Фрагмент для ознакомления
2
Задание №2
Детско-родительские отношения как фактор эмоционального и психологического благополучия детей изучаются на всех уровнях научных исследований. Диссертационный уровень является самым глубоким, полным. Именно диссертация сопровождается обширным эмпирическим исследованием, а полученные данные являются статистически достоверными. Рассмотрим ряд диссертаций по психологии, в которых, так или иначе, рассматривается аспект влияния детско-родительских отношений на детей различного возраста.
1) Шведовская Анна Александровна, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, «Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста», Москва, 2006 г.
Автор ставит предметом своего исследования связь особенностей детско-родительского взаимодействия с характером переживания ребенком детско-родительских отношений в дошкольном возрасте и с характеристиками родительской позиции.
Диссертация содержит научно-новый материал по выделению и описанию видов взаимодействия детей дошкольного возраста и родителей. Автор выделяет:
1) гармоничный вид;
2) конфликтный вид;
3) дистантный вид;
4) доминантный вид.
Доминантному варианту, как одному из самых сложных уделяется особое внимание и дается подробнейшее описание. Автор выделил и описал варианты доминантного вида детско-родительских отношений:
1) доминирующий родитель - покорный ребенок;
2) доминирующий ребенок - потворствующий родитель.
В рамках работы предлагается структурная модель детско-родительского взаимодействия, объединяющая несколько компонентов:
1) мотивационно-смысловой;
2) когнитивный;
3) аффективный;
4) поведенческий.
Для каждого вида детско-родительских отношений Шведовская А.А. дает описание восприятия этого вида отношений ребенком. Автор диссертации разработала и апробировала уникальные диагностические методики:
1) опросник деятельностных предпочтений ребенка;
2) опросник стиля родительских дисциплин;
3) проективная методика «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений»;
4) проективная методика «Направленная режиссерская сюжетно-ролевая игра в семью».
Теоретическая часть работы направлена на обоснование формирования того или иного вида детско-родительских отношений в семье. Главную роль при этом играет соотношение главенствующих или партнерских позиций ребенка и родителей. Автор диссертации пишет о том, что родительская позиция чаще всего выражается в виде эмоционального принятия или непринятия ребенка. Большое значение имеет характер и содержание дисциплинарных требований со стороны родителей, методы контроля.
Шведовская А.А. уделяет внимание подробному описанию тех эмоций, которые возникают у ребенка под влиянием каждого из видов детско-родительских отношений:
1) Гармоничное взаимодействие отражается в благополучии, позитивном интересе и доверии к родителям, удовольствии от совместной работы, зарождает семейную целостность и сплоченность. В семьях с гармоничными отношениями дети уверенны в родительской поддержке в трудной ситуации.
2) Конфликтное взаимодействие характеризуется дефицитом положительного эмоционального контакта с матерью и отцом, доверия ко взрослым, напряженностью и конфликтностью, взаимной неудовольствием и раздражением, неспособностью эффективного воздействия на родителей.
3) Дистантное взаимодействие характеризуется недостатком эмоциональной поддержки и отвержением ребенка родителями. Ребенок в такой семье чувствует себя незначительным, ненужным. Попадая во фрустрирующую ситуацию, ребенок становится подавленным, беспомощным. Иногда ребенку проще отрицать негатив, поскольку поддержки взрослых нет. Дети из семей с дистантным взаимодействием удовлетворяют аффилиативную потребность общением с любимыми игрушками, фантазированием.
4) Доминантное взаимодействие по типу «доминирующий родитель - покорный ребенок» характеризуется детскими переживаниями неуверенности в себе и семейной разобщенностью и нестабильностью. Покорный ребенок полностью зависим от взрослых. Без поддержки и постоянного контроля матери или отца ребенок не может существовать.
Доминантное взаимодействие по типу «доминирующий ребенок - потворствующий родитель» характеризуется детскими переживаниями собственной уверенности. Такие дети рассчитывают на поддержку взрослых, принятие себя, глубоко нуждаются в кооперации. Доминирующий ребенок выражает свое недовольство в виде агрессии по отношению к родителям.
Эмпирическая часть диссертации основана на выявлении характера переживаний ребенком дошкольного возраста детско-родительских отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.
Диагностируя переживания ребенка, автор уделяет внимание следующим моментам:
1) выбору игровых предметов и персонажей;
2) особенностям игрового сюжета;
3) характеру взаимодействия между игровыми персонажами;
4) аффективному отношению к игровым персонажам и действиям;
5) способу разрешения моделируемых в игре типичных конфликтов между ребенком и родителями.
Таким образом, подводя итоги по диссертации Шведовской А.А., можем утверждать, что в работе показана роль и значение активной позиции ребенка и ориентирующею образа отношений с близким взрослым в становлении и развитии детско-родительских отношений. Моделирование состава детско-родительского взаимодействия в единстве мотивационно-потребностного, поведенческого, когнитивного и аффективного компонентов способствует уточнению представления о психологическом содержании общения и совместной деятельности ребенка со взрослым.
Результаты исследования имеют практическую значимость. Выявлены психологические условия и факторы, определяющие характер и виды детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. Разработан новый диагностический инструментарий. Результаты диссертационной работы должны использоваться в практике возрастного психологического и семейного консультирования.
Таким образом, предметом исследования в работе полностью раскрыт, установлена связь особенностей детско-родительского взаимодействия с характером переживания ребенком детско-родительских отношений в дошкольном возрасте и с характеристиками родительской позиции.
2) Диденко Елена Яковлевна «Детско-родительские отношения молодых людей с сенсорными нарушениями и их родителей», диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2016 г.