Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика студентов гуманитарного факультета является составной частью учебного процесса. Практика представляет собой систему мероприятий, организуемых ректоратом, факультетом, кафедрой психологии и психологического консультирования, директорами учреждений, где проводится практика, с целью углубления и закрепления полученных в вузе знаний, приобретения студентами практических навыков и умения в выполнении обязанностей практического психолога по получаемой в вузе специализации.
Основными задачами практики студентов является:
- закрепление теоретических знаний, получение навыков их практического применения и приобретение умения в исполнении обязанностей практического психолога учреждения;
- освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
- формирование и развитие профессиональных и личностных качеств, необходимых для выполнения обязанностей психолога, освоение профессиональной этики;
- оценка подготовленности студента к самостоятельной практической деятельности психолога.
Диагностическая работа с детьми и оценка ее эффективности
Организация исследования и первичная диагностика
В исследовании принимали участие воспитанники в возрасте 3-4 лет в количестве 16 человек. Все испытуемые были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную. Программа исследования была организована в 3 этапа [1]: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель выявить исходный уровень заинтересованности детей в участии в различных мероприятиях, проводимых в ДОУ, их склонность участию в коллективных видах деятельности или к отстраненности, оценить особенности взаимоотношений в семье.
Воспитанники группы “Зайчики” составляли экспериментальнкю группу. Учащиеся экспериментальной группы напротяжении 2 недель принимали участие в специально организованной программе по развитию детско-родительских отношений. В качестве программы было предложено организовать кружок «Детская гимнастика с элементами хатха-йоги». Для них было разработано 10 занятий и 2 праздника, в которых они принимали участие. Из них 9 занятий проходило с детьми, одно – совместно с детьми и родителями. Из двух праздников один праздник был только для детей, второй – для детей и родителей. Также отдельно с родителями была проведена консультативная работа. Для подтверждения достоверности полученных результатов была организована контрольная группа, в состав которой входили воспитанники группы “Лучики”. Учащиеся контрольной группы не принимали участия в программе.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) оценивали первичный уровень сформированности у детей таких качеств, как доброжелательность, общительность, склонность к коллективным видам деятельности. В этом этапе принимали участие учащиеся как контрольной, так и экспериментальной группы.
На втором этапе (формирующий эксперимент) применяли средства, направленные на формирование этих качеств и решение основных задач вовлечения дошкольников и членов их семей в активную совместную деятельность. Применяли специально разработанные занятия и праздники, в ходе которых дошкольники не только учились выполнять физические упражнения, но и приобретали в процессе развитые физические качества, навыки общения, совместной деятельности, организации свободного времени. Часть занятий предназначалась только для детей, другая часть проводилась для совместного участия детей и родителей. Отдельно были проведены консультации для родителей и педагогов. Только экспериментальная группа принимала участие в такой специально разработанной программе.
Контрольная группа в этот период занималась по общей учебной программе в дошкольном учреждении. С родителями работа не велась. Физическая подготовка проходила на уроках физической культуры по стандартной программе.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) проводили вторичную диагностику, которая позволила определить изменения и оценить эффективность применения занятий, направленных на вовлечение дошкольников в активную совместную деятельность с родителями, а также эффективность консультативной работы. В этом этапе принимала участие как контрольная, так и экспериментальная группа. Провели статистическую обработку данных, оценили полученные результаты, сравнили данные констатирующего этапа и контрольного, а также данные, полученные в контрольной и экспериментальной группе, на основании чего были сформулированы дальнейшие выводы/
В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено наблюдение за поведением детей на занятиях по общей физической подготовке. Отдельно провели анкетирование среди родителей с целью определить их отношение к двигательной активности, игровой деятельности, совместному проведению свободного времени.
В ходе наблюдения нами была поставлена цель определить исходный уровень общей физической подготовки, заинтересованности детей в выполнении упражнений, освоении новых видов двигательной активности. Также оценивали умение дошкольников организовывать свою подвижную и игровую деятельность, взаимодействовать между собой в ходе организации. Обращали внимание на выстраивание коммуникации между группами, отдельными участниками, между группами и воспитателем.
Также оценивали отношение учащихся к предмету, к процессу обучения в целом, стремление к получению новых знаний и освоению новых движений [2]. В ходе проведения наблюдения соблюдали инструкцию для наблюдающего. Стремились к проявлению максимальной наблюдательности, обращая внимание не только на действия, но и на эмоциональные реакции учащихся. Результаты наблюдений отмечали в бланке наблюдений. Наблюдение проводилось в течение недели, посещали занятия общей физической подготовки.
Основные параметры, которые отмечали в процессе наблюдения [1]:
1. Коммуникативный блок (активность - насколько активно дети участвуют в коллективном обсуждении, стремятся к разучиванию нового движения, упражнения, задают вопросы, предлагают собственные упражнения, заинтересованность - насколько дети вовлечены в выполнение упражнений, направлен ли интерес на объект изучения, проявляют ли любознательность).
2. Регулятивный блок (самостоятельность - насколько самостоятельно каждый ребенок пытается выполнить задание, насколько самостоятельно дети организовывают свою работу в ходе урока, насколько стремятся к участию в коллективных играх, эстафетах, соревнованиях).
3. Личностный блок (отвлекаемость - насколько часто учащийся предпринимает какие – либо посторонние действия, не связанные с ходом
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
2. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
3. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие для студ.высш. учеб. Заведений/под ред.А.С. Роботовой.- 4-е изд., перераб.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224с.
4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2013. - 128 с.
5. Гаврилова О.В. Проблема сущности и существования педагогической деятельности/Образование. Профессия. Производство. - Самара, 1998.