Фрагмент для ознакомления
2
Коммерческие предприятия как субъекты рыночной экономики заинтересованы в постоянном увеличении доходов от своего бизнеса, получения такой суммы прибыли за счет минимизации затрат и эффективного управления капиталом, которая бы обеспечивала эффективное развитие компании и способствовала бы внедрению в производство новой техники и технологий, внедрению новшеств и системы управления, организационных структур.
Прибыльное и устойчивое функционирование предприятия зависит от эффективности принимаемых решений в сфере управления производством и капиталом, то есть от эффективной организацией производства на базе эффективности научно-технического развития фирмы. Управление эффективностью организации производства связано, главным образом, с формированием оптимальной организационно-технической структуры предприятия, постоянным ее совершенствованием, а также управлением капиталом.
Актуальность темы заключается в том, что от того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.
Высший менеджмент компании должен четко представлять за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Постоянный контроль за состоянием финансовых ресурсов является ключевым направлением в деятельности любого предприятия.
Объектом исследования является капитал хозяйствующего субъекта.
Предмет исследования – управление капиталом и методы его оценки.
Главная цель настоящей работы – анализ управления капиталом в деятельности коммерческого предприятия.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:
-охарактеризовать капитал организации: понятие, виды и их характеристика в компании;
-представить методы оценки управления капиталом компании.
Основными методами при написании данной работы послужили анализ литературных источников, метод наблюдений за практическим применением категорий этики при исследовании системы управления капиталом на предприятии.
Информационной базой исследования выступают работы по данной проблематике, в том числе и монографического характера, в которых освещаются разные аспекты понятия капитала, а именно следующих авторов: Кузнецова Н.М., Муравьевой Л.И., Наховича С.Д, Верта С., Бовыкина В.И. и других.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает подпункты, заключения и списка использованных источников.
Капитал коммерческой организации по своей сути представляет средства, которыми располагает предприятие для осуществления своей успешной деятельности и получения определенной величины прибыли. Капитал предприятия формируется как за счет собственных, внутренних, так и за счет заемных, внешних источников финансовых ресурсов [5,c.142].
Собственный капитал коммерческой организации включает ресурсы организации, ее активы за вычетом обязательств, то есть кредиторской задолженности по этим активам [11,c.210]. Удовлетворение требований кредиторов по обязательствам по законодательству РФ является приоритетным в кругу обязательств в отношении собственников организации, поэтому к собственному капиталу применимо понятие «остаточный капитал».
В учредительных документах коммерческой организации содержатся сведения о виде и размере собственного капитала, который регулируется нормами ГК РФ и зависит от типа юридического лица, которое может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права от своего имени. В состав собственного капитала коммерческой организации входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накопления, нераспределенная прибыль) и прочие поступления, например, целевое финансирование, благотворительные пожертвования и прочие.
Структура источников образования активов (средств) коммерческой организации представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами. Собственный капитал (СК) организации как юридического лица определяется стоимостью имущества, которое ей принадлежит, то есть это чистые активы организации, которые определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Собственный капитал коммерческой организации состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов (рис.1).
Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов акционеров в денежном выражении в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности, в сумме, установленной учредительными документами. При своей устойчивости уставный капитал покрывает наиболее неликвидные активы, например, аренда земли, стоимость зданий, сооружений, оборудования.
Резервный капитал коммерческой организации в реализации гарантии защиты кредиторов особое место занимает резервный капитал, главной задачей которого выступает покрытие возможных убытков и снижение риска кредиторов при кризисных ситуациях. Резервный капитал имеет строго целевое назначение и формируется в установленном законом порядке. Он выступает в качестве страхового фонда, который создается для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц, если у предприятия нет необходимой суммы прибыли [10, c.75].
Добавочный капитал коммерческой организации - показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, которые осуществляются по решению правительства. Это денежные средства и имущество, полученные в как сумма превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Добавочный капитал используется для увеличения уставного капитала, погашения балансового убытка за отчетный год, а также может быть распределен между учредителями организации и на другие цели. Порядок использования добавочного капитала устанавливается собственниками на основании учредительных документов с учетом результатов отчетного года.
У предприятия есть еще один вид собственного капитала, а именно нераспределенную прибыль. Это чистая прибыль или ее часть, которая не распределена в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использована на другие цели. Эти средства идут на накопление имущества предприятия или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть для нового оборота. Нераспределенная прибыль может увеличиваться каждый год, то есть собственный капитал растет за счет внутреннего накопления.
Целевые (специальные) фонды коммерческой организации создаются за счет чистой прибыли организации и служат для определенных целей на основе устава или решения акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли, то есть - это нераспределенная прибыль, которая имеет строго целевое назначение [7, c.121]. В составе собственного капитала коммерческой организации также есть две основные его составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал, который на предприятии создан сверх того капитала, который первоначально внесен собственниками фирмы.
Инвестированный капитал в коммерческой организации включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал, куда входят безвозмездно полученные ценности. Первая составляющая инвестированного каптала представлена в балансе российских предприятий уставным капиталом, вторая — добавочным капталом, а третья - добавочным капиталом или фондом социальной сферы.
Накопленный капитал коммерческой организации отражается в виде статей, возникающих в результате распределения чистой прибыли (резервный капитал, фонд накопления, нераспределенная прибыль, и прочее). И хотя источником образования отдельных составляющих накопленного капитала выступает чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи отличаются значительно, так как они формируются на основе норм законодательства РФ, учредительных документов и учетной политики предприятия [7, с. 95].
Все источники формирования собственного капитала коммерческой организации подразделяются на внутренние и внешние. Собственный капитал имеет свои положительные особенности, а именно:
-простотой привлечения, так как решения, связанные с его увеличением (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами юридического лица - получение согласия других организаций не нужно;
-более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, потому что при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах;
-обеспечением устойчивого финансового положения субъекта хозяйствования в долгосрочном периоде, уменьшением риска банкротства.
Однако существуют и некоторые недостатки:
-ограниченность объема привлечения, а значит и возможностей расширения операционной и инвестиционной деятельности компаний при благоприятных рыночных условиях на отдельных этапах жизненного цикла фирмы;
-при сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала - высокая стоимость собственного капитала;
-возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств практически неприменима, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической [3, c.210].
Источниками образования имущества коммерческой организации являются собственный и заемный капиталы, которые могут быть объединены понятием «пассивный капитал». Заемный капитал (ЗК) коммерческой организации представляет собой часть стоимости имущества субъекта хозяйствования, который приобретен в счет обязательства вернуть деньги либо ценности, эквивалентные стоимости такого имущества, обратно поставщику: банку либо другому заимодавцу. Структура заемного капитала коммерческой организации включает краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность, то тесть привлечённый капитал, что отражено на рис.2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2021.- с 349
2. Банков Н.Д., Русинов Ф.М. Организация и эффективность управления производством. М.: Юнити, 2022. – 290 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ.- М.: Финансы и статистика, 2022. – 356 с.
4. Богачев В.Н. О рыночной экономике и эффективности капитала.
М.: ИНФРА-М, 2022. – 256 с.
5.Биншток Ф.И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2020. – 312 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА-М, 2021.-267с.
7. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: Дашков и К, 2022.-217с.
8. Веснин Р.И. Стратегическое управление. М.: НОРМА, 2022. – 320 с.
9. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2022.-456с.
10. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. Изд. 2, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2018. -296 с.
11. Дашков Л.П. Стратегический менеджмент. - М.: Дашков и К, 2022. – 240 с.
12. Ермолович Л.Л. Анализ эффективности деятельности предприятия. -М.: Финансы, 2021.- 158с.
13. Зайцев Н.Л. Экономика организации. - М.: Экзамен, 2020.-395с.
14. Котляров С.А. Управление затратами. - М.: Питер, 2022.-230с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий отраслей промышленности. М.: Аинформ, 2022. – 288 с.
16. Маркарьян Э.А. Методика анализа показателей эффективности
производства. - М.: МарТ, 2022.-255с.
17. Пелих А.С. Стратегическое планирование. М.: Ось-89, 2021. – 296 с.
18. Савельева Н.А. Стратегическое планирование и прогнозирование. М.: Феникс, 2022. – 384 с.
19. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование. М.: Финстатинформ, 2022.
20. Тренев Р.Д. Управление финансами. М.: Академия, 2021. – 310 с.
21. Финансовая культура // Брокер: как его выбрать и как с ним работать. Режим доступа: https://fincult.info/article/broker-kak-ego-vybrat-i-kak-s-nim-rabotat/ (дата обращения: 30.03.2022).
22.Orsino, Philip. Successful business expansion: Practical Strategies for Planning Profitable Growth / P. S. Orsino. – New York; Chichester; Brisbane: John Wiley & Sons, Inc., 2019. – 241 p.
23. Peters, Thomas. In search of excellence: lessons from America's best-run companies / T. Peters, R. Waterman. – New York: A Time Warner Company; [S. l.]: Warner Books, 2020. – 360 p.