Фрагмент для ознакомления
2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ
№ Виды работ Продолжительность
(в днях)
1. Участие во встрече с администрацией школы, логопедом, психологом и классным руководителем.
Ознакомление с условиями профессиональной деятельности молодых специалистов в школе: учебная нагрузка, заработная плата, перспективы профессионального совершенствования.
Ознакомление с уставом школы.
Знакомство с кабинетом логопеда.
График учебного времени: начало и конец каждого урока.
2. Подбор методики для обследования монологической речи у детей.
Проведение исследования 15 чел. экспериментальная группа (дети с дисграфией)
3. Анализ уроков.
Изучение оборудования кабинета с использованием банка данных оборудования, книги учета, методической литературы.
Обсуждение с учителем особенностей его программы.
Было проведено логопедическое обследование знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом.
4. Проведение исследования 15 чел. детей без нарушения письменной речи. Было проведено логопедическое обследование знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом.
5. Обсуждение результатов с учителем-логопедом. Подведение итогов.
6. Участие во встрече с администрацией школы, логопедом, психологом и классным руководителем.
Ознакомление с условиями профессиональной деятельности молодых специалистов в школе: учебная нагрузка, заработная плата, перспективы профессионального совершенствования.
Ознакомление с уставом школы.
Знакомство с кабинетом логопеда.
График учебного времени: начало и конец каждого урока.
7. Подбор методики для обследования монологической речи у детей.
Проведение исследования 15 чел. экспериментальная группа (дети с дисграфией)
8. Анализ уроков.
Изучение оборудования кабинета с использованием банка данных оборудования, книги учета, методической литературы.
Обсуждение с учителем особенностей его программы.
Было проведено логопедическое обследование знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом.
9. Проведение исследования 15 чел. детей без нарушения письменной речи. Было проведено логопедическое обследование знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом.
10. Обсуждение результатов с учителем-логопедом. Подведение итогов.
11. Участие во встрече с администрацией школы, логопедом, психологом и классным руководителем.
Ознакомление с условиями профессиональной деятельности молодых специалистов в школе: учебная нагрузка, заработная плата, перспективы профессионального совершенствования.
Ознакомление с уставом школы.
Знакомство с кабинетом логопеда.
График учебного времени: начало и конец каждого урока.
Актуальность данной работы связана с тем, что в общеобразовательной школе у некоторых детей младшего школьного возраста, письмо имеет специфические особенности, отличающие процесс письма от письма других детей и значительно затрудняющие овладение грамотой.
Цель - изучение такого специфического нарушения как смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по теме исследования;
- изучить способы и пути преодоления дисграфии;
- разработать и осуществить экспериментальное исследование по выявлению и преодолению сложных нарушений процесса письма у младших школьников;
- определить эффективность разработанной системы коррекционно-логопедического воздействия, проанализировав и оценив ход и результаты исследования.
Объектом исследования являются проявления смешанной дисграфии у учащихся 2 класса.
Предметом исследования служит система коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.
В процессе работы были использованы следующие методы:
- теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме);
- организационный (сравнительный, комплексный);
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, биографические методы);
- интерпретационный (выявление детей с нарушениями устной и письменной речи; соотношение ошибок, выбор в соответствии с ними методов и приемов коррекции).
Методологической базой и теоретической основой данной работы являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, А.В.Ястребовой, Е.В.Мазановой.
Цель констатирующего этапа: выявить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников. Остановимся подробнее на методической организации исследования.
Исследование проводилось с учениками двух классов. Для этого была использована ситуация сочинения сказки.
Исследование проводилось на базе СОШ №10 экспериментальная группа (19 человек) и в 2 «в» (21 человек) , все дети имеют диагноз дисграфия.
На уроке сочинялась «Сказка о противоручке». Рассмотрим подробнее:
Учитель: Сегодня мы будем сочинять сказку. Как всегда необходимо ответить на вопросы: О чем будем писать? Кто будет герои сказки? Что он будет делать? Далее учитель предлагает учащимся вспомнить слова с приставкой противо. (Дети затрудняются ответить на этот вопрос).
Учитель: В рассказах о войне такие слова встречаются часто.
Дети: Противогаз. Учитель: Из каких частей состоит это слово?
Дети: Это слово состоит из – противо- и - газ.
Учитель: А что оно означает? Дети: Его надеваю солдаты, чтобы не надышаться.
Учитель: Правильно. Противогаз – это специальный прибор, надеваемый на голову для защиты от отравляющих газов. Вы пожжете еще привести слова с приставкой противо-?
Дети: Противоракетное оружие. Учитель: А для чего оно служит?
Дети: Оно бьет по ракетам.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на доску, где на одной стороне написаны приставки противо- и мини-, а на другой слова ручка и нож.
Учитель: Из этих приставок и слов мы должны образовать новые слова, подобно тому, как несколько десятков лет назад образовали из противо - и газ слово противогаз. Дети составляют слова, а учитель записывает их на доске: противонож, противоручка, миниручка, мининож.
Учитель: У вас получился целый список новых, неизвестных еще в языке слов. Противогаз существует и мы все видели его, а кто из вас видел противоручку или противонож.
Дети: Таких предметов нет. Учитель: А в сказке они могут быть. В сказке все возможно: деревянный мальчик Буратино говорит, плачет, смеется, как мы, дом на курьих ножках, золотая рыбка и многое другое. Давайте же напишем историю о предмете , которого нет даже в сказках. Если бы существовала противоручка, то какими свойствами она могла бы обладать? Ручкой мы пишем, а противоручкой?
Дети: Она стирает. Проводишь ею по буквам – и буквы исчезают; противоручка движется наоборот, ее ставят в конце слова, ведут по буквам справа налево и слово исчезает. Учитель уточняет функции противоручки и ставит задачу «Вообразите, что вам подарили противоручку. На вид она такая же, как обычная ручка, но ведет себя странно. Стирает вместо того, чтобы писать, или пишет, но невозможно ничего понять; буквы выходят наоборот. С такой ручкой можно попасть в самые неожиданные ситуации. Напишите же сказку о том, как вы или кто-либо другой стали владельцами противоручки, что с вами или с ним приключилось.»
Над сказкой каждый ученик работал индивидуально.
Анализ сказки оценивался по следующим параметрам:
- Число слов – определяется по общему количеству слов во всем тексте.
- Число фраз – определяется по общему числу предложений в тексте.
- Средняя длина фраз – определяется отношением числа всех слов текста к числу предложений. По величине данного показателя можно судить, насколько богата или бедна синтаксическая структура фраз.
- Лексическая разнообразность – выражается через отношение числа различных, неповторяющихся, слов к общему количеству слов.
- Связность – отношения между фразами в тексах, материализующимися связками. Связка – элемент речи, соединяющий между собой предложения и включающий их в некое семантикосинтаксическое целое.
Количественный показатель связности текста можно получить, если установить, в какое смысловое отношение вступают два соседних предложения; определить все возможные отношения в тексте, а также все смысловые отношения, которые адекватно выражены связками.
- Глубина фраз – указывает на уровень сформированности действия по порождению и отбору синтаксических структур. Чтобы определить синтаксическую сложность текста по параметру «глубина фразы», производятся следующие операции: подсчет общего числа фраз; установление для каждой фразы числа ее степеней и собственно уровней глубины.
Так же мы учитывали критерии, которые используются при оценке обычного сочинения.
М.Р.Львов предлагает оценивать сочинения по следующим критериям:
- Содержание должно соответствовать теме, полнота ее раскрытия. Также учитывается уровень возрастных возможностей, достоверность материала и как выражена позиция автора.
- Логика построения, обоснованность, аргументация, нет ли расхождений между планом и текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения и выводы.
- Тип речи, жанр, стиль. Соответствие языковых средств, выбранному стилю; языковые средства.
- Размер сочинения: количество слов, предложений, абзацев. 5. Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.
- Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.
- Учитывается также и лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, антонимов, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеология, тропы.
- Синтаксис: размер и тип предложения, наличие сложных предложений, соотношение сочинительных и подчинительных конструкций, разнообразие конструкций, глубина фраз.
- Индивидуальные черты и то, как они выразились в содержании и в языке сочинения.
- Элементы художественности и оригинальности.
- Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; речевые ошибки и пр.
В результате оценивания работ по данным критериям получились следующие результаты.
Высокий уровень отметка «5»
Средний уровень отметки «4»-«3»
Низкий уровень отметка «2»
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Ведь недаром считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, чем богаче будет словарный запас ученика, чем богаче будет его речь, тем полнее им будут усваиваться новые знания. Обучение младших школьников умению выражать свое собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Поэтому начинать работу по развитию речи младших школьников необходимо именно с увеличения их словарного запаса.
Для этого на своих уроках я использую различные виды словарной работы: комментированный разбор непонятных слов во время чтения текста; подбор синонимов или описательных оборотов к слову; составление словосочетаний и предложений с трудными словами; объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения; поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет; нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор.
Большое место в работе по развитию речи младших школьников занимают различные виды пересказа. Воспроизведение прочитанного текста является одной из основных форм работы учащихся над произведением. На своих уроках я использую следующие виды пересказа: полный и сжатый пересказы; пересказ по плану; творческий пересказ от лица литературного персонажа; пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения, выборочный пересказ, а также пересказ по ролям с инсценированием, который очень нравится моим ученикам. Одним из эффективных приемов развития устной речи на уроках литературного чтения является сочинение небольших произведений самими учащимися, а также высказывание собственного мнения по прочитанному. Виды заданий могут быть различными:
1. Создай книжку-малышку с собственными загадками, небылицами, сказкой. Выскажи собственное отношение к прочитанному.
2. Придумай похожую историю.
3. Напиши краткий отзыв о прочитанном произведении.
4. Расскажи историю по картинкам.
5. Придумай продолжение истории.
6. Придумай иную концовку произведения.
7. Придумай рекламу к произведению.
8. Придумай монолог-оправдание какого-либо поступка от лица героя, его совершившего.
9. Придумай монолог-порицание литературного героя, совершившего отрицательный поступок.
Применяя различные виды работ по развитию речи и обогащению словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться однотипными заданиями. Младшим школьникам, в силу их возрастных особенностей, интересна частая смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без скорого утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, лучше будет готов к переходу в среднее звено.
Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителем, меньше будет проблем при общении со сверстниками, учителями, родителями, увереннее будут устные ответы учащихся у доски. Развитие монологической речи и словарного запаса будет способствовать более успешному написанию сочинений в старшем звене.
С учетом результатов, полученных на этапе констатирующего среза, было разработано содержание формирующего эксперимента, направленного на развитие письменной речи младших школьников.
В качестве экспериментального класса был выбран 2 Б класс, в качестве контрольного 2 В класс.
На первом этапе составления программы для внеурочной деятельности
мы определили ее цель и задачи.
Целью программы является выявление эффективности использования
Сочинений-миниатюр в процессе развития письменной речи младших школьников.
Задачи работы:
1. Развитие речи ребенка.
На втором этапе мы определили качественный и количественный состав участников эксперимента.
Уроки для детей включают в себя сочинение на основе использования сочинений-миниатюр.
В программе мы предлагаем написание сочинений -миниатюр, так как они позволяют детям выражать свои мысли в сжатой форме, фантазировать, и являются «отправной точкой» для создания текста.
По окончанию занятий для написания сказки дети сначала просушивали сказку Б. Петрова «Почему карась?»
А после детям предлагалось описать свои эмоции он того, когда они встречаются с природой.
Над сказкой каждый ученик работал индивидуально.
Учебно – тематический план занятий
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2014. – С. 513 – 524.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2017. – 158 с.
3. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2016. - С.70-83.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 264 с.
5. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
6. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание, 2016, №5, с. 44–49
7. Китик Е.Е. Психологические аспекты восприятия фонетически деформированной речи как основа профессиональной подготовки логопедов //Логопедия сегодня.- № 2 (28), 2017, с. 36
8. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2015. - 221с.
9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с.
10. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480 с.
11. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2017. – 240с.
12. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 10–18 480 с.
13. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 144 с.
14. Шаховская С.Н. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / С.Н. Шаховская, В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2016. – 144 с.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.