Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мною была пройдена учебная практика в ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» с 30 июня по 13 июля 2022 года. Общая продолжительность учебной практики составила 14 дней. Описание деятельности по дням прилагается в дневнике практике. В отчете показано содержание деятельности в процессе прохождения учебной практики. В процессе прохождения учебной практики в соответствии с утверждённой образовательной̆ программой̆ специалитета 38.05.02 «Таможенное дело» особое внимание уделялось получению первичных умений:
• использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности;
• осуществлять коммуникации для решения задач в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности;
• применять методы и средства получения, хранения, обработки информации;
• применять основные правила использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей в различных сферах профессиональной деятельности;
• использовать источники таможенного законодательства и законодательства РФ о таможенном деле при получении первичных профессиональных умений.
В результате прохождения практики я овладел навыками использования нормативно-правовых источников в различных сферах деятельности; коммуникации для решения задач в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности; методами и средствами получения, хранения, обработки информации.
Целями учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются закрепление теоретических знаний, а также приобретение навыков работы с нормативными документами и формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков).
Задачи практики:
1. Ознакомиться с нормативными актами в рамках таможенного законодательства ЕАЭС и российского законодательства по таможенному делу;
2. Расмотреть и описать раздел ТК ЕАЭС и Федеральныйо Закон «О таможенном регулировании в РФ»;
3. Возможность описать полуенный материал и его обобщить;
4. Написать отчет по практике используя общеправовые знания в различных сферах деятельности и навыки использования нормативно-правовых источников в различных сферах деятельности.
Глава 1. Содержание работы учебной практики
1.1 . Основные положения таможенного регулирования ЕАЭС
Таможенное законодательство имеет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. На ряду с нетарифным регулированием, является методом государственного воздействия на международную торговлю и выполняет две важнейшие функции: протекционистская т.е. установление ввозных пошлин делает местных производителей более конкурентоспособными, так как стоимость импортируемой продукции повышается и фискальная т.е. уплаченные пошлины идут в бюджет пополняя таким образом казну. Все элементы таможенно-тарифного регулирования в эпоху глобализации мировой экономики унифицируются международными договорами, такими как Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования продукции, и контролируются международными институтами, такими как Всемирная торговая организация (ВТО).
В силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование осуществляется по:
- таможенному законодательству ЕАЭС;
- законодательству государств - членов ЕАЭС, но только в части, не урегулированной таможенным законодательством ЕАЭС (до установления соответствующих правоотношений на уровне этого законодательства). Если таможенное регулирование осуществляется согласно законодательству государства - члена ЕАЭС, данное законодательство действует на территории именно этого государства.
Таможенное законодательство ЕАЭС (действует на всей таможенной территории ЕАЭС) состоит:
- из ТК ЕАЭС. Предметом регулирования ТК ЕАЭС являются, в частности, отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Пленум ВАС подчеркнул, что ТК ЕАЭС является неотъемлемой частью международного договора РФ, поэтому ТК ЕАЭС выступает в качестве акта прямого действия на территории РФ, если не содержит требований об издании внутригосударственных актов, необходимых для его применения;
- из международных договоров государств - членов ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
- из решений комиссии ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения в ЕАЭС, принимаемых в соответствии с ТК ЕАЭС и международными договорами государств - членов ЕАЭС (из решений наднационального регулятора).
Таможенное регулирование в настоящее время стало принципиальным и трудоемким механизмом государства. Эффективность действия таможенно-тарифного регулирования зависит прежде всего от нормативного порядка и правил. Поэтому дабы обеспечить наилучшую эффективность была введена нормативно-правовая база. Нормативно-правовая база – это совокупность официальных письменных (изданных) документов, которые принимаются в определенной форме правотворческим органом. Под правовой нормой следует понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера. В Российской федерации нормативно правовая база в области таможенного регулирования состоит из группы нормативных документов таких как:
1) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, вступивший в силу 1 января 2018 года
2) Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ
3) Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ
4) Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1
5) Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ
Внушительное воздействие на условия ведения внешнеэкономической деятельности оказывает Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, вступивший в силу с 1 января 2018 года (ТК ЕАЭС). Он представляет собой классифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в области перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического. Кодекс является приложением к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 и заменивший Таможенный кодекс ЕАЭС. Кодекс призван автоматизировать, ускорить и упростить таможенные процессы.
Рассмотрим основные положения ТК ЕАЭС, посвященные таможенному регулированию. ТК ЕАЭС Глава 1 Основные положения о таможенном регулировании в Евразийском экономическом союзе:
Статья 1. Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе
Статья 2. Определения
Статья 3. Информирование о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования
Статья 4. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования
Статья 5. Таможенная территория Союза и таможенная граница Союза
Статья 6. Применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения
Статья 7. Соблюдение запретов и ограничений
Статья 8. Таможенные документы
Согласно ст.1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
В случае возникновения противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения ТК ЕАЭС.
Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании.
После основного нормативного акта ТК ЕАЭС по таможенному регулированию перейдем к федеральным законам РФ.
ФЗ №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был создан для обеспечения благоприятных условий для внешней торговли и защитить политические и экономические интересы государства. Данный закон устанавливает определенные ограничения такие как международные санкции, требования международного валютного фонда, ответные меры. Также он предусматривает полномочия Президента, Правительства, министерств в сфере внешнеторговой деятельности.
ФЗ №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» представляет собой общие положение таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации. Он регулирует правовые отношения, связанные с ввозом товаров в РФ и их вывозом из РФ, определяет основные направления деятельности таможенных органов в России, их права, обязанности и ответственность.
Закон РФ "О таможенном тарифе" определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
ФЗ №289 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечивает выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза; экономическую безопасность Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами; соблюдение прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию, и товарами, вывозимыми из Российской Федерации, а так же создание условий для наилучшего развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, таможенной инфраструктуры.
в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ, а именно в статье 8 закреплено, что положения актов законодательства Российской Федерации о таможенно-тарифном регулировании и иных правовых актов РФ в сфере таможенного регулирования соответственно должны быть сформулированы таким образом, дабы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, и какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в РФ и (или) вывозе товаров и (или) транспортных средств международной перевозки из Российской Федерации. Но даже это порой не спасает от казусов, которые встречаются в таможенной практике. Так как в Российской Федерации есть два главных источника регулирующих таможенное дело, это законодательство РФ и законодательство ЕАЭС, они порой могут противоречить друг другу. В таких случаях, то есть если возникли разногласия и(или) неточности между нормами таможенного законодательства ЕАЭС и нормами законодательства Российской Федерации, применению подлежат нормы таможенного законодательства ЕАЭС ЕАЭС это закреплено в Таможенном кодексе ЕАЭС статьи 1.