Фрагмент для ознакомления
2
Описание актуальной исследовательской проблемы в ОО
Актуальность темы исследования обусловлена двумя составляющими, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), где одной из задач которого овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Положения ФГОС подкрепляются психолого-педагогической составляющей, которая выражается в значительных изменениях в жизни ребёнка при поступлении на уровень начального общего образования. В период 7-8 лет меняется стиль жизни, начинается формироваться новое мировоззрение, ребёнок приобретает новую роль – роль школьника. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным в данном возрасте, к словесно-логическому, концептуальному мышлению.
Актуальность изучения развития мышления младших школьников подтверждается несколькими неоспоримыми фактами: мышление в указанном возрасте развивается высокими темпами и оно как губка «впитывает» в себя всю окружающую информацию; происходят структурные изменения в интеллектуальной составляющей. Все эти процессы подлежат обязательному психолого-педагогическому сопровождению и при необходимости коррекции.
Теоретический анализ исследований по проблеме «Мышление обучающихся начальной школы в психолого-педагогической литературе.
1.1 Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
1.2 Психология человека от рождения до смерти : [учебник : 12+] / [Аверин В. А. и др.] ; под ред. А. А. Реана. - Москва : АСТ : Прайм, сор. 2015. - 656 с.
1.3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
1.4 Валлон А. Факторы психического развития ребенка // Психология развития: хрестоматия. - Спб.: Питер, 1967 – 196 с.
1.5 Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 671 с.
2.1 Мальцева В. А. Организация опытно-экспериментальной работы по определению уровней проектного мышления обучающихся начальной школы / В. А. Мальцева, Н. В. Баграмова // Заметки ученого. – 2023. – № 2. – С. 77-82.
2.2 Иванова Н. В. Приемы и методы развития креативного мышления младших школьников / Н. В. Иванова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 4-1. – С. 74-80.
2.3 Долинская Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников / Т. И. Долинская // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 6. – С. 76 – 80.
2.4 Васекина, П. И. Уровень развития абстрактного мышления младших школьников в зависимости от программы обучения / П. И. Васекина, М. С. Котова // Форум. – 2019. – № 2(17). – С. 65-68.
2.5 Столярчук Л. И. Особенности развития ассоциативно-образного мышления обучающихся посредством импровизационного танца / Л. И. Столярчук, В. С. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3(94). – С. 92-95.
3.1 Алипбаева, Г. А. Психикалық дамуы тежелген балалардың логикалық ойлауы / Г. А. Алипбаева, Р. Қ. Нұрғабыл // ҚМПИ Жаршысы. – 2021. – No. 3(63). – P. 17-21.
Аннотации
1.1 Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
Указанный учебник является современным первоисточником. В рамках данного учебника была впервые предпринята попытка систематизации научной информации о детстве как об объекте научного исследования. В структуре учебника изложены основные разделы, касающиеся проблемы исследования:
детство как предмет психологического исследования;
преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребёнка;
психоаналитические теории детского развития;
теория социального научения;
учение Жанна Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка;
Л. С. Выготский и его школа;
концепция Д. Б. Эльконина;
подростковый возраст в свете разных концепций;
неоконченные споры;
Конвенция о правах ребёнка;
Декларация о правах человека.
Первоисточник наполнен теоретико – методологическим материалом, который является фундаментальной основой для проведения теоретических и методических исследований в области детской психологии. Достоинство учебника заключается в том, что в нём изложено большое количество фактического материала, который является инструментом в решений психологических коллизий, возникающий в вопросах детской психологии.
1.2 Психология человека от рождения до смерти : [учебник : 12+] / [Аверин В. А. и др.] ; под ред. А. А. Реана. - Москва : АСТ : Прайм, сор. 2015. - 656 с.
Этот учебник даёт полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1)Бирюкова, Л. С. Методические рекомендации по реализации программы мониторинга развития креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы / Л. С. Бирюкова // Мировая и российская наука: области развития и инноваций : Сборник научных статей / Научный редактор Р.Ю. Самхарадзе. Том Часть II. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – С. 26-28.
2)Бирюкова, Л. С. Мониторинг развития креативности и критического мышления у обучающихся начальной школы (на примере использования технологии критического мышления) / Л. С. Бирюкова // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях : Сборник научных статей / Научный редактор Т.А. Колесникова. Том Часть IV. – Москва : Издательство "Перо", 2020. – С. 102-104.
3)Васекина, П. И. Уровень развития абстрактного мышления младших школьников в зависимости от программы обучения / П. И. Васекина, М. С. Котова // Форум. – 2019. – № 2(17). – С. 65-68.
4)Васильева, А. Д. Психологические особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А. Д. Васильева // ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ и ПРОГРАММЫ в ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 мая 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 17-21.
5)Веракса, Н. Е. Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста / Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, К. С. Тарасова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2023. – Т. 16, № 3. – С. 72-92.
6)Галкина, А. А. Влияние образовательной программы «Начальная школа 21 века» на развитие критического мышления младших школьников / А. А. Галкина // Студенческий научный форум 2023 : сборник статей VI Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 17 января 2023 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 154-158.
7)Долинская, Т. И. Развитие рефлексии мышления младших школьников / Т. И. Долинская // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 6. – С. 76.
8)Ермаков, С. С. Взаимосвязь развития основ теоретического мышления и общих интеллектуальных способностейу одаренных учеников начальных классов / С. С. Ермаков // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2014. – Т. 6, № 2. – С. 172-187.
9)Ермаков, С. С. Соотношение динамики развития теоретического мышления и общих интеллектуальных способностей у одаренных младших школьников : специальность 19.00.13 "Психология развития, акмеология" : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ермаков Сергей Сергеевич, 2016. – 201 с.
10)Зак, А. З. Формирование рефлексии и развитие критического мышления младших школьников / А. З. Зак // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития : Материалы международной научной конференции, Москва, 22–23 апреля 2019 года. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. – С. 347-352.
11)Иванова, Н. В. Приемы и методы развития креативного мышления младших школьников / Н. В. Иванова // Педагогический журнал. – 2023. – Т. 13, № 4-1. – С. 74-80.
12)Кашапов, М. М. Социально-психологический аспект академической одаренности современных младших школьников / М. М. Кашапов, И. В. Серафимович, Ю. Г. Баранова // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 4(121). – С. 137-148.
13)Климина, Н. В. Твердотельное моделирование как способ развития объемно-пространственного и креативного мышления обучающихся начальной школы / Н. В. Климина // Информатика в школе. – 2019. – № 2(145). – С. 26-32.
14)Козлова, Н. А. Развитие критического мышления младших школьников / Н. А. Козлова. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 124 с. – ISBN 978-5-907538-78-8.
15)Косоруких, О. Л. Развитие креативного мышления у обучающихся начальной школы (на примере уроков литературного чтения) / О. Л. Косоруких // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Елец, 25 апреля 2019 года / Под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С. 139-141.
16)Кускелоол, Д. М. Особенности развития и диагностики мышления младшего школьника / Д. М. Кускелоол // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 6(39). – С. 116-119.
17)Левицкая, Л. В. Формирование критического мышления у младших школьников в медиаобразовательной среде / Л. В. Левицкая, А. С. Журкина // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 3(134). – С. 114-118.
18)Ложкина, Т. В. Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе / Т. В. Ложкина // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2018. – № 3(3). – С. 123-125.
19)Мальцева, В. А. Организация опытно-экспериментальной работы по определению уровней проектного мышления обучающихся начальной школы / В. А. Мальцева, Н. В. Баграмова // Заметки ученого. – 2023. – № 2. – С. 77-82.
20)Мальцева, В. А. Психолингвистический подход исследования мышления и речи у обучающихся в начальной школе / В. А. Мальцева // Двадцать девятая годичная сессия ученого совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина : Сборник статей Национальной конференции XXIХ годичной сессии Ученого совета, Сыктывкар, 14 февраля – 15 2022 года. – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. – С. 285-289.
21)Надеева, О. Г. Практико-ориентированные формы организации занятий как средство формирования мышления обучающихся / О. Г. Надеева, В. Б. Щербакова // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам : материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к юбилею Тамары Николаевны Шамало, Екатеринбург, 26–27 октября 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 165-172.
22)Пианицына, О. А. Инфографика как средство развития критического мышления обучающихся в начальной школе / О. А. Пианицына // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения : Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 20 ноября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020. – С. 152-156.
23)Полинкевич, А. Л. Особенности мышления детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости / А. Л. Полинкевич // Ростовский научный вестник. – 2022. – № 10. – С. 26-28.
24)Садртдинова, Л. А. Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, направленная на развитие математического мышления (фрагмент) / Л. А. Садртдинова // ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ : сборник статей Международного научно-методического конкурса: в 2 частях, Петрозаводск, 10 февраля 2019 года / МЦНП «Новая наука». Том Часть 2. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. – С. 463-470.
25)Скурятина, Е. И. Формирование критического мышления на уроках в начальной школе / Е. И. Скурятина, В. А. Остапова, Е. Л. Глебова // ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ и ПРОГРАММЫ в ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Челябинск, 29 мая 2022 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 157-160.
26)Троцкая, Е. С. Методы диагностики пространственного мышления младших школьников / Е. С. Троцкая // Известия института педагогики и психологии образования. – 2017. – № 1. – С. 86-91.
27)Тупикина, А. Р. развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста / А. Р. Тупикина // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : Сборник материалов научно-практических конференций, Владимир, 21 марта – 08 2022 года. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2022. – С. 2199-2205.
28)Улановская, И. М. Когнитивные метапредметные результаты выпускников начальной школы "Созвездие" для одаренных детей / И. М. Улановская, А. З. Зак // Одаренность: методы выявления и пути развития : Сборник статей, докладов и материалов Всероссийской конференции, Москва, 28 сентября 2017 года / Ответственные редакторы Д.Б. Богоявленская, В.К. Балтян. Том Часть I. – Москва: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2018. – С. 130-134.
29)Чарнецкая, Ж. Н. Критериальное оценивание сформированности экологического мышления обучающихся в начальной школе / Ж. Н. Чарнецкая // Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития : Сборник статей Седьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами, Москва, 23 января 2015 года / Ответственные редакторы С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2015. – С. 366-369.
30)Федорова, С. В. Использование методов ТРИЗ-технологий в формировании творческого мышления младших школьников / С. В. Федорова // Актуальные проблемы современной педагогической науки : Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Всероссийских научных семинаров, Арзамас, 02 марта – 18 2023 года / Отв. редактор Е.А. Жесткова. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2023. – С. 327-331.
31)Юткина, Е. В. Коммуникативные искажения мышления у обучающихся в начальной школе / Е. В. Юткина // Перспективы и реалии педагогического образования : Сборник докладов IV Региональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 07 апреля 2022 года / Отв. редактор В.Ф. Поберезкая. – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. – С. 104-106.