Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Научно-педагогическая практика – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Научно-педагогическая практика была пройдена мною на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тульский государственный университет» на кафедре юриспруденции.
Цели научно-педагогической практики – приобретение навыков педагогической и методической работы; формирование и развитие профессиональных навыков работы в аудитории; формирование и развитие компонентов профессионально-педагогической культуры, получение материалов к написанию магистерской диссертации.
В процессе прохождения научно-педагогической практики были поставлены следующие задачи:
1) изучить нормативно-методические основы деятельности базы научно-педагогической практики – кафедры юриспруденции Тульского государственного университета;
2) провести исследование уровня важнейших характеристик будущей профессиональной компетентности студентов юридического факультета Тульского государственного университета – правового сознания и правовой культуры;
3) приобрести практические навыки педагогической деятельности в процессе решения педагогических задач;
4) изучить актуальные творческие методы преподавания уголовно-правовых дисциплин;
5) разработать и апробировать на практике творческие подходы к организации учебного процесса в рамках изучения вопросов, связанных с темой моей магистерской диссертации – «Тактика и технология обыска и выемки».
1 Нормативно-методические основы деятельности базы научно-педагогической практики – кафедры юриспруденции Тульского государственного университета
В процессе учебной практики мне, прежде всего, необходимо было ознакомиться с нормативно-правовой базой Тульского государственного университета, структурным подразделением которого является кафедра юриспруденции – база моей практики.
Нормативные основы деятельности Тульского государственного университета составляют основополагающие нормативные документы в сфере образования, как федеральные законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В настоящее время он действует в редакции от 2 июля 2021 года с изменениями, вступившими в силу с 1 сентября 2021 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.
К нормативной базе Тульского государственного университета относятся также Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура.
К нормативно-правовым основам деятельности Тульского государственного университета относится и ряд подзаконных нормативно-правовых актов, основными из которых являются: Приказ Минобрнауки РФ от 21.08.2020 № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалистета, программам магистратуры» (с изменениями на 25.01.2021); Приказ Минобрнауки РФ от 12 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (с изменениями на 21.08.2020);
Приказ Минобрнауки РФ от 14 августа 2013 г. № 957
«Об утверждении порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе».
Научно-исследовательская деятельность кафедры юриспруденции осуществляется в соответствии с нормативными требованиями следующих законодательных и подзаконных актов:
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике»
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
3. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 (с изм. и доп. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук»
5. Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки»
6. Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки» (с изм. и доп. от 23.02.2006)
7. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 (ред. от 25.05.2016) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»
Кроме того, деятельность Тульского государственного университета регулируется локальными актами организации, к которым относятся, в частности: локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся в Тульский государственный университет; локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся; локальные нормативные акты, регламентирующие порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией, обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Таким образом, нормативно-правовую базу Тульского государственного университета образуют законодательные, подзаконные и локальные нормативно-правовые акты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Справочно-правовая система «Гарант»
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» // Справочно-правовая система «Гарант»
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант»
4. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 (с изм. и доп. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант»
5. Указ Президента РФ от 09.02.2009 № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук» // Справочно-правовая система «Гарант»
6. Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки» // Справочно-правовая система «Гарант»
7. Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки» (с изм. и доп. от 23.02.2006) // Справочно-правовая система «Гарант»
8. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 (ред. от 25.05.2016) «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Справочно-правовая система «Гарант»
9. Приказ Минобрнауки РФ от 21.08.2020 № 1076
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалистета, программам магистратуры» (с изменениями на 25.01.2021) // Справочно-правовая система «Гарант»
10. Приказ Минобрнауки РФ от 12 января 2017 г. № 13
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре» (с изменениями на 21.08.2020) // Справочно-правовая система «Гарант»
11. Ардовская, Р.В. Лекции и дистанционное обучение / Р.В. Ардовская // Высшее образование сегодня. – Москва: – 2006. –№ 2. – С. 56-59.
12. Бессонов, А.А. Вузовская лекция: Памятка начинающему лектору / А.А. Бессонов. – Челябинск. – 2014. – 118 с.
13. Бойко, В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты / В.В. Бойко. – Ленинград: Наука, 1987. – 179 с.
14. Горбич, О.И. Вузовские технологии обучения в школе / О.И. Горбич. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 246 с.
15. Гулая, Р.В. Современный урок и его особенности / Р.В. Гулая // Инновационная наука. – 2015. – № 5. – С.196-197.
16. Зиновкина, М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе/ М.М. Зиновкина. – М.: Концепт, 2015. – 100 с.
17. Зылева, Н.В. Лекция-провокация или использование педагогического приема «запланированная ошибка» в преподавании экономических дисциплин / Н.В. Зылева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования – 2015. – №2. – С. 214–226.
18. Иванов, А.Н. Из практики проведения урока-лекции / А.Н. Иванов // Русский язык в школе. – 1987. – №8. – С. 18-20.
19. Иссерс, О.С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов / О.С. Иссерс. – Москва: Гардарики, 2009. – 290 с.
20. Казакова, В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин / В.А. Казакова // Юридическое образование и наука. – 2012. – № 4. – С. 32-35.
21. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург: Питер, – 2005. – 370 с.
22. Колычев, Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции: учебное пособие / Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин. – 4-е изд., испр. и доп. – Омск. – 2015. – 261 с.
23. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 141 с.
24. Мисько, О.Н. Актуальные проблемы преподавания экономической истории в высшей школе / О.Н. Мисько // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. – 2013. – № 2-4. – С.64-66.
25. Цой, Н.В. Профессиональные компетенции педагогов в системе электронного обучения / Н.В. Цой // Вестник-kst. – 2014. – № 4 (6). – С. 105-108.
26. Чиняков, О.С. Проблемы преподавания уголовного права в вузе и пути их решения / О.С. Чиняков // Мир науки и образования. – 2015. – № 1. – С.2-5.