Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производственная дефектологическая практика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Обучающиеся в ходе практики имеют возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении. В процессе дефектологической практики у студентов развиваются дефектологическое мышление, творческий подход к проблемам педагогической помощи детям (взрослым) с нарушениями в развитии, формируются профессионально значимые качества личности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Особенности организации профессиональной деятельности педагога-дефектолога в коррекционном учреждении с детьми с умственной отсталостью
1.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-дефектолога коррекционного учреждения
Организационно-методическая работа педагога-психолога заключается в планировании и проведении содержания деятельности по всем направлениям работы, а именно диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому и так далее. Кроме того, тщательном оформлении и систематическом ведении документации.
Уровни нормативно-правового обеспечения специального (коррекционного) образования и сопровождения субъектов образовательного пространства регламентируется на разных уровнях. Прежде всего это Международный уровень и Международные нормативно-правовые акты. Сюда относится:
- Конценция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1959 г.);
- Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года).
Далее идет федеральный уровень и заканадательно-правовые акты Российской Федерации.
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
1.2. Система профессионального и административного подчинения, система повышения квалификации и аттестации педагога-дефектолога
Сегодня политика в области образования направлена на целесообразное и оптимальное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой, опытом и личными возможностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставление им возможности для профессионального роста и продвижения.
Аттестационная комиссия проводит оценку компетентности аттестуемого работника на основе анализа документально зафиксированных результатов повышения его квалификации, а также участия в реализации планов работы учреждения (отчёты, выступления на совещаниях, советах и семинарах и т.п.). Рассмотрение авторских разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.
1.3. Квалификационные требования и должностные обязанности педагога-дефектолога
Квалификационные требования и должностные обзяности педагога-дефектолога определены в Профессиональном стандарте РФ и ДНР.
Педагог-дефектолог (относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.
Возможные наименования должностей, профессий: Олигофренопедагог, Сурдопедагог, Педагог-дефектолог, Тифлопедагог, Учитель-дефектолог, Учитель-логопед (логопед).
Особые условия допуска к работе: К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации «учитель-дефектолог» без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Цели и задачи работы педагога-дефектолога
Трудовые функции направлены на решение задач организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предполагая, с одной стороны, выполнение системы трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (как педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ), а с другой стороны – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача (как педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), а именно:
1.5. Основные направления и формы профессиональной деятельности педагога-дефектолога
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.
Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
II. Изучение и анализ всех видов деятельности педагога-дефектолога, особенностей и степени успешности решения таких задач как:
2.1. Задачи профилактической и консультативной работы
В работе педагога-дефектолога консультативное и профилактическое направление – это одно из основных направлений. Оно предполагает оказание помощи родителям учащихся в вопросах обучения, развития ребенка, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Консультативное – консультирование педагогов, родителей, их законных представителей по вопросам индивидуального развития ребенка, возникновении школьных трудностей.
Просветительское – просвещение участников коррекционно-развивающего процесса (родителей, их законных представителей, педагогов, администрации школы) об индивидуальных особенностях детей, в частности с ОВЗ.
Конспект индивидуального занятия педагога-дефектолога с детьми с умственной отсталостью (УО)
Цель: Обогащение сенсорного опыта.
Задачи: Формировать представление о разных оттенках цвета по насыщенности; пробудить интерес к восприятию различных звуков; развивать зрительное и слуховое восприятие; подготовить детей к литературно- словесному творчеству, упражнять в выкладывании по цвету, форме, величине.
2.2.Задачи методического обеспечения дефектологического сопровождения образовательного процесса
В системе психолого-медико-педагогического сопровождения организация дефектологического коррекционного процесса направлена на развитие всех психических процессов и познавательных способностей.
Дефектологическое сопровождение осуществляет свою деятельность в тесном контакте с логопедическим, психологическим, медицинским, педагогическим сопровождением учреждения и родителями (законными представителями), обеспечивая необходимый уровень взаимодействия в условиях реализации образовательной программы учреждения.
2.3. Технологии, используемые педагогом-дефектологом в своей работе
1. Сенсорное и сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движений;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).
ВЫВОДЫ
Работа педагога-дефектолога регламентируется различными нормативно-правовыми документами на различным уровнях. На международном уровне Конституцией ОНН о правах ребенка и человека, Декларацией ООН «О правах умственно отсталых лиц». На федеральном уровне Законом об Образовании, на региональном Конституцией ДНР и Законом об образовании ДНР, различными актами и нормативно-правовыми документами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
2. Бородина, В. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагоговдефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : монография / В. А. Бородина. — Челябинск : ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 251 c. — ISBN 978-5-906908-41-4.
3. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : курс лекций / В. П. Глухов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 312 c. — ISBN 978-5-4263- 0575-5
4. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
5. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей .- М.: Владос, 1995.
6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей»: Пособие для психологопедагогических комиссий. – М.: Владос, 2003 – 32 с.
7. Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 2008
8. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
9. Наджарян, А. Г. Основы дефектологии. Курс лекций : учебное пособие / А. Г. Наджарян, Ф. К. Тубеева, Л. И. Доева. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — ISBN 2227-8397. —
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте . – М.: Издательский центр Академия, 2002.
11. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Приложение: Наглядный материал для обследования детей. – М.: Просвещение. – 2017 г.