Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На каждом этапе развития цивилизации возникают новые социально-культурные явления, признанные решать первоочередные задачи, стоящие перед человечеством. На данном этапе этой задачей является оздоровление человека.
В последние годы возрастает интерес к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, напрямую связанные с развитием физической культуры, в которой фитнес появился как феномен XX века, как новое явление во многих странах мира.
Появление в стране фитнеса связано с широкой популяризацией его в различных странах, модернизацией имеющихся средств физической культуры, внедрением инновационных методик и современных технологий в спортивных клубах и оздоровительных фитнес-центрах. Фитнес в стране в настоящее время заметно прогрессирует и переживает новый этап своего развития. К причинам, сдерживающим занятия людей фитнесом, специалисты относят высокую стоимость абонементов, ограниченный выбор фитнес-услуг в отдаленных районах страны, недооценка и недопонимания людьми своего здоровья как личной и общественной ценности.
В этих условиях необходим анализ тенденций развития фитнеса в стране и за рубежом, проведение мониторинга различных стилей фитнеса и современных нетрадиционных форм и средств физической культуры.
Появление в нашей стране фитнеса можно рассматривать с позиций культурной изменчивости, и, соответственно, следует выделить ряд причин его интеграции в отечественную физкультурно-спортивную практику. К ним, на мой взгляд, относятся:
адаптация к изменившимся условиями бытия (как к внешним, так и к внутренним);
необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий в духовной и телесной культуре;
прогрессивная направленность идеологии фитнеса как культурного явления;
творческая инициатива многих людей, занятых в этой сфере деятельности.
1.Фитнес как социально-культурное явление: оценка проекта
В целом развитие фитнеса в нашей стране является ответом на новые потребности, обусловленные меняющейся социокультурной ситуацией. Значимой тенденцией в современном обществе является усилившийся процесс социокультурной дифференциации, который сопровождается появлением субкультур и различных стилей поведения. В этой связи многообразие форм и средств физической культуры, включая как традиционные, так и нетрадиционные, все более дифференцируется в соответствии с культурными запросами различных слоев общества, ориентируясь на удовлетворение их интересов.
Фитнес является универсальным феноменом социокультурной деятельности и отражен во всех ее направлениях (рис.1), так как традиционно она понимается как общественно целесообразная, нравственно мотивированная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Он приобретает свойственное ей ценностное измерение и реализует целый спектр ценностей, присущих, социокультурной деятельности. К ним относятся: витальные (улучшение качества жизни, параметров здоровья); эстетические (формирование красоты и гармонии тела и духа, стиля и т.д.); социальные (воспитание трудолюбия, способности к достижениям, терпимости, представлений об общественной значимости каждого человека и здоровья в жизни общества); политические (способствует формированию приоритетов гражданской свободы, мира и гражданской активности); культурные (способствует взаимопроникновению и взаимовлиянию различных традиций в области физической культуры).
Рис.1.Основные направления фитнеса как феномена социокультурной деятельности
Рассматривая фитнес в рамках культурологического подхода, можно отметить, что он сегодня является важной частью жизни нашего общества и сложившейся в нем социокультурной системы.
Само понятие «социокультурная система» - термин, используемый в социальной антропологии и культурологии в качестве альтернативы терминам «социальная система» и «культурная система». Использование этого понятия помогает обеспечить многофакторный подход к изучению социокультурной реальности и избежать социологического, технологического и культурного детерминизма.
Выполняемые фитнесом экономические, политические, социокультурные, эстетические, а самое главное - оздоровительные функции, то есть его полифункциональность, требует осмысления его в едином ракурсе. При этом следует отметить, что важным фактором познания того или иного явления является определение его ближайшего рода.
Родовым понятием для фитнеса является физическая культура. К ее предметной области он относится за счет развития длительных способностей и формирования двигательных способностей и формирования двигательных умений и специальных знаний, определяющих физическую дееспособность и здоровье человека на основе использования инновационных подходов, средств, методов, оборудования, инвентаря, условий проведения. На современном этапе научные деятели в области физической культуры дают
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С.2-4.
2. Венгерова, Н.Н. Структурные модули физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова // Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: матер. Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 10 октября 2014 г. / НИУ «БелГУ»; под общ. ред. И.Н. Никулина. - Белгород, 2014. - С. 53-56.
3. Гончаров, В.Д. Введению в социологию физической культуры и спорта / В.Д. Гончаров, В.А. Голов. - Сыктывкар: Коми республиканская типография, 1998. - 151 с.
4. Горелов, А.А. К проблеме систематизации новых физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза. / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, В.П. Сущенко // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 45-50.
5. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭиФ, 2010. - 228 с.
6. Круглова, Т.Э. Подготовка специалистов для сферы фитнес-услуг / Т.Э. Круглова, С.И. Смирнов // Традиции и инновации Российского высшего образования в сфере физической культуры опыт транскультурного ориентирования: моногр. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; под ред. Е.В. Утишевой, Н.Г. Закревской. - Санкт-Петербург, 2011. - С. 218-249.
7. Кудашова, Л.Т. К вопросу о современном подходе в организации работы фитнес-клубов России / Л.Т. Кудашова // Гимнастика: сб. научных трудов; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2006. - Вып. IV. - С. 66-71.
8. Культурология: учеб.пособ. / под науч. ред. Г.В. Драча. - Ростов-на Дону: Феникс, 2005. - изд. 9-е. - 576 с.
9. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. - 2-е изд., стереотип. М.Академия, 2004. - 240 с.
10. Лутченко, Н.Г. Научно-методическое обоснование фитнес-программы для мужчин-баскетболистов в возрасте 20-39 лет / Николай Георгиевич Лутченко, Наталия Игоревна Перевозникова, Валерий Геннадиевич Иванов; С.-Петерб. гос. политехнич. ун-т; С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. - № 9 (115). - С. 69-73. - Библиогр.: с. 72-73.
11. Перевозникова, Н.И. Тенденции развития фитнес-технологий в спортивно-оздоровительной деятельности населения / Н.И. Перевозникова, Н.Г. Лутченко // Физическая культура студентов: матер. 62-й межвуз. науч.-практ. конф. по физ. восп. студентов / Мин-во спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации; Комитет по физ. культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга; Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт- Петербурга; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Научно-методич. совет по физ. воспитанию студ. при Совете ректоров вузов Санкт-Петербурга; Регион. отд. Российского студ. спорт. союза; С.-Петерб. регион. обществ. студ. физ.-спорт. организация "Буревестник"; [сост. С.С. Крючек]. - Санкт- Петербург, 2013. - С. 304-306.
12. Перевозникова, Н.И. Фитнес-индустрия в структуре оздоровительной физической культуры населения / Н.И. Перевозникова, Н.Г. Лутченко, Л.В. Навойцева // Физическая культура и здоровье студентов вузов: матер. VIII Всеросс. науч.-практ. конф. / СПбГУП. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 158-160.
13. Сайкина, Е.Г. К вопросу о развитии фитнеса в России: проблемы, тенденции, пути / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития: сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф. «Герценовские чтения» / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт- Петербург, 2010. - С. 117-125.
14. Сайкина, Е.Г. Фитнес как значимое социокультурное явление / Е.Г Сайкина, Ю.В. Смирнова // Фитнес: становление, тенденции и перспективы развития в России: сб. мат. науч.-практ. конф. посвящ. 210- летию РГПУ им. А.И. Герцена, 60-летию факультета физической культуры. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 41-47.