Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Я, Иванов Иван Иванович, студент(ка) 5 курса факультета таможенного дела очной
формы обучения, проходил(а) производственную практику с 04.01.2017 по 22.01.2017 в
Санкт–Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Российской таможенной академии
на кафедре технических средств таможенного контроля и криминалистики под
руководством старшего преподавателя А.Л. Поль–Мари.
При прохождении практики руководствовался(лась) следующими нормативно–
правовыми документами:
Приказ Минобразования от 17.08.2015 № 850 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки (специальности) 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитет)»
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Во время прохождения практики были изучены следующие нормативно–правовые
документы:
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)//
Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
16.01.2015
2. «Договор о функционировании Европейского Союза» [рус., англ.] (Вместе со
«Списком, предусмотренным в статье 38...», «Заморскими странами и территориями, к
которым применяются положения части четвертой Договора...») (Подписан в г. Риме
2
25.03.1957) (с изм. и доп. от 13.12.2007)//Справочно–правовая система «Консультант
плюс»
3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к
Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный
сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от
30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018)//
«Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002
5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.12.2015 N 158 «О
введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на
таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным
транспортом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
6. Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 N 1154 «О перечне товаров,
таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование
товаров может осуществляться в письменной форме»// «Собрание законодательства
РФ», 23.12.2013, N 51, ст. 6864
7. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069 «Об утверждении Концепции системы
управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»//Справочно–
правовая система «Консультант плюс»
8. Приказ ФТС России от 7 сентября 2012 г. N 1809 «Об утверждении временного
порядка категорирования участников ВЭД» // Архив ФТС России.
В ходе прохождения практики и выполнения индивидуального задания применялись
методы исследования: изучение, анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Работа
выполнена посредством всестороннего анализа источников нормативно–правовой базы
«КонсультантПлюс».
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Тема индивидуального задания – «Анализ современного состояния таможенного
декларирования в Евразийском Экономическом Союзе»
2.1. Анализ нормативной базы, регламентирующей таможенное декларирование
товаров
Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) был создан на основе Договора о
Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), подписанного в Астане
29 мая 2014 г. главами трех государств: Российской Федерации, Республики Казахстан
и Республики Беларусь. После вступления в силу Договора о присоединении
Республики Армения к Договору о ЕАЭС и Договора о присоединении Киргизской
Республики к Договору о ЕАЭС полноправными членами данного интеграционного
образования стали Армения и Киргизия. Согласно п. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС, ЕАЭС –
международная организация региональной экономической интеграции, обладающая
международной правосубъектностью, в силу которой ЕАЭС имеет международную
правоспособность и дееспособность, делегированную Союзу государствами–членами и
определенную в соответствии с его компетенцией. Главные цели учреждения ЕАЭС –
обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и создание
одного из ключевых экономических центров многополярного мира. Кроме того, в
рамках ЕАЭС обеспечивается проведение государствами–членами единой,
согласованной и скоординированной политики в отдельных отраслях экономики. Для
достижения поставленных в Договоре о ЕАЭС целей Союз обладает организационной
структурой, состоящей из органов ЕАЭС: Высшего Евразийского экономического
совета (далее – Высший совет), функционирующего на уровне глав государств–членов,
Евразийского межправительственного совета (далее – Межправительственный совет),
3
осуществляющего свою деятельность на уровне глав правительств государств–членов,
Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия), являющейся постоянно
действующим органом ЕАЭС, и Суда ЕАЭС, обеспечивающего единообразное
применение государствами–членами Договора о ЕАЭС, международных договоров в
рамках Союза и решений органов ЕАЭС.
Право Союза составляют два вида международно–правовых источников:
международные договоры и акты органов ЕАЭС (Высшего совета,
Межправительственного совета и Комиссии). Эффективность деятельности данного
интеграционного образования напрямую зависит от исполнения актов, входящих в
право ЕАЭС, поэтому порядок их имплементации во внутригосударственное
законодательство представляет особый интерес. При этом, как отмечает Б.И. Осминин,
способом внутригосударственного осуществления международных договорных
обязательств, местом, которое отводится международным договорам в иерархической
системе источников внутригосударственного права, и подходом к проблеме
«самоисполнимости», «непосредственной применимости» международных договоров
«в значительной степени определяется порядок взаимодействия национального права и
международных договоров, именно от них зависит практика реализации
международных договорных обязательств в национальной правовой системе, та
государственно–правовая форма, в которой происходит выполнение международных
договоров».
2.2. Анализ современного состояния эффективности таможенного декларирования
товаров
Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о
товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для
выпуска товаров. А.Ф. Ноздрачев полагает, что разрешение может иметь форму
декларации. Такая форма разрешительного документа применяется, например, для
участников внешнеэкономической деятельности.
Все товары, перемещаемые через таможенную границу союза, подлежат таможенному
декларированию. В качестве примера приведем административную процедуру
таможенного декларирования посредством декларации на товары. Она подается
декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному
регистрировать декларации на товары.
Таможенный орган фиксирует дату и время подачи в журнале регистрации деклараций
на товары в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных
технологий.
Далее таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в
регистрации декларации на товары. После проведения указанной проверки
таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации декларации на товары в
срок не более двух часов с момента ее подачи.
Регистрация декларации на товары осуществляется путем присвоения ей таможенным
органом регистрационного номера. Именно с этого момента декларация становится
документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Таким
образом, административная процедура таможенного декларирования инициируется
подачей таможенной декларации, включает в себя ряд последовательных действий и
завершается регистрацией таможенной декларации, что является своего рода
разрешением на трансграничное перемещение декларируемых товаров.
При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной
декларации:
1) декларация на товары;
4
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная декларация;
4) декларация на транспортное средство.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные
процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную
процедуру таможенного транзита.
Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании
транспортных средств международной перевозки.
К примеру, пассажирская таможенная декларация применяется для таможенного
декларирования гражданами товаров для личного пользования, подлежащих
декларированию, а также для помещения таких товаров в установленных случаях под
таможенную процедуру таможенного транзита (п. 3 ст. 105, п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС).
2.3. Анализ структуры нарушений таможенного законодательства при таможенном
декларировании товаров
Нарушения таможенного законодательства при таможенном декларировании товаров
рассмотрим на базе анализа судебной практики за 2017 год.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 N 05АП–
6643/2017 по делу N А51–31023/2016
Суд правомерно признал правомерным отказ в удовлетворении ходатайства
организации о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг
перевода документов.
Ранее нижестоящей инстанцией требования организации о признании незаконным
решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в
декларации на товары, а также о взыскании судебных расходов на оплату услуг
представителя и госпошлины были удовлетворены.
Суд согласился с выводом нижестоящей инстанции о том, что данные документы по
смыслу статьи пункта 1 статьи 183 ТК ТС и Перечня документов, подтверждающих
заявленную таможенную стоимость товаров, являющегося приложением N 1 к Порядку
декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии
Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, относятся к документам, которыми должна
сопровождаться подача таможенной декларации. При этом суд отметил, что
необходимый перевод документов, исполненных на иностранном языке и
представляемых при подаче таможенной декларации, в силу прямого указания статьи
183 ТК ТС должен осуществляться на этапе таможенного декларирования, ввиду этого
является расходом, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, а
не с судебными издержками.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 N 05АП–
5758/2017 по делу N А51–11630/2017
Суд отменил решение нижестоящего суда и вынес новое решение, которым отказал в
удовлетворении требования организации о признании незаконным решения
таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по
декларации на товары. Не принимая довод таможенного органа, суд нижестоящей
инстанции исходит из того, что декларация на товары была оформлена посредством
системы электронного декларирования и таможне были представлены
формализованные электронные копии документов. Суд поясняет, что данный способ
представления документов соответствует пункту 5 статьи 183 ТК ТС, в связи с чем
предоставление не оригиналов, а копий документов основанием для корректировки
5
таможенной стоимости без доказательств того, что заявленные в них сведения о
таможенной стоимости недостоверны или недостаточны, являться не может.
Постановление Арбитражного суда Северо–Западного округа от 22.08.2017 N Ф07–
8361/2017 по делу N А56–62108/2016
Суд признал правомерным удовлетворение требования организации об оспаривании
постановлений таможенного органа о привлечении к административной
ответственности на основании части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в
виде денежных штрафов. Суд согласился с выводами нижестоящих инстанций о том,
что на момент подачи ДТ организация располагала актом экспертного исследования,
подтверждающим приведенное в названной ДТ описание товара. Согласно данному
акту товар представляет собой бумагу в рулонах, пропитанную с двух сторон
неотвержденной фенолформальдегидной смолой, и соответствует коду ТН ВЭД. При
таких обстоятельствах нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу на
основании пункта 8 части 1 статьи 183 ТК ТС, поскольку таможенным органом не
доказано, что на дату подачи спорных ДТ организация располагала какими–либо
другими документами.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 N 04АП–
3195/2017 по делу N А19–1684/2017
Суд, отказывая в удовлетворении требований общества о признании незаконным
постановления по делу об административном правонарушении, разъяснил, что по
смыслу статьи 183 во взаимосвязи со статьями 181 и 190 ТК ТС в случае наличия
между декларантом и таможенным представителем договорных отношений последний
от имени декларанта для помещения товара под таможенную процедуру подает в
таможенный орган ДТ и предоставленные декларантом документы, подтверждающие
заявленные в таможенной декларации сведения.
2.4. Анализ современного состояния управления рисками нарушений таможенного
законодательства при таможенном декларировании товаров
По своей сути таможенное декларирование является основной стадией таможенного
оформления товаров, а, следовательно, одной из наиболее значимых таможенных
операций, в ходе осуществления которой таможенным органам заявляются сведения о
товарах, необходимые для определения подлежащих уплате таможенных платежей,
налогов, а также применения к товарам запретов и ограничений.
Помимо этого, данные о продолжительности и стоимости прохождения грузов через
таможенную границу вносят весомый вклад в показатель индикатора «Международная
торговля» рейтингов Всемирного банка Doing Business. С учетом этого таможенное
декларирование самым непосредственным образом связано как с формированием
денежных доходов государства, так и с определением конкретного объема и
содержания правосубъектности участников внешнеэкономической деятельности, а
также с важнейшими технологиями повышения конкурентоспособности России в
мировой экономике. Во–вторых, важным и стабильно высоким вкладом таможенных
представителей в процесс таможенного декларирования товаров.
2.5. Анализ современного состояния в области исследований в направлении
совершенствования таможенного декларирования товаров
Дальнейшее развитие института таможенного администрирования как института
государственных таможенных услуг актуализируют следующие основные проблемы:
– влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию
таможенного администрирования;
6
– развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД в условиях создания Евразийского
экономического союза, расширение направлений сотрудничества таможенной службы с
участниками ВЭД;
– дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере;
– формирование и реализация концепции сервисно–ориентированного
администрирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования достигнута цели посредством выполнения
поставленных задач.
Современная таможенная система является институтом системного администрирования
сферы внешнеэкономической деятельности и осуществляет контроль товаров,
перевозимых через таможенную границу, посредством различных методов, операций и
технологий. Таможенная система непосредственно взаимодействует со сферой
российской экономики и прежде всего сферой ВЭД, фундаментальную основу
функционирования которых составляют современные рыночные механизмы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)//
Официальный интернет–портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
16.01.2015
2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к
Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный
сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017
3. «Договор о функционировании Европейского Союза» [рус., англ.] (Вместе со
«Списком, предусмотренным в статье 38...», «Заморскими странами и территориями, к
которым применяются положения части четвертой Договора...») (Подписан в г. Риме
25.03.1957) (с изм. и доп. от 13.12.2007)//Справочно–правовая система «Консультант
плюс»
4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.12.2015 N 158 «О
введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на
таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным
транспортом» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.
5. Постановление Правительства РФ от 13.12.2013 N 1154 «О перечне товаров,
таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование
товаров может осуществляться в письменной форме»// «Собрание законодательства
РФ», 23.12.2013, N 51, ст. 6864
6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от
30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018)//
«Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002
7. Приказ ФТС России от 7 сентября 2012 г. N 1809 «Об утверждении временного
порядка категорирования участников ВЭД» // Архив ФТС России.
8. Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069 «Об утверждении Концепции системы
управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»//Справочно–
правовая система «Консультант плюс»
9. Искоскова М.В. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе //
Таможенное дело. 2013. N 3. С. 7 – 11.
7
10. Агамагомедова С.А. Административные процедуры разрешительного характера
в деятельности таможенных органов // Административное право и процесс. 2017. N 2.
С. 51 – 55.
11. Зуева Т.С. Удаленный выпуск как результат развития технологии интернет–
декларирования // Таможенное дело. 2015. N 3. С. 3 – 5.
12. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная
информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно–
правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 – 23.
13. Мантусов В.Б., Жуков Д.Б. Совершенствование таможенных операций при
осуществлении внешнеторговой деятельности в Евразийском экономическом союзе //
Вестник Российской таможенной академии. 2017. N 4. С. 24 – 31.
14. Ноздрачев А.Ф. Административная разрешительная система: происхождение и
содержание современного понятия // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 43.
15. Стрекалов С.В. Особенности реализации механизма предварительного
информирования при осуществлении авиационных грузоперевозок в Евразийском
экономическом союзе и Европейском союзе // Вестник Российской таможенной
академии. 2016. N 2. С. 173 – 178.
16. Шехматов Л.М. Правовое обеспечение электронного таможенного
декларирования товаров личного пользования, перемещаемых физическими лицами на
территории Евразийского экономического союза // Современное право. 2015. N 12. С.
143 – 146.
17. Разумнова Л.Л. Условия ведения бизнеса в России: индикатор «Международная
торговля» в рейтинге Всемирного банка // Управление экономическими системами:
электронный научный журнал. 2017. N 12. URL: http://www.uecs.ru
18. Фаттахов В.М. Правовое регулирование ответственности за нарушение
таможенных правил (аспекты квалификации): автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юр. наук. РИО РТА, Люберцы, 2013. С. 10.
19. Халипов С.В. Таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза
и законодательстве Российской Федерации // Российский внешнеэкономический
вестник. 2017. N 4. С. 107 – 113.
20. Шулятьев И.А., Шкурченко Н.В. Имплементация норм права Евразийского
экономического союза в законодательство государств – членов ЕАЭС //
Международное экономическое право. 2017. N 3. С. 3 – 13.
21. Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
22. Официальный сайт Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс].
URL: http://wcoomd.org/en/topics/key–issues/ecp–schedule/ecp–schedule.aspx.
23. Agreement on Trade Facilitation. Ministerial Conference Ninth Session Bali, 3 – 6
December 2013 (WT/MIN(13)/W/8) [Electronic resource]. Available at:
http://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc9_e/balipackage_e.htm.