Фрагмент для ознакомления
1
Тема 1. Характеристика базы практики: указать название организации, место расположение, ведомственную принадлежность, виды деятельности, режим работы и пр.
Тема 2. Анализ деятельности организации в рамках темы дипломной работы «Условия формирования и диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Тема 3. Разработка предложений, мероприятий, оценка их эффективности
Тема 4. Анализ собственной деятельности, обобщение результатов
Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Характеристика базы практики: указать название организации, место расположение, ведомственную принадлежность, виды деятельности, режим работы и пр.
Характеристика базы практики.
Название организации: МБОУ Школа №1.
Место расположение: Московская область, город Балашиха. Проспект Ленина, дом 20.
Дошкольное отделение (в котором проходит практика) город Балашиха, шоссе Энтузиастов, дом 25.
Ведомственная принадлежность: муниципальное.
Виды деятельности: Общее образование (где проходит практика: дошкольное отделение)
Режим работы: 7:00-19:00
Групп в саду: 8
Логопедические: 1 группа
ЗПР: 1 группа
Комбинированная: 1 группа
Ортопедическая группа: 0 групп
Тема 2. Анализ деятельности организации в рамках темы дипломной работы «Условия формирования и диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Задание:
1. Материально-техническое оснащение детской организации
Участок детского сада озеленен, имеется цветник, огород, спортивная площадка, игровое оборудование.
Материально-техническая база учреждения достаточна, размеры помещений, освещение и мебель соответствуют требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Детский сад укомплектован ростовой мебелью, медицинским, физкультурным, игровым оборудованием, обеспечивающим реализацию приоритетных направлений дошкольного учреждения.
В групповых оборудованы уголки для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). Игровые комнаты оснащены современными игровым оборудованием, мебелью в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и требованиями СанПиНа.
2. Проанализировать методики проведения занятий по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.
Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:
а) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры;
в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства;
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).
Одним из эффективных путей ФЭМП у дошкольников являются игры с использованием лего. Лего позволяет развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе, о различных способах познания этих свойств. Лего можно использовать в работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти.
3. Проанализировать дидактические средства, используемые при проведении занятий по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста
Рассмотрим подробнее программное содержание работы по формированию представлений о геометрических фигурах во второй младшей группе.
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.
На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры – круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.
На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера. В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т.п.).
На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:
а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера;