Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Я, Ф.И.О., проходил(а) производственную практику (производственная практика в профильных организациях) в ГБУ РМЭ «РКВД» в должности психолога с .. по ..
Целью прохождения практики является: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в профильных организациях, а также подготовка магистранта к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП.
Задачами производственной практики в профильной организации являются:
- знакомство со спецификой работы психолога в профессиональной сфере, в частности с опытом консультативной деятельности;
- закрепление и углубление теоретических знаний;
- развитие и демонстрация умений и навыков выбора и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики психолога, в том числе в нестандартных ситуациях;
- освоение технологии психологического сопровождения личности и трудового коллектива в условиях бизнеса, образования и государственной службы – основных этапов, форм и методов;
- практическое освоение методов психологического воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
- развитие способности к комплексному профессиональному воздействию, формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля;
- овладение профессиональной этикой, развитие профессиональной ответственности, профессионально значимых качеств личности, профессиональной культуры и готовности к непрерывному профессиональному росту;
- приобретение умений и навыков ведения психологической документации;
- освоение умений использования организационно-правовых основ профессиональной деятельности.
Во время прохождения практики мне необходимо было выполнить конкретные виды работ, определенные индивидуальным заданием, направленные на увеличение моих знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Объем работы обосновал применение способов и методов самоорганизации, самообразования, с целью развития общекультурных и профессиональных компетенций. Во время прохождения практики постоянно необходим интерес, проявление оперативности и стремление к исполнительности в выполнении заданий.
Цель практики: выполнение индивидуального задания, предусмотренного программой практики, для обогащения профессиональных навыков.
Практическая часть
1. Знакомство со структурой психологической службы учреждения, документацией и видами деятельности психолога, должностными обязанностями, спецификой работы трудового коллектива
ГБУ РМЭ «РКВД» имеет следующую структуру:
1.Консультативно-диагностическое отделение (ул. Дружбы, 93).
2.Отделение № 1 дневного стационара на 23 койки (ул. Советская, 167).
3.Отделение № 2 дневного стационара на 22 койки (ул. Дружбы, 93).
4.Стационарное отделение на 40 коек (ул. Пролетарская, 60).
5.Клинико-диагностическая лаборатория
6.Лечебно-косметологическое отделение (пр. Ленина, 23).
Документация деятельности психолога:
1.Специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности психолога.
2.Организационно-методическая документация: хронометраж рабочего времени педагога-психолога, график работы, план работы, журнал психологических запросов и другие документы.
Выявленная проблема: Правильно организованный труд медицинских работников консультативно-диагностического отделения имеет большое значение, поскольку он может сократить время пребывания пациентов в стационаре и улучшить качество не только их жизни, но и жизни их близких. Кроме того, правильно организованный труд медицинских работников включает меры по профилактике профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника. Профессиональное выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций без их соответствующего высвобождения.
2. Составление плана работы на период прохождения практики в организации
№ Мероприятия Сроки
1. Знакомство со спецификой работы ГБУ РМЭ «РКВД»
2. Составление индивидуальных диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков
3. Индивидуальная работа с медицинскими специалистами консультативно-диагностического отделения: проведение обследований
4. Оформление результатов обследований
5. Составление психологической характеристики личности сотрудника отделения по результатам психодиагностической работы
6. Разработка рекомендаций для руководителя отделения по улучшению управления командой, совершенствования межличностных отношений в коллективе
7. Подготовка и проведение психопрофилактического тренинга «Я в группе» по результатам диагностической работы
8. Проведение анализа консультативной беседы с личностью
9. Выработка на основе проведенного исследования выводов и предложений.
10. Подготовка материалов, отчета по практике.
3. Составление индивидуальных и групповых диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков, организация и проведение обследований, оформление результатов обследований, составление заключений
Участвующие в опросе респонденты женского пола. Возраст испытуемых – от 25 до 60 лет. Стаж работы – от 3 до 40 лет. Респонденты отбирались по следующим параметрам: добровольность участия, стаж работы от 3 лет, возраст от 25 лет и старше.
В диагностическую программу включены следующие методики исследования:
1. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (автор В.В. Бойко);
2. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников);
3. Методика «Причины стресса в Вашей работе» Ю.В. Щербатых.
Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). Отбор методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко обоснован необходимостью выявления у испытуемых наличия разрушительных последствий в результате профессионального стресса медицинских работников с экстремальными условиями труда и выявить степень эмоционального выгорания, которое автором трактуется как одна из форм психологической защиты на стрессогенные условия деятельности.
Эта методика построена на теоретическом положении о том, что наличие устойчивого профессионального стресса сопровождается появлением вторичных последствий и приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания с изменением уровня волевой саморегуляции и даже отдельных свойств характера.
Методика представлена 84-мя суждениями, с которыми испытуемый должен либо согласиться, либо нет. Обработка проводится путем подсчета набранной суммы баллов, позволяющей определить степень эмоционального выгорания и ее соответствие той или иной фазе развития стресса – напряжения, резистентности или истощения.
Также эта методик позволяет выявить сформированность определённых симптомов, что позволяет получить не только количественные показатели выгорания, но и выделить и описать качественные характеристики выявленного симптомокомплекса.
По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
Фрагмент для ознакомления
3
10. Список использованной литературы
1.Акимова, Н.А. Психосоциальные факторы риска в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала/ Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н. Медведева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosotsialnye-faktory-riska-v-professionalnoy-deyatelnosti-srednego-meditsinskogo-personala (дата обращения: 22.02.2024).
2.Алешина, Е.А. Проблемы профессионального выгорания и трудовой мотивации среднего медицинского персонала/ Е.А. Алешина // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 4. С. 20–24
3.Березовская, Р.А., Кишка Т.Н. Роль процессуальной мотивации в развитии синдрома выгорания/ Р.А. Березовская, Т.Н. Кишка // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. /под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2013. С. 9 – 29.
4.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. М. : Филин, 1996. 157 с.
5.Бояркина, С.И. Профессионально-трудовые риски инфицирования медицинских работников/ С.И. Бояркина, Г.М. Бояркин // Труд и общество в реалиях XXI в. Cб. научных статей / отв. ред. Р.В. Карапетян. СПб., 2017. С. 186–194.
6.Братусь, Б. С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность/ Б.С. Братусь, О.В. Лишин//Вести. МГУ. Сер. Психология. 1982. № 1.
7.Винокур, В. А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях/ В.А. Винокур// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 23.05.2020).
8.Водопьянова, Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) / Н.Е. Водопьянова: афтореф. дис. … д-р. психол. наук. СПб., 2014. 49 с.
9.Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб.: Питер. 2008. 336 с.
10.Гарипова, Р.В. Оптимизация профилактики профессиональных заболеваний медицинских работников/ Р.В. Гарипова: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Казань, 2014. 25 с.
11.Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 139-146. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83991/ (дата обращения: 26.02.2024).
12.Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова. М.; Ростов н/Д. : Март, 2005. 448 с.
13.Колузаева, Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики/ Т.В. Колузаева // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-prichiny-posledstviya-sposoby-profilaktiki (дата обращения: 20.02.2024).
14.Кошкин В. Б., Гончарова А. Ю., Ковалева О. А. Синдром профессиональной дезадаптации врачей и медсестер отделения анестезиологии и реанимации/ В.Б. Кошкин, А.Ю. Гончарова, О.А. Ковалева// Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 12. С. 124– 126.
15.Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания/ Е.Г. Королева, Э.Е. Шустер // Практикующему врачу. Журнал ГрГМУ. 2007. № 3. С. 108–111.
16.Кузнецова, Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания. Учебное пособие для студ. факультета психологии/ Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012. - 96 с.
17.Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: практикум по социальной психологии/ К. Маслач. СПб.: Питер. 2001. 528 с.
18.Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. – 2016. – № 4. –С. 70-97.
19.Пфау, Т.В. Нервно-психическая устойчивость как ресурс преодоления профессионального стресса у врачей разных специальностей/ Т.В. Пфау // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 12. С. 59– 61.
20.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704 с.
21.Чернышкова, Н.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников государственных и частных медицинских учреждений/ Н.В. Чернышкова, Е.О. Дворникова, Е.В. Малинина // Психология. Психофизиология. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-meditsinskih-rabotnikov-gosudarstvennyh-i-chastnyh-meditsinskih-uchrezhdeniy (дата обращения: 20.02.2024).
22.Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – 2-е изд. – М.: МЕДпреcс-информ, 2014. – 256 с.
23.Югай, М.Т. Роль неэкономических стимулов в системе мотивации медицинских работников государственных медицинских организаций/М.Т. Югай, В.И. Панкевич, // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neekonomicheskih-stimulov-v-sisteme-motivatsii-meditsinskih-rabotnikov-gosudarstvennyh-meditsinskih-organizatsiy (дата обращения: 27.02.2024).
24.Burnout // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://translate.academic.ru/burnout/ en/ru/
25.National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine USA. Taking action against clinician burnout: a systems approach to professional well-being [Electronic resource]. Washington, DC : The National Academies Press, 2019.
26.Puttonen S., Harma M., Hublin C. Shift work and cardiovascular disease – pathways from circadian stress to morbidity. Scand. J. Work, Environ. Health. 2010; 36: 96–108.
27.Socaciu AI, Ionut R, Barsan M, Ungur AP. Burnout in Gastroenterology Unit Nurses. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(9):191–201
28.Thirion P., Vermeylen A., van Houten G.[et al.]. European Working Conditions Survey — Overview report. Published on 05 junе 2012. URL: https://kennisopenbaarbestuur.nl/media/234141/Fifth-European-Working-Conditions-Survey.pdf (дата обращения: 26.02.2024).
29.Shanafelt T., Noseworthy J. Executive leadership and physician well-being: nine organizational strategies to promote engagement and reduce burnout [Electronic resource] // Mayo Clin. Proc. 2017. Vol. 92, N 1. P. 129–146. URL: https://www.mayoclinicproceedings.org/article/S0025- 6196(16)30625-5/pdf