Фрагмент для ознакомления
2
1. Краткая характеристика класса
Практика проходила в СШ № 212 г. Санкт-Петербурга в 5 классе. В классе 27 человек. Иностранный язык изучается в первого класса.
Для того чтобы выявить отношение к изучению иностранного языка ученикам предлагалась мини-анкета, состоящая из следующих вопросов:
1. Нравится ли тебе изучать иностранный язык (Да/Нет).
2. Для чего ты изучаешь английский язык:
а) родители хотят, чтобы я знал(а) хотя бы один иностранный язык.
б) чтобы отметка была хорошей
в) боюсь наказания родителей
г) хочу путешествовать и уметь общаться с иностранцами.
д) нравится учитель.
е) другое (что именно?)_____________
3. Оценка по английскому языку за полугодие.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что из 27 учеников 18 нравится изучать иностранный язык и 9 – не нравится.
Что касается мотивации к изучению иностранного языка, то ответы на данный вопрос представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Мотивы изучения английского языка у школьников
Как видно из рисунка, большинство опрошенных учеников изучают иностранный язык ради оценки, а также по настоянию родителей. Также положительным моментом является то, что многим детям нравится учитель.
Что касается ответа «другое», то здесь были указаны такие причины как необходимость для дальнейшей профессии, убежденность в том, что образованный человек должен владеть иностранным языком, один из учеников также отметил, что ему «нравится устройство непосредственно английского языка».
Что касается успеваемости по английскому языку, то результаты распределились следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Успеваемость по английскому языку за 1 полугодие 2017/2018 учебного года
Как видно из рисунка, успеваемость по английскому языку в классе достаточно неплохая. Из 27 учеников у четырех за 1 полугодие оценка – 9 баллов, у двоих – 6 баллов. ученики имеют оценку 7-8 баллов. Это соответствует и их текущей успеваемости
Проводимые уровки соответствуют учебному плану, а приобретаемые навыки – учебной программе по английскому языку.
Что касается причин сниженной успеваемости отдельных учеников, то следует отметить, что в целом данные учащиеся имеют низкие оценки и по остальным предметам. Ключевыми причинами являются пропуски занятий, отвлекаемость на уроке, невнимательность. Для повышения успеваемости данных учеников учителем предлагаются факультативные занятия, для того, чтобы разобрать пропущенные и сложные для отдельных детей темы. Регулярность посешения как самих уроков, так и факультативных занятий (по желанию) позволяет достаточно быстро устранить пробелы в знаниях и получать более высокие отметки.
На данный момент с отстающими и часто пропускающими учениками запланирована следующая работа: планируемая работа: выполнение грамматических упражнений, чтение, аудирование, индивидуальная работа после уроков по обучению чтению, переводу, письму, закреплению изученного грамм, материала.
Темы: новая лексика на тему «семья», «школа», конструкции I can, I have got, I must, времена глагола.
2. Изучение опыта работы учителей школы и других студентов-практикантов
Схема № 1. Цель наблюдения – проследить за работой учителя над произносительной стороной речи учащихся; определить правильность методических действий по формированию слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Работа над произносительной стороной речи производилась на уроке с помощью фонетической зарядки.
Зарядка проводилась в начале и в конце урока. Использовалось два вида упраженений:
1. Упражнения на тренировку детей в восприятии и произнесении звуков и слов, образцов общения, содержащих их.
2. Упражнения на развитие у детей фонематического слуха.
Рассмотрим их.
1. При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы осознанной и неосознанной имитации.
Тренировку ребят в произношении можно по усмотрению учителя дополнить интересными упражнениями. В основе таких упражнений – прием осознанной имитаций («подражание английскому попугаю»), постановки английского акцента на русскоязычном материале. Это позволяет добиться автоматизма в произнесении звуков. Например, дети подражают английскому попугаю, который произносит русские слова и целые фразы с английскими звуками.
Например:
[d] – doм, daчa, Dима на daчe, dятел dома.
[r] – rыба, rак, rыба на rаботе.
2. Упражнения могут выполняться только на слух или с использованием графической опоры (печатного текста). В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания:
1. Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку (сигнальную карточку, хлопните в ладоши), когда услышите звук [ж];
Прослушивая ряд звуков; подайте сигнал, услышав звук. [a:] [e] [ju:] На начальном этапе следует выбирать небольшой ряд звуков, с каждым разом увеличивая количество звуков.
2. Поиграем в игру «Где спрятался звук?» Кто-то из детей будет называть свои любимые звуки, а вы скажите, в названиях каких продуктов спрятались эти звуки.
[р] Potatoes, apple, pie
[s] sweet, sandwich, salad
3. Определите, сколько раз во фразе встретился звук [z].
He is as clever as his father is
4. Прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, повелительное и т. д.) предложение.
Значение слухопроизносительных навыков для речевой деятельности не ставит под сомнение ни один специалист, так как обучение произношению подчинено собственно развитию речевой деятельности, что происходит на начальном этапе и ранее. Недостаточное овладение ими ведет к нарушению коммуникации, хотя к некоторым явлениям и допустим аппроксимированный подход. В настоящее время себя оправдал метод постепенного и непрерывного овладения слухопроизносительными навыками и их обязательное дальнейшее совершенствование. Выделяют два этапа в обучении слухопроизносительным навыкам.
Первый, или начальный этап, ориентирован на формирование навыков. В работу включены упражнения в активном слушании образца и осознанной имитации. Для второго этапа характерно поддержание приобретенных навыков и воспрепятствование их деавтоматизации. Здесь вполне целесообразно использовать упражнения, как в слушании, так и в воспроизведении для развития не только слуховых, но и произносительных навыков.
При возникновении трудностей у учеников учитель повторял слова, чтобы добиться правильного произношения.
Следует отметить, что в основном качество произношения достаточно хорошее, ошибки возникали в основном из-за невнимательности учеников.
В качестве технических средств фиксации произношения целесообразно исопльзовать на уроке аудиозапись, чтобы проследить динамику исправления ошибок.