Фрагмент для ознакомления
2
4.5. Протоколы и сводные таблицы по результатам диагностики
Протокол №1
Испытуемый: Лиза К.
Возраст: 6 лет
Методика № 1: Тест «Шифровка»
Цель: оценить у ребенка переключение, устойчивость, а также распределение и объема внимания.
Продолжительность теста 2 минуты
Оценка: 38 баллов
Методика № 2: «Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти»
Цель: выявить условия, которые ребенок способен удержать при восприятии на слух задания.
Оценка: 5 баллов
Задание выполнено, верно, были учтены все условия: то есть соблюдена форма геометрической фигуры, их число, верно, выбран цвет карандаша, наконец, верна последовательность заштрихованных фигур.
Методика № 3: «Оценка оперативной зрительной памяти»
Цель: выяснить насколько долго ребенок может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения.
Оценка: высокий уровень.
Была допущена одна ошибка.
Методика № 4: Тест «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером)
Цель: Диагностика внутренней позиции дошкольника.
Ребёнку читают вслух вопросы, причём время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же, как и все дополнительные замечания ребёнка.
Оценка: 5 баллов
Методика №5: Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека
Цель: Установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу
Задание № 1 «Рисунок мужской фигуры»
Оценка выполнения: 1 балл.
Нарисованная фигура имеет голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и пропорциональна туловищу. На голове имеются волосы. Так же изображены уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована цельно.
Задание № 2 «Подражание письменным буквам»
Оценка выполнения: 2 балла.
Слова скопированы с образца достаточно разборчиво для понимания.
Задание № 3 «Срисовывание группы точек»
Оценка выполнения: 1 балл.
Копирование рисунка практически совершенно. Соблюдены как пропорции композиции в целом, так и размеры точек. Рисунок параллелен образцу.
Итог: 4 балла.
По результатам выполнения заданий можно сделать вывод, что ребенок имеет достаточно высокий уровень школьной зрелости. Об этом говорит высокий уровень усидчивости и внимания. Хорошо развитая моторика рук и зрительная координация. Также ребенок, проявляет интерес к заданиям, любознательность. С заданиями справляется достаточно легко, не имеет ярко выраженных трудностей. Имеет хорошо развитое воображение и память.
Методика № 6: Ассоциативный эксперимент
Цель: изучение вербально-мыслительной деятельности и оценки специфики и уровня вербально-ассоциативных процессов.
Оценка: По итогам двух заданий можно сделать вывод, что ребенок отлично выявляет логическую последовательность и ассоциативный ряд. С заданиями справилась без видимых трудностей.
Методика № 7: Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
Цель: определение способности ребёнка к копированию сложного образца. Выявление умения ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определение особенностей развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Оценка: 0 баллов
Методика № 8: Графический диктант
Цель: исследование произвольности как компонента психологической готовности ребенка к школе.
Оценка: 5 баллов
Хорошо воспринимает и четко выполняет указания взрослого, умеет принимать поставленную задачу и допускает небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности. В своем рисунке смогла воспроизвести все детали образца; нарушение пропорций рисунка не выявлено; элементы рисунка были изображены верно; в пространстве детали рисунка соответствуют образцу; отклонения прямых линий незначительные, больших разрывов нет; залезание одной линии на другую незначительное.
Вывод: По результатам проведенного исследования, можно сказать, что ребенок обладает необходимым для обучения умением воспроизводить образец, достаточно точно срисовывает письменные буквы и рисует группы точек. Кроме этого, способна некоторое время работать достаточно сосредоточенно, ни на что при этом не отвлекаясь. По выявлению внутренней готовности ребенка к обучению в школе был показан высокий уровень мотивационной готовности к школе, то есть желание учиться, получать новые знания, общаться с одноклассниками. Имеет высокое логическое и аналитическое мышление, а также достаточный уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, осознанности, умения ориентироваться в окружающем мире, запас знаний. Имеет достаточный уровень развития вербально-логического и наглядно-действенного мышления: проводить сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения. Умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью, способна напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни.
Таким образом, полученные результаты проведенной диагностики позволяют сделать вывод, что ребенок имеет высокий уровень психологической готовности к школе.
Протокол №2
Испытуемый: Макар Х.
Возраст: 6 лет
Методика № 1: Тест «Шифровка»
Цель: оценить у ребенка переключение, устойчивость, а также распределение и объема внимания.
Продолжительность теста 2 минуты
Оценка: 23 балла
При прохождении теста был показан низкий результат, что свидетельствует о низкой концентрации внимания. Об этом говорят пропуски фигур и большое количество ошибок.
Методика № 2: «Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти»
Цель: выявить условия, которые ребенок способен удержать при восприятии на слух задания.
Оценка: 2 балла
В процессе тестирования ребенок совершил три ошибки. Были правильно выбраны цвета, однако последовательность заштрихованных фигур нарушена. Что свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе.
Методика № 3: «Оценка оперативной зрительной памяти»
Цель: выяснить насколько долго ребенок может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения.
Оценка: низкий уровень
В тестировании было допущено множество ошибок.
Методика № 4: Тест «Мотивационная готовность» (разработан А.Л. Венгером)
Цель: Диагностика внутренней позиции дошкольника.
Оценка: 0 баллов