Фрагмент для ознакомления
2
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин»
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Программа «Волшебный пластилин» составлена на основе различных приемов и способов нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографией таких авторов, как Г.Н. Давыдовой, О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева, И.А. Лыкова.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей , становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительно искусства – пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук и творческих способностей.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнения замысла. Принцип данной технологии заключаетя в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Рабочая программа «Волшебный пластилин» разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой .
Цель : Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
• Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
• Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
• Развивать мелкую моторику рук
• Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе
• Развивать творческие способности.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128 с.
2. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
4. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
7. Лыкова И.А. «Я будущий скульптор» – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
8. Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
9. http://www.ruskid.ru/lepka/
10. http://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138
11. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html