Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый учет – это система обобщения информации для определения
налоговой базы по налогу на прибыль. Эта информация составляется на основе
данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком,
предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Целью налогового учета
является:
2
– формирование полной и достоверной информации о хозяйственных
операциях, которые произвела организация в течение отчетного (налогового)
периода;
– обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для
контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налога.
Организация должна самостоятельно организовать систему налогового учета
исходя из принципа последовательности применения его правил от одного
налогового периода к другому.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПАРТНЕРПОРТФЕЛЬИНВЕСТ»
ООО «ППИ» зарегистрирована по адресу: 300012, Тульская обл., город Тула,
улица М. Тореза, 5. Директор – Новикова Наталья Григорьевна. Основным
видом экономической деятельности является «управление инвестиционными
фондами». Также ООО «ППИ» работает еще по 6 направлениям. Размер
уставного капитала 80 005 000,00 руб.
Генеральный директор предприятия организует работу и эффективное
взаимодействие всех структурных единиц, решает финансовые вопросы,
вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием
необходимых условий труда для персонала. Ему подчиняется главный
бухгалтер, который осуществляет контроль над работой фирмы, организацию
учета финансово–хозяйственной деятельности предприятия, контроль за
сохранностью собственности, обладает информацией о наличии и движении
денежных средств, осуществляет различные хозяйственные операции;
начальник отдела сбыта, который решает возникающие вопросы в сфере сбыта
продукции; главный технолог, занимающийся созданием новой продукции и
изучением технологии её производства; а так же начальник отдела контроля
качества, главный механик и другие сотрудники, которые выполняют
управляющую функцию и занимают должности главных специалистов.
3
Разработка структуры предприятия и определение штатной численности
входит в обязанности главного бухгалтера, обладающего необходимыми
знаниями и опытом, а также информацией о рынке, состоянии фирмы и
перспективами развития. Функциональные обязанности Бухгалтера
определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по
должности Бухгалтера и могут быть дополнены, уточнены при подготовке
должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств. В ООО
«ППИ» действует следующая структура бухгалтерии:
Главный бухгалтер непосредственно подчиняется генеральному директору
Общества и несет ответственность за:
разработку и соблюдение Учетной политики;
ведение бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной
политикой и действующим законодательством;
составление и представление полной и достоверной бухгалтерской
отчетности согласно утвержденным графиком документооборота.
Главный бухгалтер ООО «ППИ» обязан:
организовать ведение бухгалтерского учета, отчетности и контроля в
соответствии с учетной политики;
подписывать совместно с руководителем документы, служащие
основанием для отпуска материально–производственных запасов и выдачи
денежных средств, выполнения расчетных и денежных обязательств в
соответствии с полномочиями, делегированными ему руководством ООО
«ППИ».
Бухгалтер по заработной плате – на основе первичных документов выполняют
все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляет контроль
за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям
во внебюджетные фонды и др.
К обязанностям бухгалтерии относятся:
4
Осуществлять прием и контроль первичной документации и подготавливать
их к счетной обработке;
Отражать в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных
средств и товарно–материальных ценностей и выявлять источники
образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливать
предложения по их предупреждению;
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАСЧЕТОВ В БЮДЖЕТ
Поскольку практика была пройдена под руководством подразделения
начисления заработной платы, практические аспекты учета расчетов с
бюджетом, рассмотрим платежи в бюджет на обязательное пенсионное и
медицинское страхование работников ООО «ППИ».
Ежеквартально общество с ограниченной ответственностью
«ПАРТНЕРПОРТФЕЛЬИНВЕСТ» предоставляет «Расчет по начисленным и
уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в
Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское
страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные
вознаграждения физическим лицам» по форме РСВ–1, утвержденной
Приказом Минтруда России от 28.12.2012 г. № 639н. Представляется
(нарастающим итогом) до 15–го числа второго месяца, следующего за
отчетным периодом.
Форма данной отчетности состоит из титульного листа и 6 разделов.
На титульном листе содержится такая информация, как регистрационный
номер в ПФР, номер уточнения (если сдается уточненный расчет) с причиной,
отчетный период, полное наименование организации с реквизитами, код по
ОКВЭД, количество застрахованных лиц и среднесписочная численность.
Раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» является
основным. Он включает в себя остаток страховых взносов, подлежащих
5
уплате на начало расчетного периода, суммы начисленных страховых взносов
по месяцам, суммы уплаченных страховых взносов и остаток, подлежащий
уплате на конец отчетного периода.
Из данных отчетности видно, что для страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование (далее – ОПС) отведены графы 3–7, а страховые
взносы на ОМС указаны в графе 8.
Раздел 2 расчета называется «Расчет страховых взносов по тарифу и по
дополнительному тарифу» и включает в себя 5 подразделов: 2.1. Расчет
страховых взносов по тарифу; 2.2. Расчет страховых взносов по
дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых
взносов, указанных в части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009
г. № 212–ФЗ; 2.3. Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для
отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2
статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ; 2.4. Расчет
страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий
плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 статьи 58.3
Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ; 2.5. Сведения по пачкам
документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в
отношении застрахованных лиц.
В строке 200 расчета указаны суммы выплат и иных вознаграждений,
начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7
Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212–ФЗ и в соответствии с
международными договорами. Исходя из данного расчета, за 2017 год было
начислено сотрудникам 93 303 303,53 руб. (стр. 200). Чтобы определить базу
для начисления страховых взносов, необходимо из этой суммы вычесть суммы
201 строки, не подлежащие обложению страховыми взносами (оплата проезда
к месту отдыха, материальная помощь, выплаты по листкам
нетрудоспособности) суммы расходов, принимаемых к вычету по 202 строке
и суммы выплат по 203 строке, превышающие предельную величину базы. В
6
нашем случае это 3 757 617,96 руб. и 3 467 087,07 руб. соответственно.
Рассчитаем базу для начисления страховых взносов:
93 303 303,53 – 3 757 617,96 – 3 467 087,07 = 86 078 598,50 (руб.) – получаем
строку 204, на эту сумму начисляются взносы на обязательное пенсионное
страхование в количестве 22%.
86 078 598,50 х 22% = 18 937 291,70 (руб.) начислено страховых взносов с
сумм, не превышающих предельную базу для начисления страховых взносов
(стр. 205).
С сумм, которые превышают предельную базу для начисления страховых
взносов, начисляется не 22%, а 10%. В 2017 году предельная величина базы
для начисления страховых взносов на ОПС составила 711 000 руб. Рассчитаем
сумму этих страховых взносов.
86 078 598,50 х 10% = 346 708,72 (руб.) начислено страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих предельную
величину базы для начисления страховых взносов (стр. 206).
3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ООО «ППИ» РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
3.1. Проверка расчетов по оплате труда
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ООО «ППИ»
проводит инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе проведения
данного контрольного мероприятия, в частности, надо проверить состояние
расчетов с работниками по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами,
расчеты с персоналом по другим операциям, а также расчеты с бюджетом по
НДФЛ и страховым взносам. В представленной статье напомним, какие
регистры и счета бухучета следует проверить, а также как оформить
результаты инвентаризации.
При проверке задолженности перед работниками по заработной плате
выявляются:
– невыплаченные суммы, подлежащие перечислению на счет депонентов;
7
– суммы и причины возникновения переплат работникам.
Следует помнить, что инвентаризация расчетов с сотрудниками ООО «ППИ»
не представляет собой сплошную проверку правильности начисления
заработной платы, компенсаций и пособий. Задача инвентаризационной
комиссии – сопоставление сумм, начисленных работникам, с суммами,
которые были им выплачены.
Информацию о начислении заработной платы, пособий, отпускных и других
выплат работникам инвентаризационная комиссия получает из расчетных
ведомостей, трудовых договоров и дополнений к ним, приказов о выплате
премий, доплат, компенсаций, листков нетрудоспособности, табелей и иных
документов.
В ходе инвентаризации счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
проверяются обороты по данному счету в целях подтверждения дебетового
или кредитового сальдо. При этом сравнивают:
– обороты по кредиту счета 70 с суммами, имеющимися в расчетных
(расчетно–платежных) ведомостях;
– обороты по дебету счета с оборотами по кредиту счетов учета денежных
средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета»).
Кредиторская задолженность по зарплате. Она показывает задолженность
организации перед работниками. Это начисленные, но не выплаченные им
зарплата, отпускные и т.п. Размер кредиторской задолженности перед
сотрудниками не должен превышать месячную задолженность, образованную
за последний месяц текущего финансового года.
Если в ходе инвентаризации были выявлены суммы заработной платы, не
полученной сотрудниками в срок, такая зарплата должна быть депонирована.
Если ООО «ППИ» выявлена кредиторская задолженность, срок исковой
давности по которой истек (например, невостребованная задолженность перед
уволенными работниками), эта задолженность должна быть списана. В данном
случае срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в
8
соответствии со ст. 200 ГК РФ (п. 1 ст. 196 ГК РФ, Письма ФНС РФ от
06.10.2009 N 3–2–06/109, Минфина РФ от 22.03.2010 N 03–03–06/1/161).
3.2. Проверка расчетов с подотчетными лицами
В ходе инвентаризации проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным
авансам с учетом их целевого использования, а также выявляются
подотчетные суммы, по которым работники не отчитались в срок и не
представили авансовый отчет.
Зачастую инвентаризация расчетов по счету 71 начинается с проверки
задолженности по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками или за
организацией перед данными сотрудниками. При обнаружении
задолженности за уволенным сотрудником эта сумма признается доходом
физического лица, с которого работодатель должен был удержать НДФЛ. При
невозможности удержать НДФЛ следует направить налогоплательщику и
налоговому органу по месту учета сообщение о невозможности удержать
налог, суммах дохода, с которого не удержан НДФЛ, и сумме неудержанного
налога.
При проверке расчетов с подотчетными лицами ООО «ППИ» в первую
очередь проверяют авансовые отчеты, наличие в них первичных документов,
подтверждающих осуществленные расходы, а также документы по
оприходованию материальных ценностей, приобретенных подотчетным
лицом. Кроме того, проверяются приходные кассовые ордера, по которым
были приняты остатки подотчетных сумм, возвращенные работниками в
кассу.
3.3. Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям
В ходе инвентаризации расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73)
проверяют расчеты с работниками по выданным займам, возмещению
материального ущерба в результате недостачи или брака.
9
Дебиторская задолженность по счету 73. Такая задолженность может
возникнуть, в частности если работник не полностью рассчитался по суммам,
подлежащим уплате в счет возмещения ущерба, процентам, полученным от
организации займам и т.п. После сравнения графиков платежей в счет
погашения ущерба и по договорам займа с документами о фактическом
погашении долга инвентаризационная комиссия должна оценить вероятность
погашения дебиторской задолженности.
3.4. Проверка расчетов по «зарплатным» налогам
При проведении инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами ООО «ППИ» сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 и
69 с суммами налогов, которые отражены в расчетах и налоговых декларациях,
а также с суммами, уплаченными в бюджет.
Суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности
организации, должны быть согласованы с налоговым органом и
тождественны. Отражение в балансе несогласованных сумм по названным
счетам не допускается.
С этой целью производятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам,
в рамках которых суммы налогов и сборов, учтенные в бухгалтерском учете,
сопоставляются с суммами, отраженными в лицевом счете, который имеется в
налоговой инспекции и внебюджетных фондах.
Формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам,
пеням, штрафам, процентам, порядок их заполнения и форматы представления
справок в электронной форме утверждены Приказом ФНС РФ от 28.12.2016 N
ММВ–7–17/722@.
3.5. Оформление результатов инвентаризации
Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств ООО «ППИ»
вносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем
10
в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний): один экземпляр акта
передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.
По итогам инвентаризации расчетов составляют акт или по самостоятельно
разработанной форме, или по унифицированной форме ИНВ–17, в которой
приведены акт и справка (приложение к акту).
Не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах
незаполненные строки прочеркиваются. Акт подписывают все члены
инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.
Выше мы неоднократно обращали внимание на то, что задолженность, срок
исковой давности по которой истек, должна быть списана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статьей 313 НК РФ налоговый учет понимается как система обобщения
информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных
первичных документов, сгруппированных в определенном порядке. Понятие
бухгалтерского учета дается Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402–
ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Бухгалтерский учет – формирование
документированной систематизированной информации об объектах,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с
требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и
составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».
Бухгалтерский учет, призванный формировать финансовую отчетность,
опирается в основном на информационные категории, в противоположность
этому налоговый учет, напрямую связанный с налогообложением, использует
гражданско–правовые имущественные категории.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
11
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998
№ 146–ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016)//
Российская газета, № 148–149, 06.08.1998
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000
№ 117–ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу
с 07.03.2018)// Парламентская газета, № 151–152, 10.08.2000
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 31.12.2017) О
бухгалтерском учете//Российская газета, № 278, 09.12.2011
4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О
формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в
Минюсте России 02.08.2010 № 18023)// Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти, № 35, 30.08.2010.
5. Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63 н (ред. от 06.04.2015) Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету Исправление ошибок в
бухгалтерском учете и отчетности (ПБУ 22/2010) (Зарегистрировано в
Минюсте России 30.07.2010 № 18008)// Российская газета, № 174, 06.08.2010.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
Утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (от 27.04.2015 N 55н)//
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ
10/99. Утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. от 27.04.2015
г. №5 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
8. Приказ Минфина РФ «Об утверждении федеральных стандартов
аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской
деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению
недобросовестных действий в ходе аудита») от 17.08.2010 №90н (в ред. от
17.10.2013 №99н) // Российская газета.–2010. №265.
9. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие / В.П.
Астахов. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 479 с.
12
10. Бурсулая Т. Пример учетной политики компании на 2018 г. // Новая
бухгалтерия. 2018. N 1. С. 110 - 119.
11. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В.
Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и
К», 2013. – 372 с.
12. Безбородова Т.И. Новые правила составления учетной политики
организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского
учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность //
Налоги. 2017. N 1. С. 3 - 7.
13. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник. – 19–е
изд., стер. – Р на Д.: 2015. – 512 с.
14. Бочкарева И.И., Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.
– М.: Магистр, 2010. – 413 с.
15. Бурмакина Н.И. О проблемах информационного межведомственного
взаимодействия при реализации учетно-регистрационной политики
недвижимости в России // Имущественные отношения в Российской
Федерации. 2017. N 5. С. 9 - 18.
16. Бубнова О.Ю. Правовое обеспечение учетной политики организации //
Lex russica. 2016. N 9. С. 37 - 45.
17. Выварец А.Д. Экономка предприятия: Учебник. – М.: ЮНИТИ– ДАНА.,
2012. – 543 С..
18. Гапоненко А.В. Экономика организации. Учебное пособие для
бакалавров / А.В. Гапоненко. – Краснодар: Краснодарский филиал РГТЭУ;
Просвещение–Юг, 2013. – 535 с.
19. Давыдова О.В. Учетная политика УК для целей налогообложения //
Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение.
2018. N 2. С. 37 - 38.
20. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. – 5–е изд.,
испр. и доп. – М.: Омега–Л, 2012. – 451 с.
13
21. Елецкая Ю.А. Об учетной политике по налогу на прибыль на 2018 год //
Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2018. N 1. С. 25 - 41.
22. Диркова Е. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" пересмотрено
// Практическая бухгалтерия. 2017. N 9. С. 54 - 57.
23. Захаров И.В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического
бакалавриата/ И. В. Захаров, О. Н. Калачева; под ред. И. М. Дмитриевой. – М.:
Издательство Юрайт, 2015 – 423 с.
24. Канке А.А, Кошевая И.П.Анализ финансово–хозяйственной
деятельности предприятия: Учебник. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: 2013. – 288
с.
25. Ковалев В.В. Финансы: учебник. – 3–е изд., перераб.– М.: ТК Велби,
Изд–во Проспект, 2013. – 610 с.
26. Кондраков Н.П Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет:
Учебник. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: 2011. – 504 с.
27. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 320
с.
28. Луговая Н.Н. Учетная политика для целей исчисления НДС // НДС:
проблемы и решения. 2018. N 1. С. 67 - 79.
29. Любушин, Н.П. Экономический анализ: Учебник для студентов вузов /
Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 575 с.
30. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности:
Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.:
КноРус, 2013. – 536 с.