Фрагмент для ознакомления
2
при возможности может проявить свою инициативу и спокойно выражает и при необходимости отстаивает свою точку зрения, не боясь быть засмеянным.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе говорят, о том, что студент испытывает определенные трудности общаясь с группой, многие нормы и правила, принятые в группе ему не чужды, порой неприемлемы, выражение собственных взглядов и интересов сопровождается резким отталкиванием со стороны сокурсников.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности показывают, о том, что студенту с легкостью дается учеба, времени на выполнение заданий ему выделяется предостаточно, а при необходимости он спокойно обращается за помощью к преподавателям, а на занятиях с легкостью проявляет свои способности.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студенту тяжело дается учебная нагрузка, он не может с легкостью выразить свои мысли, нуждается в дополнительных консультациях и помощи преподавателей, хотя сам инициативу в данных вопросах из-за скованности и стеснения не проявляет.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
2.1 Выявление уровня социально-психологической адаптации студентов первого куса к условиям обучения в ВУЗе в поликультурной среде
Актуальность исследования
Основной целью, которую преследуют все педагоги образовательных учреждений – это создать благоприятные условия для студентов- первокурсников, что только окончили школу и начинают жить взрослой самостоятельной жизнью. Здесь вуз и выступает в качестве связующего звена, которое при грамотном подходе способно из зачастую «песчаной россыпи» создать «горящий факел», что будет светить последующим первокурсникам и станет для них опорой и поддержкой .
Цель: изучить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе в поликультурной среде на основе проведенного исследования.
Задачи:
- Проанализировать особенности протекания процесса адаптации на примере ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, города Чебоксары, Чувашской Республики, подвести предварительные итоги;
- на основе полученных результатов подобрать комплекс мероприятий, созданных для сплочения студенческого коллектива в рамках группы и объединений по интересам;
- Провести повторное исследование с целью определения влияния введенного комплекса мероприятий, направленных на более мягкий и психологически комфортный процесс адаптации студентов к обучению в вузе в поликультурной среде.
Этапы исследования
1. Контрастирующий.
- Проведение методической диагностики социально- психологической адаптированности студентов – первокурсников «Адаптированность студентов в вузе» по (по мат. К. Роджерса и Р. Даймонда).
- Подведение первичных результатов диагностики.
2. Формирующий.
- На основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий, направленных на социально- психологическую адаптированность студентов- первокурсников.
3. Контрольный.
- Повторное проведение методической диагностики социально- психологической адаптированности студентов – первокурсников «Адаптированность студентов в вузе».
- Подведение итогов.
- Проведение сравнительного анализа результатов проведенной диагностики на 1 и 3 этапе исследования.
Проведение методической диагностики «Адаптированность студентов в вузе».
Экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе в поликультурной среде, разрабатывалось и проводилось согласно:
- Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993, (с учетом поправок и изменений ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Федеральному Закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с учетом поправок и изменений ред. от 29.12.2017).
Данным исследованием определяются содержание и основные пути развития системы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе в поликультурной среде.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, города Чебоксары, Чувашской Республики. В нем приняло участие 23 человека, которые на период проведения адаптационных мероприятий были разделены на 2 группы для более целостного и комплексного анализа.
Анализ поликультурного состава участников исследования показал следующие результаты, которые представлены на диаграмме 1).
Диаграмма 1. Процентное отношение студентов – первокурсников, исследуемой группы на предмет определения национального состава учащихся
Итак, судя по диаграмме 1, треть студентов- первокурсников -34,72% (8 человек) – это коренные жители Коренные жители чувашской республики; следующие по количеству человек являются выходцы азиатских стран их 5 (21,7%); за азиатами расположились кавказские народы 4 человека (17,36%); 3 представителя европейских стран (13,02%); 1 представитель Центральной России (4,34%) и 2 прибывших с территории Дальнего Востока (8,68%).
Проведение методической диагностики «Адаптированность студентов в вузе» в рамках первого этапа исследования среди первокурсников, разделенных на 2 группы: Группа А (Экспериментальная группа) и Группа Б (Контрольная группа), дали следующие результаты, представленные в Табл. 1. и Табл. 2.
Таблица 1.
Результаты проведенной методической диагностики, в рамка первого этапа исследования в Группе А
№ 1 блок вопросов 2 блок вопросов Результаты %
Кол-во баллов % Кол-во баллов %
1. 6 30,6 12 38,8 18 34,4
2. 12 61,2 4 79,6 16 70,4
3. 4 20,4 16 0 20 10,2
4. 9 45,9 8 40,8 17 43,4
5. 13 66,3 3 84,7 16 75,1
6. 5 25,5 15 5.1 20 15,1
7. 4 20,4 12 38.8 16 29,6
8. 11 56,1 4 79.6 15 67,7
9. 7 35,7 14 10.2 21 28,4
10. 9 45,9 10 49 19 47,4
11. 16 100 0 100 16 100
12. 16 100 2 89,8 18 98,8
Таблица 2
Результаты проведенной методической диагностики, в рамка первого этапа исследования в Группе Б
№ 1 блок вопросов 2 блок вопросов Результаты %
Кол-во баллов % Кол-во баллов %
1. 15 94,9 1 94,9 16 94,9
2. 6 30,6 6 69,4 12 50
3. 14 89,8 2 89,8 16 89,8
4. 14 89,8 4 79,6 18 84,7
5. 7 30,6 14 10,2 20 20,4
6. 12 61,2 6 69,4 18 65,4
7. 16 100 2 89,8 18 98,4
8. 10 51 10 49 20 50
9. 4 20,4 12 38,8 16 29,6
10. 9 45,9 6 69,4 15 57,7
11. 5 25,5 10 49 15 73,2
Судя по представленным данным табл.1 и табл. 2. можно сделать вывод, что в Группе А данные по социализации с коллективом и данные по вовлеченности в учебную систему разнятся. А вот в группе Б, 4 человека не смогли полностью социализироваться в коллективе и включиться в учебу, а 7
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
1. "Конституция РФ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с учетом внесенных поправок и изменений ред. от 29.12.2017).
Научная и публицистическая литература
3. Адаптация студентов Северного Кавказа в вузах г. Самары (опыт практической работы) / Березин С.В., Козлов Д.Д., Лисецкий К.С. и др. Самара, 2004.
4. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1.- С. 92-100.
6. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 189 с. 16.
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.
8. Всеволодова Н.А. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению в профильном лицее: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008.
9. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.
10. Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 87-89.
11. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 933-935. — URL https://moluch.ru/archive/62/9664/ (дата обращения: 06.01.2018).
12. Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.
13. Поваляева М.А. Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтнического региона: Сб. научных трудов. Краснодар, 2003. Смык Л. А. Психология стресса. — М., 2008.
Интернет-ресурсы
14. https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-sreda-kak-uslovie-aktualizatsii-lichnostnyh-resursov-studentov-pervogo-kursa-na-etape-adaptatsii-k-obucheniyu. – мат. статьи «Поликультурная среда как условие актуализации личностных ресурсов студентов первого курса на этапе адаптации к обучению.
15. http://psyedu.ru/files/articles/1752/pdf_version.pdf - Методика исследования адаптированности студентов в вузе по мат. Т.Д. Дубовицкой.