Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Представления психологов-консультантов о том, нужна ли им психодиагностика и как они могут ее использовать в своей практической работе, разнообразны, но в целом довольно скептичны. Одна из причин этого - отсутствие интереса к подобным вопросам со стороны специалистов по психодиагностике, которые (в отличие, например, от тех, кто работает в детской или организационной психологии) как правило не считают своей непосредственной задачей проблемы адаптации психодиагностики к конкретным практическим задачам и ситуациям психологического консультирования. В результате психолог-консультант имеет в своем распоряжении набор качественных инструментов при отсутствии четкого представления о том, зачем они ему нужны. Поэтому набор остается невостребованным, или используется недостаточно эффективно, или вообще не по назначению.
Цель исследования - изучить возможности использования психодиагностических методик в психологическом консультировании.
Объект исследования - психологическое консультирование.
Предмет исследования - использование методик в психологическом консультировании.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных условий и связано с оценкой индивидуально-психических особенностей клиента.
Для успешного достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть значение психодиагностики в психологическом консультировании;
- изучить методы психологического тестирования и сферы их применения
- организовать исследование с использованием психодиагностических методик;
- проанализировать результаты и сделать выводы.
В исследовании приняли участие подростки 15–17 лет. Для проверки гипотезы были сформированы две выборки. В экспериментальную группу вошли 30 подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для выявления особенностей была сформирована группа сравнения, которая состояла из 30 человек: 15 мальчиков и 15 девочек, – уравненных с экспериментальной группой по социально-демографическим показателям.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие подростки 15–17 лет. Для проверки гипотезы были сформированы две выборки. В экспериментальную группу вошли 30 подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для выявления особенностей была сформирована группа сравнения, которая состояла из 30 человек: 15 мальчиков и 15 девочек, – уравненных с экспериментальной группой по социально-демографическим показателям.
Рассмотрим более подробно используемые методики.
Гиссенский опросник соматических жалоб предложен в 1967 году Е. Брюхлером и Дж. Снером. Методика стандартизировалась на населении Германии и пациентах психосоматического отделения Гиссенского университета. Гиссенский опросник соматических жалоб возник из необходимости иметь в распоряжении врача стандартный перечень физических жалоб. Однако психосоматический опросник (ПСО) – это не список симптомов, с помощью которого можно идентифицировать органическое заболевание. Для этой цели список жалоб должен быть значительно более детальным и иметь спецификацию для конкретной картины болезни. Область применения ПСО иная – речь идет о психосоматической обусловленности или взаимообусловленности физических недомоганий. Например, перечень недомоганий из шкалы «желудочные заболевания» совершенно недостаточен для характеристики соматической ситуации пациента. Эта шкала означает, прежде всего, что пациент свои физические недомогания локализирует преимущественно в желудочно-кишечной области.
Опросник депрессивности Бека для оценки эмоционального уровня психологической травматизации (Аарон Т. Бек, 1961).
Шкала депрессии Бека – это один из самых известных тестов, позволяющих определить степень тяжести депрессивного расстройства. Методика подходит как для взрослых, так и для подростков, а потому часто используется в практике школьного психолога.
Методика изучения временной перспективы (Ф.Зимбардо, 1997).
Включает в себя пять шкал, которые соответствуют пяти факторам. Пункты опросника (всего 56) представляют собой утверждения об идеальных представлениях, убеждениях. В инструкции респондентов просят указать насколько данное утверждение является для них характерным. Используется стандартная пятибалльная шкала: от «совершенно не характерного» (1 балл) до «очень характерного» (5 баллов).
Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева (1999).
Методика предельных смыслов (МПС) была разработана автором в попытках найти новые, нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении.
Также в данной работе использована психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» (1994).
Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб, Питер, 2001.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Академия. 2010.
3. Барлас Т. Психологический практикум для "чайников". Введение в профессиональную психологию. - Независимая фирма "Класс", 2001 (б)
4. Барлас Т.В. Психодиагностика в практической психологии: проблемы и перспективы. - Журнал практического психолога, 2001, №1-2 (а)
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - К.: 2009.
6. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. - М., 2005. - 24 с.
7. Горшкова Е. Оценка персонала: тонкая настройка бизнеса // Управление компанией. - 2006. - № 3.
8. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика М.:Знание, 1985.- 80 с.
9. Ениколопов С. Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: 2009.
10. Маличевский В. Технология оценки и диагностики кандидатов разного уровня HQS при приеме на работу (Human quality selection) // http://www.trn.com.ua/news/2970/.
11. Основы психодиагностики. ред. А.Г.Шмелев. - Ростов н/Д, Феникс, 1996.
12. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -- М., 2006.
13. Петровский А.В. Психология и время. СПб. Питер, 1-е издание, 2007. - 448 с.
14. Петровский А.В. Психология и время. СПб. Питер, 1-е издание, 2007. - 448 с.
15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2011
16. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. Питер, 2004 - 592 с.
17. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Академия. 2012. - 368 с.
18. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. - К.: 2010, 612 с.
19. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. - К.: 2010, 612 с.