Фрагмент для ознакомления
2
Преддипломная практика проходила на базе КГПУ им. Астафьева г.Красноярск с .. по .. . После получения инструкций от куратора практики и сбора теоретических данных для написания дипломной работы было дано направление на проведение экспериментального исследования в МБОУ «Средняя школа № 145» г. Красноярска.
Цель практики – разработать и апробировать программу психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков.
Опытно-экспериментальная работа по психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков проводилась в МБОУ «Средняя школа № 145» г. Красноярска. Всего в исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте от 13 до 18 лет, 20 девушек и 20 юношей. Важно отметить, что для исследования подбирались те подростки, которых выбрал завуч по воспитательной работе в связи с частыми проявлениями у них различных форм девиантного поведения.
Они были разделены на 2 группы – контрольную, в которой не проводилось никакого воздействия, и экспериментальную, где была реализована программа психологической коррекции отклоняющегося поведения подростков. В каждой группе было по 20 человек смешанного гендерного и возрастного состава.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось посредством выделения ряда этапов:
На первом этапе формировалась эмпирическая выборка, осуществлялось формирование групп в зависимости от возраста и пола испытуемых.
На втором этапе для проведения констатирующего эксперимента и контрольной диагностики подбирались диагностические методики.
Третий этап исследования представлял собой первичную диагностику респондентов всех групп в рамках констатирующего эксперимента. Осуществлялось статистическое сравнение показателей в разных группах.
На четвертом этапе была реализована программа коррекции отклоняющегося поведения у подростков, которая была реализована в рамках формирующего эксперимента.
Пятый этап представлял собой контрольную диагностику респондентов всех групп в рамках контрольного эксперимента. Осуществлялось статистическое сравнение показателей в группах для оценки эффективности программа коррекции отклоняющегося поведения у подростков разного возраста и пола.
Для проведения первичной и контрольной диагностики были выбраны следующие методики исследования.
1. Для диагностики уровня агрессивности как формы отклоняющегося поведения у подростков был использован «Опросник исследования уровня агрессивности» А. Басса и А. Дарки. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». В рамках данной методики выделяется 8 шкал, каждая из которых оценивается в диапазоне выраженности от 0 до 3 баллов. В частности, это шкалы физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, а также чувство вины. Чем выше балл, тем более выражена та иная форма агрессивности подростков[ Магомедшарипова, Е.Д. Агрессия и измерение агрессивности по методике Басса-Дарки / Е.Д. Магомедшарипова // Мировая наука. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-izmerenie-agressivnosti-po-metodike-bassa-darki?ysclid=lpgtboqn6a608105457 (дата обращения: 24.04.2024).].
2. Для диагностики буллинга как формы отклоняющегося поведения у подростков был использован опросник «Буллинг» Д. Олвеуса. Цель данной методики – выявление распространенности и особенностей буллинга в коллективе. Методика направлена на определение двух аспектов буллинга – поведение подростка, связанное со стремлением к буллингу, и подверженность самого подростка буллингу со стороны окружающих[ Урманова, Е.Н., Соколовская, А.В., Заварзина, Т.А. Подростковый буллинг как объект социально-педагогического исследования: проблемы и перспективы проведения теоретических и практических исследований / Е.Н. Урманова, А.В. Соколовская, Т.А. Заварзина // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 1 (132). – С. 53.].
В соответствии с этим, в методике выделяется 4 шкалы:
1) активный прямой буллинг, т.е. поведение подростка, направленное на проявление прямой агрессии в отношении жертвы (побои, толчки и т.д.) (АПБ) – 4 вопроса (от 0 до 16 баллов);
2) активный косвенный буллинг – поведение подростка, направленное на проявление косвенной агрессии в отношении жертвы (сплетни, наговоры, словесные издевательства, игнорирование) (АКБ) – 2 вопроса (от 0 до 8 баллов);
3) пассивный прямой буллинг, т.е. ощущение себя жертвой прямой агрессии со стороны сверстников (ППБ) – 4 вопроса (от 0 до 16 баллов);
4) пассивный косвенный буллинг – ощущение себя жертвой косвенной агрессии со стороны сверстников (ПКБ) – 3 вопроса (от 0 до 12 баллов).
Всего опросник включает в себя 13 утверждений, в рамках которых испытуемый должен выбрать один из предложенных ответов – «никогда не было» (0 баллов), «было пару раз» (1 балл), «иногда бывает» (2 балла), «случается один раз в неделю» (3 балла), «бывает постоянно» (4 балла).
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
0–3 балла – низкий уровень буллинга;
4–6 балла – средний уровень буллинга;
7 и более баллов – высокий уровень буллинга.
3. Для диагностики склонности подростков к отклоняющемуся поведению была использована методика А.Н. Орел «Склонность к отклоняющему поведению», стимульный материал которой представлен 98 вопросами, которые существуют в мужском и женском вариантах. В методике выделяется 5 шкал, в частности[ Мицкевич, В.А. Обследование детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специалистов служб сопровождения образовательных организаций / В.А. Мицкевич. – Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2020. – С. 21.]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Иванова, А.М. Математические методы в психологии / А.М. Иванова. – Тула: Старт, 2019. – 460 с.
2.Магомедшарипова, Е.Д. Агрессия и измерение агрессивности по методике Басса-Дарки / Е.Д. Магомедшарипова // Мировая наука. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-izmerenie-agressivnosti-po-metodike-bassa-darki?ysclid=lpgtboqn6a608105457 (дата обращения: 24.04.2024).
3.Мицкевич, В.А. Обследование детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специалистов служб сопровождения образовательных организаций / В.А. Мицкевич. – Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2020. – 51 с.
4.Урманова, Е.Н., Соколовская, А.В., Заварзина, Т.А. Подростковый буллинг как объект социально-педагогического исследования: проблемы и перспективы проведения теоретических и практических исследований / Е.Н. Урманова, А.В. Соколовская, Т.А. Заварзина // Известия Челябинского государственного университета. – 2023. – № 1 (132). – С. 53–67.