Фрагмент для ознакомления
2
Содержание инвариантных заданий (задач): Выполнение исследовательского мини-проекта по индивидуальной теме «Опыт разработки программ гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов».
Отчёт о выполнении мини-проекта.
1. Постановка проблемы. Современное российское образование ставит перед собой цель – воспитание патриотичного человека и гражданина, поистине любящего свою Родину и осознающего конструктивность патриотической составляющей своего поведения. Политическая обстановка, современные исторические события усиливают потребность в реализации специализированных программ гражданско-патриотического воспитания, с одной стороны, соответствующих историческим событиям, с другой стороны – соответствующих требования Федерального государственного образовательного стандарта по различным уровням образования.
Подобная формулировка актуальности темы исследования обуславливает надобность выхода из зоны исследовательской темы и постановки проблемы исследования, которая заключается в противоречивости сложившейся ситуации: современная историческая ситуация требует инновационного подхода в разработке программ гражданско – патриотического воспитания.
Указанная тема достаточно широка. Программы гражданско-патриотического воспитания реализуются во всех образовательных организациях различных уровней, однако, общее образования, на наш взгляд, является определяющим в проведении указанной работы. Данное утверждение подтверждается психолого-педагогической составляющей подросткового возраста: временной промежуток времени, когда ещё ребёнка можно научить, сформировать из него человека и гражданина и, при необходимости, откорректировать полученный результат.
Проблема исследования усиливается необходимостью обновления программ гражданско – патриотического воспитания в кадетских классах, так как профиль их воспитательной работы напрямую связан с патриотизмом и гражданственностью. Здесь ситуация усложняется тем, что в кадетском образовании учитываются требования не только Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, но и требований в реализации программ дополнительного образования детей и взрослых.
Все перечисленные факты подтверждают актуальность и проблему исследования, которая заключается в анализе опыта разработки программ гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов.
Особенности сформулированной проблемы исследования:
указанная проблема носит прикладной характер, так как решается с учётом имеющегося знания, однако требует инновационных подходов в своём решении.
по масштабу является общегосударственной, так как направлена на решение проблем всего общества;
по времени действия – среднесрочная, так как время её реализации – занимает несколько лет с учётом апробации и внедрения результатов исследования;
по глубине противоречия – системная, определяющая частичное решение проблемы, которое необходимо дополнить современными педагогическими технологиями.
Вопросы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения интересовали таких ученых-философов как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев. В отечественной литературе патриотизм раскрывается в произведениях В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, В.В. Маяковского, А.С. Пушкина, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова и др. Вопросами воспитания патриотизма у подрастающего поколения занимались выдающиеся педагоги России XIX века – это П.Ф. Каптерев, К.Д .Ушинский, XX века – это А.С. Макаренко, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, наши современники – В.И. Андреев, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.
2. Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования являются программы гражданско – патриотического воспитания для кадетских классов, предметом исследования – положительные и отрицательные особенности опыта имеющихся программ гражданско-патриотического воспитания в кадетских классах.
3. Описание целей и задач исследования. Цель исследования – выявление реального опыта разработки программ гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов и разработка организационно – методического сопровождения программы гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов.
Задачи исследования:
сформулировать проблему исследования;
осуществить интерпретацию основных понятий;
сформулировать рабочую гипотезу;
разработать стратегический план исследования;
описать методы сбора данных;
описать схему анализа данных;
рассмотреть «Ключевые идеи» программы гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов;
разработать организационно – методическое сопровождение программы гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов;
разработать критерии оценки эффективности по программе гражданско-патриотического воспитания для кадетских классов.
4. Интерпретация основных понятий.
Гражданско-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооружённой защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций; героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяний героических предков.
Ключевым фактором в настоящем определении является формирование конкретно патриотического сознания – это конструктивное понимание значения здорового патриотизма. Родина – одна. Здесь обучающийся внутренне должен это понять, пропустив через себя все составляющие гражданско-патриотического воспитания такие как: гордость, уважение, сохранение традиций, почитание исторических дат.
Программа гражданско-патриотического воспитания - это основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена она на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся школы. Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа является комплексом воспитательных мер стратегического характера. В программе гражданско-патриотического воспитания сегодняшнего дня обязательно должны учитываться реалии сегодняшнего дня, учитывающие требования образовательных стандартов. Данный факт ещё раз подчёркивает актуальность и проблематику темы исследования.
Кадетский класс – профильный класс, в котором реализуются программы основного общего, среднего общего образования с учётом регионального компонента кадетского образования.
Региональный компонент выражается в профильных предметах вариативной части учебного плана и реализации программ внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности. Также в рабочую программу воспитания включается модуль дополнительного образования, в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Агеева, В. А. Содержание и направления гражданско-патриотического воспитания школьников / В. А. Агеева, В. М. Коптев // 21 век: фундаментальная наука и технологии : Материалы XXIIмеждународной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 03–04 февраля 2020 года. – North Charleston, USA: LuluPress, Inc., 2020. – С. 37-38.
2) Богуславский, М. В. Реализация гражданско-патриотической программы воспитания К.Д.Ушинского в современном российском образовании / М. В. Богуславский, Т. Н. Богуславская // XVII Акмуллинские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 02–03 декабря 2022 года. Том II. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. – С. 257-260.
3) Бодня, А. В. Гражданско-патриотическое воспитание современных школьников как условие успешности освоения образовательной программы / А. В. Бодня, Т. Б. Хорошилова // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками : материалы Международной научной конференции, Липецк, 20 октября 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 20-25.
4) Бурдина, Г. М. Организация научно-исследовательской работы школьников в области гражданско-патриотического воспитания / Г. М. Бурдина, В. Д. Морковкина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1-1(29). – С. 619-624.
5) Веретенникова, Л. Г. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на примере истории Великой Отечественной войны / Л. Г. Веретенникова // Истоки и уроки Великой Победы : Сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне, Курск, 22 мая 2020 года / Редколлегия: В.В. Коровин [и др.]. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. – С. 47-50.
6) Дегтерев, В. А. Экспертиза и самоэкспертиза программ воспитания в образовательной организации / В. А. Дегтерев // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 года. Том Часть 1. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 77-79.
7) Ильина, Н. В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в рамках современного образования / Н. В. Ильина // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2020. – № 2(36). – С. 89-96.
8) Кузьмина, И. Е. Российское движение школьников как ресурс гражданско-патриотического воспитания / И. Е. Кузьмина, Н. В. Осадченко // XXVI Царскосельские чтения : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2022 года. Том II. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. – С. 97-105.
9) Лупина, И. В. Особенности гражданско-патриотического воспитания кадетов через организацию дополнительных общеразвивающих программ / И. В. Лупина // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 16 июня 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 73-76.
10) Мирошниченко, А. А. Школьные программы воспитания: диагностичность и информативность / А. А. Мирошниченко, И. Н. Александрова // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 7. – С. 172-180.
11) Найденов, М. Ю. Уроки истории в системе гражданско-патриотического воспитания школьников / М. Ю. Найденов, О. В. Щупленков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 6-1(45). – С. 154-156.
12) Полежаев, Д. В. Гражданско-патриотическое содержание примерной программы воспитания: структурно-модульное измерение / Д. В. Полежаев // Актуальные социально-экономические проблемы развития общества в России и за рубежом : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Волгоград, 26 ноября 2021 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2021. – С. 1008-1016.
13) Полежаев, Д. В. Новая программа воспитания: гражданско-патриотические аспекты работы классного руководителя / Д. В. Полежаев // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийского студенческого конгресса лидеров педагогических вузов, Волгоград, 07–09 сентября 2021 года / Министерство просвещения России, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград: Б. и., 2021. – С. 13-23.
14) Ручко, Л. С. Экспертиза проектов рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций / Л. С. Ручко // ВНЕшкольник. – 2021. – № 2(200). – С. 29-32.
15) Федосов, А. Ю. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях цифровой трансформации образования / А. Ю. Федосов // Нижегородское образование. – 2021. – № 2. – С. 28-36.
16) Химич, Ю. В. Программа гражданско-патриотического воспитания среди учащихся 9-11-х классов / Ю. В. Химич, С. Д. Матюшкова // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : Сборник научных статей. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 275-278.
17) Черняева, Н. Н. Историко-краеведческая работа как одно из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания школьников / Н. Н. Черняева // Образование и воспитание. – 2020. – № 4(30). – С. 33-37.
18) Шукайло, А. Л. «ЮНАРМИЯ»: программа гражданско-патриотического воспитания / А. Л. Шукайло // Ноябрьские правовые чтения: воспитание, этика, культура. Альманах лектория : Материалы региональных (межвузовских) научно-практических конференций, Красноярск, 12–26 ноября 2020 года. Том Выпуск 1. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. – С. 126-127.