Фрагмент для ознакомления
2
Согласно этим документам в рамках системы «Электронный бюд-жет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация многих бюд-жетных процессов, в частности: бюджетное планирование, управление за-купками, бухгалтерский и управленческий учет. Аналогичное упоминание о интеграции закупочной и бюджетной информационных систем содер-жится в ст. 4 закона о контрактной системе.
Получатели бюджетных средств делятся на: главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и подведомственных получателей бюджетных средств. ГРБС определяет порядок утверждения бюджетных смет подве-домственных получателей бюджетных средств. Это связано с тем, что каж-дое ведомство имеет свою специфику и разрабатывать единую форму бюджетной сметы и порядок ее защиты нецелесообразно. Разработанная и согласованная с ГРБС бюджетная смета является основанием для выделе-ния учреждению лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). А цели ранее были озву-чены в смете самим учреждением. Учреждение не может потратить, например, деньги, выделенные на информационные технологии на закупку мебели, а деньги, выделенные на командировочные расходы на заработ-ную плату и т.п. В бюджетном учете носителями информации о цели полу-чения или расходования средств являются коды бюджетной классификации (КБК). Следовательно, смета независимо от ее формы составляется в раз-резе КБК .
Бюджетная смета охватывает все виды расходов: закупки, заработ-ную плату, налоги. В ней представлены уже сведенные итоговые суммы, а расчеты являются приложением к смете. Главные распорядители бюджет-ных средств параллельно с подведомственными учреждениями проводят приблизительный расчет расходов и, если контрольные суммы расчетов ГРБС сопоставимы с подведомственным учреждением, то при согласова-нии бюджетной сметы анализ расчетов подведомственного учреждения может не проводится.
Бюджетных смет у учреждения как правило бывает две, одна касает-ся основного вида деятельности, другая затрат на содержание. Для меди-ко-санитарной части какого-либо ведомства основной деятельностью будет оказание медицинских услуг, соответственно закупка препаратов, меди-цинского оборудования и т.п., для департамента по недропользованию расходами по основной деятельности будет закупка комплексных геологи-ческих исследований. Часто смету по основному направлению деятельно-сти формирует сам ГРБС.
Смета на содержание - это заработная плата, расходы администра-тивно-хозяйственного аппарата. Что касается коммунальных расходов, расходов на аренду, то они как правило, отражаются в бюджетной смете на содержание .
С 2016 г. помимо лимитов бюджетных обязательств были введены поквартальные предельные объемы финансирования. Средства не спуска-ются учреждению целиком на весь календарный год, учреждение само «заказывает» необходимую сумму финансирования на квартал, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Неизрасходованная сумма «заказанная» на квартал переходит в распоряжение Министерства Финан-сов, которое может запланировать эту сумму на закрытие дефицита в дру-гом месте. Поэтому расчет поквартального предельного объема финанси-рования - важная задача.
Помимо бюджетной сметы, согласно закону о контрактной системе, учреждение должно создать аналогичные по своей сути документы - план закупок и план-график закупок. С 2016 г. проект плана закупок на следу-ющий финансовый год требуется предоставить ГРБС до 1 июля текущего года. Утвердить план закупок требуется в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств, а опублико-вать его требуется в течение 3-х рабочих дней после утверждения, итого 13 рабочих дней (ст. 17 п. 7 44-ФЗ). Лимиты бюджетных обязательств дово-дят в начале финансового года.
Все действия, касающиеся операций, регламентированных законом о контрактной системе, публикуются на официальном сайте «Единой ин-формационной системе в сфере закупок» zakupki.gov.ru в том числе пуб-ликация плана закупок и плана-графика.
План закупок - это сложный по структуре документ. Составляется он в разрезе общероссийского классификатора продукции по видам экономи-ческой деятельности (ОКПД). Сейчас применяется классификатор ОКПД2. В будущем ОКПД2 должен заменить каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в основе которого будет лежать тот же ОКПД2. ОКПД2 максимум состоит из 9-ти разрядов, и он входит в идентификационные код закупки, который состоит из 36-ти разрядов. Каждой закупке необходимо сформировать такой код.
План-график - это документ, основывающийся на плане закупок, но уточняющий месяц, в котором должна быть проведена закупка. Также с 2017 г. в плане-графике необходимо указать обоснование начальной мак-симальной цены контракта (НМКЦ). Для обоснования НМКЦ требуется провести аналитику коммерческих предложений и ранее исполненных ана-логичных контрактов. Процесс обоснования НМКЦ предполагает исполь-зование регламентированного порядка и формул. С 2017 г. в плане-графике необходимо указывать планируемые платежи по конкретной за-купке.
Такие документы как план закупок и план-график закупок за 13 ра-бочих дней составить невозможно (10 рабочих дней на согласование и 3 рабочих дня на публикацию см. выше), и в законе о контрактной системе указано, что план закупок составляется в процессе составления и рассмот-рения проектов бюджетов .
Если учреждение не предусмотрело какую-либо закупку в бюджет-ной смете, то оно ее в принципе может осуществить, когда она попадает под тот же код бюджетной классификации, а если закупка не предусмотре-на в плане закупок, то с 2017 г. ее нельзя осуществить технически.
Упрощенно, логические связи, возникающие при планировании бюджета внутри казенного учреждения представлены на рис.1.
Рис.1. Логические связи при планировании бюджета внутри казенного учреждения
Обоснование НМКЦ по закону требуется только для составления плана- графика, но мы видим, что корректную бюджетную смету без этой процедуры не сделать, так как НМКЦ и есть наши предельные расходы на закупки.
Закупки по основному виду деятельности и на содержание, как пра-вило делают разные отделы учреждения, затем требуется скоординировать их работу, для составления единого плана закупок, так как планы закупок по разным направлениям законодательством не предусмотрены.
Требуется составить план-график и скоординировать работу между отделами по работе с ним. План график составляется из фактически пла-нируемой потребности в тот или иной период финансового года, соответ-ственно разработка плана закупок и плана графика - это также параллель-ный взаимоувязанный процесс.
Затем исходя из плана графика, нужно запланировать покварталь-ные предельные объемы финансирования. Запланировать их точно требу-ется на первый квартал, и корректировать в последующие кварталы из-за изменений в плане-графике и (или) влияния других причин.
Все закупки и расчеты по ним необходимо произвести в рамках фи-нансового года, который равен календарному. Важно не допустить ни кредиторской, ни дебиторской задолженности на конец года. Есть много-летние контракты, порядок заключения которых предусмотрен отдельны-ми постановления правительства, но расчеты по ним в рамках отдельных этапов исполнения также необходимо завершить в рамках финансового года.
Таким образом, планирование в казенном учреждении представляет собой сложный, непрерывный, многоэтапный процесс. Идет планирование в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе.
Выделим ключевые проблемы планирования бюджета в казенных учреждениях:
постоянные изменения законодательства, усложнение порядка и из-менение сроков планирования бюджета, из года в год;
необходимость учета НМКЦ при постоянно меняющемся уровне цен (необходимо спрогнозировать изменение цен на следующий год по срав-нению с серединой текущего года, при том, что сама процедура формиро-вания НМКЦ весьма трудоемка);
различия бюджетной сметы и плана закупок из-за применения раз-ных классификаторов и логики этих документов;
необходимость объединения различных направлений расхода бюд-жетных средств в едином плане закупок;
проведение контроля соотнесение плана-графика и поквартальных предельных объемов финансирования;