Фрагмент для ознакомления
2
• многодетные;
• имеющие в своем составе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
• с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
• приёмные, патронатные семьи, имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), беженцы и вынужденные переселенцы;
• где дети, женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);
• молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
• имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, ведущие аморальный, криминогенный образ жизни; злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, ВИЧ-инфицированных;
• в которых родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
• граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;
• совершеннолетние, бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов и другим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте до 23 лет);
• одиноким отцам с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
• гражданам, воспитывающим несовершеннолетних детей и понесшим потерю близких родственников и не способных самостоятельно справиться с психологическим шоком.
Женщины:
• подвергшиеся психофизическому насилию;
• получившие психотравмирующий опыт (в том числе подвергшимся сексуальным домогательствам на рабочем месте);
• имеющие эмоциональные нарушения, невротические расстройства, трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка, его школьными проблемами;
• женщины "группы риска" (страдающим алкоголизмом, наркоманией и др.);
• пострадавшие от торговли людьми или условий, сходных с рабскими;
• имеющие детей-инвалидов, детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, воспитываемых дома;
• женщины, потерявшие родных и близких (вдовам);
• одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
• несовершеннолетние матери;
• беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие); кормящие матери и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
• женщины, находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;
• самостоятельно проживающие выпускницы детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
• женщины, находящиеся в конфликте с семьей;
• женщины, освободившиеся из мест лишения свободы;
• женщины, находящиеся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам.
• женщины, затронутые проблемой ВИЧ-инфекции.
Учреждение укомплектовано кадрами на 92,0% (показатель, предусмотренный «дорожной картой», составляет 95%), показатель текучести кадров составил 14,6% (в 2016 году - 12,3%).
С целью информационного сопровождения «дорожной карты» развивается сайт учреждения, в 2017 году на сайте было размещено 70 статей о различных направлениях деятельности Центра. В течение 2017 года сайт посетили 26810 человек (20438 человек в 2016 году), просмотров - 77703 раз. Содержание сайта соответствует Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 года № 886 н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы её предоставления)»
С целью повышения кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания населения 15 специалистов прошли профессиональную переподготовку по специальности «специалист по социальной работе» (на базе Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Педагогический Альянс»).
Согласно Государственному заданию на 2017 год перед специалистами Центра была поставлена задача реализовать 10 видов рациональных наборов социальных услуг для различных категорий населения. Из них один набор, предоставляемый в стационарной форме социального обслуживания для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, один набор для несовершеннолетних в полустационарной форме (более 4-х часов) и восемь наборов для различных категорий граждан в полустационарной форме (менее 4-х часов). По итогам года Государственное задание выполнено.
Численность получателей социальных услуг в 2017 году
№ п/п Категория обслуживаемых граждан 2017 год
(чел)
1. Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении 950
2. Семьи (в том числе замещающие) 2674
3. Женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации 79
4. Лица из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет 87
5. ВИЧ – инфицированные граждане 57
6. Граждане, зависимые от психоактивных веществ 34
Всего: 3881
По сравнению с 2016 годом отмечается увеличение показателя численности обслуженных граждан на 4,8 % . Увеличение показателей по количеству обслуженных граждан связано с открытием в конце 2016 года двух специализированных отделений.
Сводные показатели количества предоставленных социальных услуг в 2017 году
№ п/п Наименование видов социальных услуг 2017 год
1 Социально-бытовые 14571
2 Социально-медицинские 13238
3 Социально-психологические 37933
4 Социально-педагогические 82025
5 Социально-трудовые 1151
6 Социально-правовые 6229
8 Срочные социальные: 7437
ВСЕГО: 162 584
Самыми востребованными услугами являются социально – педагогические и социально – психологические услуги (такие же приоритеты были в 2016 году). Увеличение процентного выражения количества оказанных социально – педагогических услуг в 2017 году объясняется увеличением количества групповых занятий (прежде всего в организационно – досуговом отделении, отделениях психолого – педагогической помощи №1 и №2, отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних №1).
Итоговые показатели по количеству обслуженных граждан в 2017 году формировались по основным направлениям деятельности учреждения:
- предоставление социальных услуг в рамках ИППСУ;
- предоставление срочных социальных услуг;
- информационно-просветительская деятельность в образовательных учреждениях района в рамках выполнения работ согласно Государственному заданию на 2017 год;
- индивидуально-профилактическая деятельность с семьями группы риска в рамках реализации Федерального закона от 14 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Всего по данным подсистемы ПУК ДССО за 2017 года обслужено 3880 человек. Всего, с учётом граждан, обслуженных в рамках реализации ИПР и выполнения работ, услуги (работы) в Центре получили 9979 человек: 3880 человек (услуги), 5338 человек (работы); 761человек (индивидуально-профилактическая работа).
2.2. Деятельность центра по работе с неполными семьями
Одним из объектов деятельности отделения социальной помощи семье и детям Центра является категория неполная семья. Такие семьи состоят из одного родителя и ребенка (детей). Неполные семьи являются слабозащищенными, зачастую малообеспеченными. Детей из таких семей относят к группе «социального риска». Причина в том, что у родителя, обеспечивающего неполную семью, не хватает времени на воспитание и общение с ребенком. Ребенок, в свою очередь, чувствует себя одиноким, неполноценным, может винить себя в том, что нет матери или отца. Часто происходит конфликт отношений «родитель-ребенок».
Одним из основных направлений решения проблем неполных семей является консультирование. Консультирование позволяет не только исследовать проблему семьи, находить позитивные пути ее решения, но и разрешать психологическое напряжение в семье.
Целью отделения является оказания социальной помощи семье и детям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения и психологического статуса
Доминирующее направление отделения является оказание консультативной помощи неполным семьям. Специалистами регулярно осуществляется их информационное и психологическое консультирование.
Главной целью центра является развитие и укрепление семьи через оказание социальных услуг семьям города.
Структура центра социальной помощи семье и детям довольно обширна, в неё входят такие отделения как: отделение приема граждан, первичный прием и регистрация граждан, отделение срочного социального обслуживания, отделение дневного пребывания несовершеннолетних, отделение психолого-педагогической помощи, консультативное отделение, отделение помощи семьям с проблемами насилия, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Центр социальной помощи семьи и детям осуществляет помощь неполным семьям в поиске работы для родителей и улучшения материального состояния семьи. Проводит работу с отделом образования по вопросу о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебной литературой, психологические проблемы детей, проблемы досуговой деятельности и т.д.
Так же в центре оказывается юридическая помощь. Оказываются консультации по вопросам пособий, алиментов, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы жилищного характера, проблемы трудовой занятости, вопрос взаимоотношений бывших супругов, все льготы по работе, материальная помощь, жилищные вопросы.
В центре социальной помощи семье и детям ведется содействие с аналогичными семьями, где происходит обмен опытом, организация совместного отдыха, оказывается взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).
В центре оформляются различные пособия, льготы, субсидии. Так же в нем существуют электронные программы: компьютерные программы развивающей и коррекционной работы с детьми на основе здоровье сберегающих технологий создания условий личностного роста детей и взрослых, через выработку навыков психофизиологической саморегуляции, поддержания хорошего физического здоровья, уверенного поведения в проблемных ситуациях.
Таким образом, неполные семьи – это семьи с одним родителем (матерью или отцом) и ребенком (или детьми). Одной из первостепенных проблем неполных семей является неблагополучное материальное положение. Соответственно необходимо проводить специальную и планомерную работу с такими семьями. Из всех видов учреждений
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения. [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.gks.ru / free _ doc / 2012 / demo / orp.doc
2. Аношкина А.И., Антипова А.А. Опыт социальной работы с неполными семьями в республике Мордовия // В сборнике: Социальная работа с различными группами населения: теоретические и прикладные аспекты материалы II Международной заочной научно-практической конференции. МГУ им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт, кафедра социальной работы. - 2011. - С. 56-59.
3. Антипова Е.И. Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности // Социум и власть. - 2013. - № 5(43). - С. 23-27
4. Антипова Е.И. Самостоятельная работа как форма подготовки будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов ежегодной международной конференции. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2013. - С. 49
5. Антипова Е.И., Кривых В.С. Технологии социальной работы с семьей//Сервис: экономика, техника, образование: студенческий ежегодник. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. -С. 125-127.
6. Бакулина А.С. Трудные родители -трудные дети: проблемы личностных деформаций у детей в некоторых типах социально дезадаптированных семей//Актуальные проблемы современной науки. -2014. -№ 1. -С. 78-82.
7. Бахуташвили Т.В. Срочная социальная помощь неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов: сущность и технологии // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 2 (35). - С. 126-129.
8. Белогорцев В.Н., Головченко И.А. Этапы работы семейных служб с неполными семьями // В сборнике: Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов. Шахты, - 2005. - С. 5-6.
9. Беляева А.Б. Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально- культурной деятельности общественной организации // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2(23-24). - С. 310-316
10. Вахиджанова А.Ф. Обязанности социального педагога в работе с неполными семьями // В сборнике: Направления деятельности социального педагога семейного профиля Сборник научных статей участников проекта «Профессиональная Школа родителей». ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО (Москва) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования; под редакцией И.А. Ахьямовой, М.А. Беляевой. Екатеринбург, - 2013. - С. 69-72.
11. Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе : Учебник/А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. -М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.
12. Гернега К.С., Анферова М.Е. Формы и методы социокультурной деятельности как основной инструмент помощи неполным семьям // В сборнике: Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 79-82.
13. Грачев В.И., Коновалов О.Е. Организационно-функциональная модель оказания медико-социальной помощи неполным семьям и внебрачным детям // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2006. - № 4. - С. 45-48.
14. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/И.Ф. Дементьева//Социологические исследования, 2001. № 11.
15. Захаров С.В., Чурилова Е.В. Феномен одинокого материнства в России // Мир России: Социология, этнология. – 2016. – Т. XXII. – № 4. – С. 86 - 117
16. Зинина Г.М., Кузнецова Т.И. Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы к работе с неполными многодетными семьями // В сборнике: инновационные процессы в психологии и педагогике Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 17.
17. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. – М: Академия, 2004
18. Камышова Е.В. Дифференцированный подход в социальной работе с неполными семьями: теоретические и практические аспекты // Вестник Мордовского университета. - 2007. - Т. 17. - № 2. - С. 127-131.
19. Кантемирова Г. А. Неполная семья как феномен большого города//Социология города. -2015. -№ 2. -С. 32-39.
20. Красненко Е.А., Ефремова Н.А. Программа социальной помощи неполным семьям с детьми младшего школьного возраста // В книге: Молодёжь - будущее России Материалы VI заочной Международной научно-практической конференции с участием студентов и аспирантов. - 2014. - С. 479-484.
21. Кузина К.Ю., Серебрякова Н.Н. Совершенствование социальной работы с неполными семьями // В сборнике: Cоциально-экономические аспекты развития современного общества Сборник статей. Под редакцией Сергея Владимировича Демидова. Рязань, - 2013. - С. 75-81.
22. Кучеренко В.З., Мысяков В.Б. Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2004. - № 1-2. - С. 95-99.
23. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: коллективная монография / А.В. Андреева и др.; под ред. О.Ф. Морозовой. - Красноярск: СФУ, 2014
24. На защите детей: Детский омбудсмен Анна Кузнецова [Электронный ресурс]. – URL: http: // tass.ru / obschestvo / 4538372
25. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2006. – с. 34
26. Отравенко О.В. Взаимодействие семьи и общественных организаций при воспитании детей из неполных семей в США // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. -- № 28. - С. 94-98.
27. Пономарёв П.А., Горина О.Ю. Социальная работа с неполными семьями // В сборнике: Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новочеркасская государственная мелиоративная академия», Кафедра истории и философии.. Новочеркасск; Ростов-на Дону, - 2013. - С. 13-15.
28. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. -СПб.: Питер, 2002. -352 с.
29. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №96. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ob‐osnovnyh‐formah‐sotsialnoy‐pomoschi‐chlenam‐ nepolnyh‐semey
30. Россбалт. Россиянки выбирают растить детей без мужа [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.rosbalt.ru / moscow / 2017 / 02 / 10 / 1591028.html
31. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие/Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2014. -260 с.: ил. -Библиогр.: с. 215-233.
32. Семья в цифрах статистики. Официальный портал Информационно - аналитического центра [Электронный ресурс] – URL: http: // inance.ru / 2014 / 07 / semya /
33. Сосновская Н. Трансформация семейных ценностей в современном обществе//Наука и инновации. -2015. -№ 9. -С. 14-19.
34. Социальная работа: учебное пособие/Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басов. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2015. -352 с.
35. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире/Российская академия наук, Институт психологии, Свято-Сергиевская православная богословская академия; отв. ред. В.А. Кольцова. -М.: Институт психологии РАН, 2013. -960 с.
36. Толстухина О.Ю. Программа работы с неполными семьями «Капелька» // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 156-158.
37. Тюрина Э. И. Технологии социокультурной работы с семьей. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы, 2012. - 155 с.
38. Фалилеев В.В. Социально-педагогическая работа с неполными семьями // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2012. - № 4. - С. 3-12.
39. Федеральная служба государственной статистики // Демография. [Электронный ресурс] – URL:http: // www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat _ main / rosstat / ru / statistics / population / demography / #
40. Фесенко Ю. А. Что необходимо знать педагогам и родителям о неврозах у детей//Дошкольная педагогика. -2013. -№ 9. -С. 4-11.
41. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.: Инфра-М, 2001. – с. 25
42. Цаюк А.М. Организация социально-психологической работы с неполными семьями // В книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 206-208.
43. Чурилова, Е. В. Состав и благосостояние неполных семей в России//Социологические исследования. -2015. -№ 3. -С. 78-81.
44. Шевченко И.О. Ситуация после развода: отцы и дети // Социологические исследования. – 2015. – №3. – С. 70 - 77
45. Шимановская Я.В. Формы и методы социальной работы с неполными семьями // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования Сборник научных статей преподавателей факультета социальной работы. Москва, - 2016. - С. 105-111.