Фрагмент для ознакомления
2
Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предусматривает тематическое планирование музыкальных курсов, позволяющее использовать проектную и исследовательскую деятельность.
На уроке музыки этот проект представляет собой набор действий, специально организованных учителем и выполняемых учениками самостоятельно, в конечном итоге создавая творческий продукт.
Проект очень ценен тем, что в процессе реализации школьники учатся самостоятельно приобретать знания и набираться опыта в познавательной, образовательной и исследовательской деятельности.
Проектный метод характеризуется высокой степенью коммуникации, которая предполагает, что студенты выражают свои мнения и чувства, активно участвуют в практической деятельности и берут на себя личную ответственность за ход обучения.
Цель:
– реализовать свой интерес к предмету исследования, расширить знания о нем;
– продемонстрировать навыки учащегося или группы учащихся в использовании исследовательского опыта, полученного в школе;
– продемонстрировать уровень подготовки и знаний в области музыки;
– подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Темы проектов 7 класса:
– «Опера «Князь Игорь»
– «Русская эпическая опера»
– «Ария князя Игоря»
– «Портрет половцев»
– «Плач Ярославны»
– «Жизнь даёт для песни образы и звуки…»
– «Музыкальная культура родного края»
– «Классика на мобильных телефонах»
– «Есть ли у симфонии будущее?»
– «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»
– «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»
– «Музыка народов мира: красота и гармония»
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательским проектом. Современный студенческий проект - это дидактический способ активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, умений и навыков исследования, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и междисциплинарными по своему характеру, поскольку они объединяют несколько тем.
Темы проектов 8 класса:
– «Музыка – это огромный мир, окружающий человека»
– Великие мюзиклы мира. Проект «Юнона и Авось».
– Проект «Кошки»
– «Музыкальное завещание потомкам»
7 класс – А.П. Бородин опера «Князь Игорь» - выполняется информационный проект на тему «Князь Игорь: мифический образ или реальный герой», который дети могут представить не только для учеников данного класса, но и для широкой аудитории
Цель проекта: заинтересовать студентов личностью князя Игоря и автора оперы Александра Порфирьевича Бородина.
Задачи проекта:
– обучение новым знаниям, навыкам, умениям организации проектной деятельности;
– развивать коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
– расширить кругозор учащихся;
– воспитывать чувство патриотизма и гордости за национальную историю и искусство;
– создание условий для самоутверждения учащихся.
Вопросы, связанные с проектом:
– Кто из композиторов затронул тему защитников Отечества?
– Князь Игорь: мифический образ или настоящий герой?
– Какие жанры использовали композиторы при составлении своих произведений, посвященных защитникам Отечества?
Предполагаемый результат проекта - это беседа, сопровождаемая презентацией, которая расширяет кругозор студентов.
Ожидаемый результат:
– овладение учащимися практическими и теоретическими знаниями по организации проектной деятельности;
– умение работать с источниками информации;
– умение работать в команде;
– расширить кругозор учащихся;
– развитие и раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Проект может выполняться и представляться в различных формах: презентация, устный рассказ, подготовка и показ видеоролика
Участвовать в создании проекта могут не более 3-х человек, при этом работа должна быть достаточно информативной
Представлять свои проектные работы на суд зрителей в обязательном порядке.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются. Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения — с 1 по 8 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.
Важную роль в подготовке и реализации проектов играют родители, которые получают информацию от учителей в форме:
– индивидуальные интервью, направленные на пробуждение интереса к образовательному процессу,
– печатная консультация по теме проекта.
Задание 5.
Разработка урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой для 7-8 классов
План-конспект открытого урока по музыке
Музыка. 6 класс, 4 четверть
Тема: "Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена») Р. Щедрин"
Цель: осознание духовных вечных ценностей через произведения искусства настоящего и прошлого (9 симфония Бетховена, «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» Р. Щедрина, «Гейлигенштадтское завещание» Бетховена).
Задачи: выразительно прочитать завещание Бетховена; определить, что значит завещание; определить средства музыкальной выразительности и образный строй музыкальных произведений; сопоставить по характеру музыкальные произведения и фрагменты завещания.
Ключевые слова: Традиции и новаторство. Музыкальное завещание. Художественный замысел композитора. Духовная связь композиторов разных времен. Симфония. Драматургия музыкальных образов. Камерная инструментальная музыка. Прелюдия. Интерпретация, цитирование.
Музыкальный материал: нотный материал, распевки, музыкальное приветствие
Оборудование: экран, проектор, компьютер, гитара, фортепиано, колонки.
Этапы работы:
Вход в класс под музыку (по выбору учителя)
1. Организационный момент. (0-30)
2. Музыкальное приветствие. (0-30)
3. Сбор домашнего задания для проверки (0-30)
4. Выведение темы урока. (1-00)
5. Постановка учебных задач и целеполагание. (1-00)
6. Мотивация и актуализация знаний. (8:00)
6.1. Чтение письма-завещания Л.Бетховена (с. 117 учебника)
6.2. Прослушивание фрагмента финала 9 симфонии (4 часть) Л. Бетховена «Ода к радости»
6.3. Прослушивание симфонических фрагментов Р. Щедрина «Гейлигенштадское завещание Бетховена»
6.4. Прослушивание фрагментов Р. Щедрина
7. Закрепление урока: выполнение задания по творческим группам (библиографы, знатоки, поисковики, толкователи, аналитики) и заполнение оценочных листов. (6:00)
8. Физминутка для глаз (может быть передвинута в зависимости от темпа урока, проводится в середине урока на 20 минуте) (1:00).
9. Вокально-хоровая работа:
8.1 Правила пения и распевка (2:00)
8.2 Работа над разучиванием первого куплета песни «Это всё» ДДТ (4:00)
10. Рефлексия урока (2:00).
11. Домашнее задание (0:30)
12. Если остается время, спеть ранее разученные песни «Служить России» (3:36)
Задание 6.
Разработка компьютерной презентации урока музыки в 7-8 классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой
Тема урока: Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец».
Цель урока: Изучить музыку в кинематографе.
Задачи:
Воспитательная – расширить музыкальный кругозор, воспитать художественный вкус.
Развивающая – сравнивать музыкальные номера, развить умение выделять главное, обобщать делать выводы.
Обучающая – формировать условия для развития целостного представления о музыке в кинематографе.
Формы работы : коллективная.
Тип урока: Открытие «новых» знаний.
Оборудование: ноутбук, доска, телевизор
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
Желание улучшить свои навыки
Формирование личностного отношения к тому, что изучается на уроке
Анализ собственного поведения в классе, анализ достижений ученик научится осознанно воспринимать музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выдвигать на первый план моральную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего народа и народов России; разбираться в музыкальных жанрах и видах искусства, определять жанры литературы и искусства. Муза на слуху, понимает специфику музыки.
У ученика будет возможность научиться устанавливать связи между музыкальными и художественными произведениями. Познавательные
Извлечение информации из рассказа, беседы. Выработка алгоритма действий.
Регулятивные
Планирование собствен-ной деятельности, оценка уровня и качества усвоения.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество
Задание 7.
Методическая интерпретация музыкального произведения из собственного музыкально-исполнительского репертуара
Фортепианные произведения Бетховена датируются 1782-1823 гг. этот период характеризуется оживлением концертной жизни и тенденцией к формированию стабильного репертуара. Музыка венской классики и особенно Бетховена ставит проблему интерпретации и становится стимулом для быстрого развития исполнения. Первая треть XIX века - эпоха выдающихся пианистов, которые с этого времени начинают исполнять не только свои произведения, но и музыку других авторов. Изучение фортепианного творчества Бетховена в рамках общего процесса развития фортепианной музыки конца XVIII - первой трети XIX века позволяет, с одной стороны, понять, как композитор применил в своих произведениях достижения своего времени; с другой стороны, какова роль композитора в развитии фортепианной музыки. в этом уникальность музыки Бетховена.
Как известно, три сонаты для фортепиано соч. 2, опубликованный в 1796 году и посвященный Йозефу Гайдну, был не первым опытом Бетховена в области сонатной фортепианной музыки (до этого ряд сонат был написан композитором во время его пребывания в Бонне). Но именно сонаты соч. 2 начинают этот период сонатного фортепианного произведения Бетховена, которое приобрело наибольшую популярность.
Первая из сонат соч. 2 частично родилась в Бонне (то есть до 1792 г.), Следующие две, отличающиеся более ярким пианистическим стилем, уже находятся в Вене. Посвящение сонат Гайдну, бывшему учителю Бетховена, надо думать, указывало на довольно высокую оценку этих сонат самим автором. Задолго до того,как сонаты op. 2 были опубликованы, они были известны в частных кругах Вены. Она начинается с ряда трагических и драматических произведений. В нем четко прослеживаются особенности зрелого стиля. Его первая часть и финал характеризуются эмоциональной напряженностью, трагической остротой. В первой и последней частях обращает на себя внимание новизна тематического материала (мелодии, построенные на крупных контурах аккордов, высоких ударениях, отрывистых звуках).