Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. «Провести мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задает качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и методы оценки результата образования. Теперь эффективность состоит из сложного набора показателей, характеризующих как предмет, так и метапредмет, и даже личные достижения ребенка. Современная школа должна научить ребенка «научиться учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
К сожалению, сейчас у большинства наших учащихся наблюдается очень слабая подготовка к самостоятельной учебе, самостоятельному получению необходимой информации, низкий уровень навыков решения задач, поиска выхода из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И в результате, покинув стены школы, молодые люди либо останутся неуспешными в жизни, либо потеряются, не смогут «найти себя».
Эти вопросы призваны решать ГЭФ. Но есть скрытые риски работы по образовательным стандартам.
Для преподавателя это: перегруженность документацией; неспособность связать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитаризм в обучении; незнание требований стандартов, их несоответствие; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя.
Для учащегося это: неумение работать с литературой; риск перегрузки; беспомощность в выборе пути решения вопросов; привычка быть ведомым; завышенный уровень претензий; неумение формулировать цели.
Именно поэтому перед школой остро стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, в том числе умения учиться. Развитие УУД предоставляет для этого большие возможности. Поэтому «Плановые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». программа начального общего образования, необходимая для непрерывного образования..."
Предмет выражается в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков.
Метапредметные методы деятельности, осваиваемые обучающимися на основе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках учебного процесса, так и при решении задач в реальных жизненных ситуациях.
Личностные: система ценностных отношений между обучающимися – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.
Мы видим, что предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, метапредметные результаты - через универсальные образовательные действия, личностные результаты - через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также морально-этические ориентиры.
Мониторинг – это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинга исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:
- стимулирует стремление к оценке собственной педагогической деятельности с целью ее преобразования;
- определяет пути собственного развития и развития студенческого коллектива;
- приводит к эффективному достижению качественно новых результатов обучения, воспитания и развития учащихся и преподавателей.
Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без постоянного контроля результатов качества знаний и результатов воздействия образовательного процесса на личность учащегося трудно оценить эффективность начальной школы.
Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:
- первый уровень (индивидуальный) осуществляется учителем, классным руководителем ежедневно (это наблюдение, фиксация динамики развития каждого ученика);
- второй уровень (внутришкольный) осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития класса, параллели).
Любой вид мониторинга осуществляется в три этапа.
На первом этапе (подготовительном) определяются цель, объект (объектом контроля для учителя начальных классов является учащийся, класс, а также отдельные области образовательного процесса), сроки и средства.
Второй этап (практический) – сбор информации. Методы сбора информации разнообразны: наблюдение, опрос, интервью, анализ документов, посещение уроков, контрольные разделы, анкетирование, тестирование и т. д. Использование тех или иных методов зависит от целей мониторинга.
Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, даются рекомендации и определяются способы корректировки.
Внутришкольный контроль в начальных школах осуществляется в соответствии с принятым Педагогическим советом Положением о контроле и оценке знаний учащихся на первой ступени начального общего образования. Ежегодно с помощью диагностической работы контролируется уровень сформированности результатов обучения в виде управленческих контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру:
- входной – проводится с целью определения степени устойчивости знаний обучающихся, выявления причин утраты знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;
- средний – проводится с целью отслеживания динамики обучения учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учащихся;
- итоговая – проводится на выходе из начальной школы с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обучения, прогнозирования эффективности дальнейшего обучения учащихся.
Достижение предметных результатов обеспечивается основными учебными предметами. Поэтому объектом оценки результатов предмета является «способность учащихся решать учебные, познавательные и учебно-практические задачи». Оценка достижения результатов предмета проводится как при текущей и промежуточной аттестации, так и при завершении итоговой проверочной работы.
Результаты накопленной оценки, полученные при текущем и промежуточном оценивании, фиксируются в классном журнале.
В образовательном процессе оценка результатов предмета осуществляется с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня усвоения темы обучающимися. Среди методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, интервью (индивидуальное, групповое), анализ научно-исследовательской работы учащихся и др.). Данный перечень методов не исчерпывает весь возможный спектр диагностических средств, он может дополняться в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Возможные уровни учебной деятельности: базовый и продвинутый.
Базовый уровень (задания, используемые для итоговой оценки достижения запланированных результатов, и учебные ситуации соответствуют запланированным результатам, достижения которых ожидают большинство учащихся). Они описаны в разделе «Выпускник будет учиться». Повышенный уровень (поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся освоение может выходить за рамки базовой системы знаний). Они описаны как в блоке «Выпускник будет учиться», так и в блоке «Выпускник будет иметь возможность учиться».
Основным объектом оценки метапредметных результатов является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициатива и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Когнитивная: работа с информационными и образовательными моделями; использование символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, обобщение понятия.
Основное содержание оценки метапредметных результатов базируется на способности к обучению. Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе различных процедур:
- решение задач творческого и поискового характера;
- образовательный дизайн;
- итоговые проверочные работы;
- комплексная работа на междисциплинарной основе;
- контроль формирования основных учебных навыков;
- портфолио и т.д.
Методами оценки метапредметных результатов являются:
- наблюдение за отдельными сторонами деятельности учащихся или их успехами в обучении;
- оценка процесса выполнения учащегосями различных видов творческой работы;
- тестирование;
- оценка открытых и закрытых ответов учащихся;
- оценка результатов рефлексии учащихся (различные листы самоанализа, протоколы собеседований, дневники учащихся и т.п.)
- портфолио учащегося;
- выставки и презентации крупных законченных работ.
Мониторинг метапредметных УУД проводится в третьей декаде апреля.
Основным средством контроля являются специальные диагностические работы:
- задания на индивидуальную универсальную учебную деятельность;
- сложные задачи, требующие одновременного использования различных УУД.
Задачи контроля личных результатов: оценка личных результатов освоения ООП НОО; оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы. Мониторинг позволяет учителю и родителям:
- следить за динамикой нравственного развития учащихся;
- сравнивать результаты учебной деятельности между другими классами (параллели);
- следить за динамикой развития учащихся, изменениями в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями учащихся.
Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика, тестовые задания, портфолио ученика начальной школы.
Основными характеристиками личностного развития учащихся начальных классов являются:
самоопределение (формирование основ гражданской идентичности человека, формирование картины мира культуры, развитие Я-концепции и самооценки личности),
смыслообразование (формирование ценностных ориентаций и смыслов учебной деятельности),
морально-этическая направленность (формирование целостного образа мира, знание основных моральных норм, формирование нравственного самоуважения и т. д.).
Для оценки интеллектуального развития существуют такие методы, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест на умственное развитие.
Совершенно новым для массовой школы является диагностика результатов развития личности, введенная ФГОС. Оно может осуществляться в различных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). В любом случае такая диагностика предполагает проявление студентом личностных качеств: оценку действий, указание своей жизненной позиции, личных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личной безопасности и конфиденциальности требуют проведения такой диагностики только в форме неперсонализированной работы: работы, выполняемые учащегосями, как правило, не должны подписываться, а таблицы, где эти данные заносятся, не подлежат подписи, собранные данные должны показывать результаты только по классу или школе в целом, а не по каждому конкретному ученику.
Систематическая оценка предметных, метапредметных и личностных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио работ. Цель портфолио – выступать в качестве индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзамена определять рейтинг выпускников основной школы. Придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказать эффективную помощь учащимся, обеспечивая более высокую эффективность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы педагога и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.
Анализируя результаты мониторинговых исследований, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, педагог совершенствует свое профессиональное мастерство. Мониторинг формирует демократические отношения учителя и ученика, что помогает детям добиться успеха. Внедрение мониторинга служит благой цели: созданию личностно-ориентированной модели образования и способствует реализации нашего главного кредо – создать комфортные условия для каждого обучающегося.
Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся вполне оправдан:
- помогает выявить «тонущие» темы;
- выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке и присмотре со стороны педагога;
- заставляет учителя постоянно быть в курсе прогресса класса;
- повышает качество работы учителя, его преданность делу;
- улучшает само качество ЗУН учащихся.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказать эффективную помощь учащимся, обеспечивая более высокую эффективность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы педагога и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.
Таким образом, мониторинг результатов обучения позволит вам увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Это также поможет вам скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.
Многие подходы и приемы формирования УУД ранее активно применялись учителями нашей школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа должна перерасти в четкую, целенаправленную систему.
И, конечно же, такая организованная система диагностики будет в большей степени способствовать достижению желаемого результата – портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.
Задание 2. «Разработать план развивающей работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей»
Тематический план индивидуальной работы с обучающимся представлен в приложении 1.
Задание 3. «Разработать совместно с педагогом (педагогами) индивидуально-образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»
Ф.И. – ребенка Максим К.
Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.
Сопровождающий педагог – воспитатель.
Характеристика
Дата заполнения:
Дата рождения: 30.11.2018 г
ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя.
Тип группы: разновозрастная.
Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.
В каком возрасте поступил: 4 года.
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительный; в) недостаточный; г) плохая: адаптация удовлетворительная: ребенок не испытывал трудностей в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, но эмоциональное состояние было плохим (плач в течение дня, нарушение дневного сна). Адаптация заняла 3 недели.
Физическое состояние ребенка:
Сформированность движений: соответствует возрасту, координация движений развита слабо, уверенность в выполнении дозированных движений, высокая скорость, средняя ловкость; испытывает трудности с выполнением движений по словесным инструкциям.
Утомляемость: ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания в течение установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.
Состояние моторики:
- ведущая рука правая.
-точность движений: плохая координация пальцев, рук, недостаточно развита мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, резать ножницами по прямой, по кругу);
- работа над листом бумаги: не ориентируется на листе бумаги, умеет держать карандаш, красит, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые формы (круг, квадрат).
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной деятельности, высокая любознательность.
Особенности внимания: трудно сконцентрироваться, но быстро переключает внимание на задания, предлагаемые взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, спешит.
Формирование восприятия и наглядно-действенного мышления.
- Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.
- Отмечается высокая активность; низкие: решительность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.
- Продуктивность в работе и обучении: с помощью лепки, аппликаций, рисования он может выразить свои впечатления об окружающем мире, положительное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. Он показывает средние результаты на тренировках.
- Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, без ошибок соотносит предметы относительно величины.
- Есть точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.
- Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (строит обобщения по второстепенным признакам; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет различать предметы по признакам только показывая, но не может рассказать.
Уровень обобщения приемлемый: умеет классифицировать предметы, не употребляет обобщающих слов.
- Он не может справиться с задачами самостоятельно, просит одобрения.
Особенности памяти:
- преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
- высокая скорость запоминания, устойчивая память;
- он помнит, но не может сказать.
Особенности речи.
- Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.
- низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.
- Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.
- Не умеет составлять простые и сложные предложения разных типов, не называет слова в предложении по порядку.
- Не умеет составить рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.
- Наличие заикания: нет.
Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах 5, с помощью дисплея;
- знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;
- умение соотносить заданное количество предметов с количеством пальцев или других предметов, с числом;
- может выбрать заданное количество предметов из набора;
- счетные операции: не может решить задачи на сложение, вычитание, не может найти, насколько больше, насколько меньше, из-за отсутствия речи;
- понимает, но не использует в речи понятия: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше/меньше.
Формирование представлений ребенка о себе и ближайшем окружении:
- ребенок имеет представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает места своего проживания (город, село, улица, дом).
- представления времени понимает время, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.
Особенности игровой деятельности.
- Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Нет устойчивого интереса к играм и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.
- В играх есть сюжет, иногда есть логическая цепочка действий, не следует до конца своей роли, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.
- Умеет соблюдать правила игры.
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.
- Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создавать конструкцию, здание по образцу, действует по словесным инструкциям; знает и любит создавать продукт коллективно.
- Ориентирован в пространстве, выбор формы и цвета соответствует образцу.
- Может обыграть здание, не может объяснить рисунок.
Черты характера.
- Всегда активен, открыт, уравновешен, дружелюбен, легко идет на контакт, потребность в общении высока.
- Непринужденное отношение к себе, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда аккуратен.
- Адекватно реагирует на замечания, выслушивает, старается исправить ситуацию, с одобрением хвалит и не скрывает положительных эмоций.
- выражены адекватность отношений к родственникам, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, доброты, склонность прийти на помощь, защитить других.
Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.
План направления развивающей работы представлен в приложении 2.