которого лежат такие позитивные как любовь к занятиям с детьми, желание воспитывать у них лучшее качества, склонность к наблюдению за умственным и нравственным развитием детей.
Главным в формировании интереса к педагогической профессии является воспитание любви к детям вообще, а не только к предмету, который может быть, например, выбран старшеклассником как будущая специальность. Поэтому у школьников как можно раньше необходимо воспитывать внимание к людям, приучать заботиться о них (в том числе — о сверстниках), развивать общительность, что служит предпосылкой формирования в дальнейшем педагогической направленности. Экспериментальные данные, полученные Н. Мажидовым, позволяют утверждать, что педагогический интерес формируется только в процессе систематической деятельности с педагогическими элементами [10].
Кратковременная, эпизодическая деятельность подобного рода может вызвать только временный интерес, который исчезает сразу же после прекращения этой деятельности. Сегодня в общеобразовательных организациях и образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся Дни самоуправления (Дни дублера). Где-то часто педагоги задумываются о новом пополнении педагогического корпуса, а кое-где отказываются педагогически сопровождать старшеклассников в прохождении профессиональной пробы в качестве педагога.
Но не всякая, даже долговременная деятельность с педагогическим уклоном приводит к формированию стойкого интереса, а только та, которая является источником положительных эмоций. Поэтому учителям, занимающимся педагогической профориентацией школьников, следует обратить особое внимание на это условие формирования педагогического интереса и так организовать деятельность учащихся, чтобы она, приводя к успеху, давала удовлетворение этой деятельностью.
Таким образом, интерес к профессии учителя может эффективно формироваться при такой организации педагогической деятельности школьников, когда она носит систематический характер, является источником
положительных эмоций, приводит к положительному результату.
Склонность к педагогической деятельности можно рассматривать как проявление готовности постоянно быть с детьми, играть и работать с ними, как стремление глубоко изучать выбранный предмет и смежные с ним предметы, расширять свой кругозор, формировать необходимые способности и умения.
Педагогическое призвание — понятие более сложное, но отношению к таким, как интерес и склонность, хотя они и являются первыми показателями педагогической направленности личности.
Учителям, занимающимся педагогической профориентаций старшеклассников, необходимо учитывать, что склонности и интерес к какой-либо деятельности, лежащие в основе призвания, появляются порой в очень широком плане, не дифференцированно по видам профессионального труда. Так, склонность к работе с детьми вообще или способность к руководству пионерской или комсомольской работой могут в будущем развиться в способности хорошего организатора производства или администратора, деятельности которых свойственны многие педагогические функции. Но опыт такой практической деятельности, накопленный в школе, может свидетельствовать и о том, что человек, захотевший стать учителем, в определенной мере проверил себя в работе с детьми, убедился, что общение с ними приносит ему удовлетворение, что эта работа ему удается, т. е. он чувствует призвание к этому виду деятельности. Такие учащиеся осознанно идут в пединституты и впоследствии, как правило, становятся мастерами педагогического труда. Только необходимо вовремя обратить внимание на таких школьников и заинтересовать их педагогической профессией. Целесообразнее всего это делать через такие педагогические профориентационные объединения, как педагогический класс, клуб, факультатив. У меня в практике было в школе посещение клуба «Школа вожатого», где работа организована так, что беседы, встречи с педагогами, проекты, летняя практика в пришкольном лагере дневного пребывания позволяют проверить свое желание стать педагогом.
Учителю, который руководит в школе одним из таких объединений и, следовательно, занимается развитием педагогических интересов, склонностей и способностей учащихся, имеет смысл четко представлять структуру педагогического призвания как основного показателя профпригодности человека. И хотя педагогическое призвание наиболее глубоко развивается порой уже в профессиональной деятельности, основы его можно успешно формировать у тех старшеклассников, которые ориентируются на профессию учителя.
Рассмотрим, что входит в содержание и структуре педагогического призвания.
1. Эмоционально-положительное и избирательно-волевое отношение личности к педагогической деятельности выражается в любви к детям, к профессии, к той науке, основы которой преподает или собирается преподавать человек; в сознательно поставленной цели, решимости и готовности достичь этой цели, преодолевая трудности.
2. Потребность в педагогической деятельности находит свое выражение в том, что человек испытывает настойчивое желание обучать и воспитывать детей, общаться с ними, т. е. сообщать им знания, вооружать их умениями и навыками, учить самостоятельному овладению знаниями, культурой. Удовлетворение этих потребностей вызывает у личности положительные переживания как ощущение приятного, вызывает вдохновение, творческий подъем и увлеченность избираемым видом деятельности.
3. Способность к педагогической деятельности проявляется в готовности постоянно быть с детьми, общаться с ними, в стремлении глубоко овладеть выбранным предметом и смежными с ним, всемерно расширять свой кругозор, повышать педагогическое мастерство, чтобы лучше обучать и воспитывать детей.
4. Склонность к педагогической деятельности может в конечном счете проявляться в способностях, которые оказывают влияние на темпы педагогического труда, количество и качество его результатов.
Под способностями в психологии подразумевают такие индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-нибудь и при меньших затратах труда достигаются большие результаты.
Усилия в процессе деятельности нужны и в этом случае, но трудности при выполнении необходимых операции преодолеваются способным человеком быстрее и легче. Способности развиваются на основе задатков, т. е. анатомо-физиологических особенностей нервной системы человека.
Различают общую одаренность человека, когда он может выполнять успешно многие виды деятельности, и специальные способности. К общим относят прежде всего способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность, быстроту реакции и др. К специальным — способности, необходимые для выполнения специальных видов деятельности.
Школьники, которые ориентируются на профессию учителя, должны понимать:
а) показателями уровня общих способностей является, как правило, успешность обучения в общеобразовательной школе и педагогическом учебном заведении;
б) но для успешной педагогической деятельности необходимы еще и специальные педагогические способности.
Они представляют особый вид одаренности, включающий элементы общих и специальных способностей. К педагогическим способностям, которые старшеклассник должен развивать у себя, если собирается после окончания школы пойти в педагогический вуз, можно отнести следующие:
1.Конструктивные способности, сущность которых заключается в том, чтобы проектировать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Например, конструктивный компонент является решающим в творческой деятельности учителя, который выступает в роли мысленного моделирования педагогического процесса и состоит в предварительном обдумывании его осуществления, связанного с реализацией конкретной задачи на данном уроке. Проще говоря, необходимо уметь составлять технологическую карту учебного занятия.
Как это касается преподавателя вуза. С каждым годом реформы, происходящие в высшей школе, изменяют учебные планы и программы, изменяют соотношение часов на различные учебные дисциплины, совершенствуют содержание учебного материала, вводят дополнительную информацию по некоторым дисциплинам.
2. Организаторские способности, т. е. способности включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия
на каждую отдельную личность, а личность активной в движении к целям, стоящим перед процессом воспитания.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Организовать участие класса в школьной олимпиаде не для массовости, а целенаправленно каждому школьнику выявить уровень своих возможностей и слабые стороны учебной деятельности. Организовать родителей на повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания современного подростка через работу родительского клуба («Мы все знаем. Нам некогда»).
Например, учитель может составить хорошую технологическую карту учебного занятия, а само занятие провести плохо, так как не умеет организовать работу в классе. Или наоборот, студент-практикант, имея несовершенные знания по методике проведения современного урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо дать урок.
3. Коммуникативные способности выражаются прежде всего в умение устанавливать взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю.
Если педагог грамотно организует совместную работу детей, то она может благоприятно повлиять на результаты образовательного процесса и поможет детям приобрести некоторые социальные навыки, которые так необходимы в современном мире. Именно учитель должен способствовать появлению желания у детей к совместной работе. Учитель должен быть примером и носителем коммуникативной культуры. Только тогда учащиеся смогут продуктивно осуществлять совместную работу и устанавливать общественные связи.
Кроме этого основных педагогических способностей, есть смысл обратить внимания старшеклассников и на другие, не менее важные без которых невозможно в совершенстве овладеть учительской профессией. К ним относятся: способность предвидеть результаты своего труда: возбуждать у детей постоянное желание учиться, развивать у них пытливость ума, любознательность; понимать детей; быстро ориентироваться в обстановке и реагировать на изменения в личности и коллективе; анализировать результаты
своего труда; убеждать, воздействовать на детей (в том числе и личным примером); способность к внешней выразительности (жесты, мимика, эмоциональность речи, дикция) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные материалы и в теоретической, и в практической части отчета по педагогической практике способствуют моему становлению и совершенствованию в профессиональной деятельности.
Теоретический материал о различных видах учебной мотивации, способах ее развития позволили пополнить и конкретизировать мои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ ситуаций, возникающих в педагогической деятельности. Я убедилась, что не зря корифеи педагогики очень много говорят об учебной мотивации первоклассников, младших подростков, восьмиклассников с их возможностью предпрофильной подготовки и старшеклассниками с их отношением к выбору учебных предметов для углубленного изучения.
В практической части различные источники отображают очень похожий набор умений и навыков, необходимых в преподавательской деятельности, что значительно облегчило в последующем осмыслении собранных фактов моих наблюдений.