Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Психодиагностические методики
Исследование детей с тяжелыми нарушениями речи началось во второй половине XX века и стало комплексным подходом к изучению этой категории детей. Важно отметить, что методики, использованные для изучения развития тревожности у дошкольников с ТНР, были тщательно отобраны из множества доступных вариантов. Методики отбирались с учетом доказанной эффективности, временной валидности и опыта практикующих психологов. Такой подход к изучению детской тревожности позволяет получить комплексное представление об особенностях эмоционального состояния и психологического развития детей. Методики позволяют выявить симптомы тревожности, проанализировать их причины и особенности, разработать индивидуальные стратегии работы с каждым ребенком. Важно отметить, что эти методики используются не только в исследованиях с детьми с ТНР, но и широко применяются в работе с другими детьми. Это свидетельствует об универсальности методик и их ценности для психологической практики.
В качестве первой методики выбран "Тест детской тревожности", разработанный американскими психологами Р. Тэммлом, М. Дорки и В. Аменом. Этот тест дает возможность оценить уровень тревожности ребенка на основе его ответов на специально подобранные вопросы. Тест широко используется в исследованиях тревожности у детей разных возрастных групп. Второй методикой, использованной в данном исследовании, является методика, разработанная А.И. Захаровым, И. Захаровой для определения детских страхов через рисунок. Данная методика основана на анализе и интерпретации рисунков, нарисованных детьми в процессе творчества. Это позволяет более четко выявить и проанализировать страхи, которые могут быть связаны с тревожностью у данной группы детей. Третья методика, использованная в данном исследовании, - методика "Уровень тревожности детей" Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко. Это специальный опросник, предназначенный для оценки уровня тревожности детей. Опросник включает в себя набор вопросов, на которые отвечают дети, что позволяет определить индивидуальный уровень тревожности детей. При исследовании симптомов тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта использование подобных методик позволяет получить более полную картину эмоциональных состояний и потребностей детей. Анализ результатов этих методов может помочь выявить особенности тревожности и разработать целенаправленные меры по снижению тревожности и поддержке психологического благополучия этих детей. Поэтому применение выбранных методов при изучении симптомов тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является важным шагом в исследовании и понимании этой проблемы. Данная методика помогает специалистам и педагогам разрабатывать индивидуальные программы поддержки и помощи с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка.
Тест разработан американскими психологами Р. Тамлом, М. Дорки и В. Аменом. Проективный тест исследует черты тревожности ребенка в типичных жизненных ситуациях (используются черты, соответствующие тревожности ребенка).
(Методика представляет собой тест тревожности ребенка, при этом личность является наиболее важным симптомом). В данном случае тревожность рассматривается как личностная черта, выполняющая функцию безопасности человека на психологическом уровне и имеющая негативные последствия. Результатом является подавление деятельности ребенка, ориентированной на достижения. Высокая тревожность часто сопровождается сильным желанием избежать неудачи, что подавляет стремление к достижению успеха. Тревожность, которую ребенок испытывает в одной ситуации, не обязательно будет такой же в другой. Значимость ситуации зависит от того, какие негативные эмоциональные переживания были у ребенка в этой ситуации. Негативные эмоциональные переживания формируют тревожность как личностную черту и соответствующее поведение ребенка. Психологическая диагностика тревожности определяет внутреннее отношение ребенка к данным социальным ситуациям и выявляет характер его взаимоотношений с окружающими людьми, прежде всего с семьей и дошкольным учреждением. Тест проводится индивидуально для детей дошкольного и школьного возраста.
Стимульный материал: 14 картинок, изображающих семь типичных ситуаций. Каждая картинка представляет собой типичную ситуацию из жизни ребенка. Каждая картинка представлена в двух вариантах: для девочек (с изображением девочки) и для мальчиков (с изображением мальчика). Лицо ребенка не рисуется, только контур головы. Каждая картинка имеет два дополнительных изображения головы ребенка. На одной из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другой - грустное. Стимульный материал представлен в Приложении 1.
Процедура: Картинки предъявляются испытуемым одна за другой в строгой последовательности. Разговор происходит в отдельной комнате. После того как испытуемым будут показаны картинки, исследователь дает им инструкции.
Инструкции: в ходе исследования картинки предъявляются детям одна за другой в строгой последовательности. После показа картинок детям исследователь дает каждому из них следующие пояснительные инструкции:
1. Представляем картинку 1 (агрессивная) "Как ты думаешь, каким будет этот ребенок: с веселым или грустным лицом?
2. Как ты думаешь, как она будет выглядеть? Я только одеваюсь".
3. Как ты думаешь, каким будет этот мальчик: грустным или веселым? Она (девочка) ложится спать".
4. Презентация № 4 (мытье) "Как ты думаешь, на кого похож этот мальчик? Этот мальчик принимает ванну".
5. Презентация картинки №5 (уединение) "Как ты думаешь, на кого похож этот ребенок: грустное лицо, светлое лицо". Презентация картинки No8 (осуждение) "Как ты думаешь, на что похоже лицо этого ребенка: смешное лицо, грустное лицо".
Презентация картинки No6 (еда в одиночестве) "Как ты думаешь, на что похоже лицо этого ребенка? Она (девочка) ест".
7. Представьте картинку No7 (ребенок ест с родителями) "Как вы думаете, на что похож этот ребенок? Этот ребенок с мамой и папой".
Чтобы избежать настойчивого выбора, в инструкции описание лица ребенка предъявляется поочередно. Никаких других вопросов ребенку не задается.
Выбор испытуемым соответствующего лица и словесные выражения ребенка фиксируются в специальном протоколе (бланки предоставляются заранее). Протокол каждого ребенка будет проанализирован количественно и качественно.
Количественный анализ результатов
На основании полученных данных рассчитывается индекс тревожности ребенка (ИТ): ИТ — это процентное соотношение эмоционально неблагоприятных вариантов (выбор грустного лица) к общему количеству предъявленных картинок (7):
ИТ = (количество эмоционально негативных вариантов/7) х 100% 3. Дети в возрасте 5-7 лет могут быть разделены на три группы в соответствии с ИТ:
0-20 ВТ - низкий уровень тревожности
20-50 ВТ - умеренная тревожность
Более 50 ВТ - высокий уровень тревожности
Качественный анализ результатов.
1. Качественный анализ данных — это анализ характеристик исследуемого человека в различных ситуациях.
для определения. Высокий уровень тревожности (ВТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной адаптации человека к определенным жизненным ситуациям. Эмоционально положительные или отрицательные переживания могут косвенно определять особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации полученных данных тревожность, испытываемая ребенком в конкретной ситуации, может рассматриваться как проявление негативных эмоциональных переживаний в этой или аналогичных ситуациях. Испытуемые, которые делали негативный эмоциональный выбор в ситуациях "одевание", "сон в одиночестве", "прием пищи в одиночестве" и "изоляция", чаще имели высокий уровень тревожности.
2. Для изучения причин тревожности ситуации, смоделированные на рисунках, можно разделить на типы межличностных отношений. Так, были смоделированы ситуации "объект нападения" и "родитель и ребенок".
Таким образом, помимо общих выводов об уровне тревожности испытуемого, экспериментатор может определить, какие именно ситуации приводят к тревоге.
На следующем уровне анализа выбор испытуемых интерпретируется в зависимости от того, с какими ситуациями связано переживание ребенком тревоги. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, ревностью к брату или сестре, страхом наказания, ухудшением отношений с родителями и сверстниками. При выборе лиц для дополнительных изображений следует также учитывать, что дети могут отождествлять себя с изображенным персонажем (например, с преступником). Для исключения неверных интерпретаций экспериментаторам следует спрашивать испытуемых, кем бы они были на картинке, если бы находились там.
Анализ выбора детей в различных ситуациях позволяет сформулировать гипотезы о конкретных причинах детской тревожности.
Поэтому качественный анализ результатов должен включать информацию об общем уровне тревожности, возможных причинах тревожности ребенка в межличностных отношениях и возможных причинах травмы.
Кроме того, при формулировании выводов следует учитывать эмоциональное состояние ребенка в момент обследования, его комментарии и объяснение ребенком своего выбора. Эта информация необходима для того, чтобы выявить источники тревоги и избежать необъективных выводов.
Методика, разработанная А.И. Захаровым для выяснения страхов ребенка с помощью картинок, И. Захаров.
Цель данной методики - исследование переживания и наличия тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура исследования наличия или отсутствия тревожности у детей с помощью данной методики: на занятиях изобразительным искусством.
Воспитатель просит испытуемых нарисовать акварельными красками картинки "что они представляют себе в течение дня", "чего они боятся в течение дня" и "чего они боятся в течение дня".
Инструкция: попросите их нарисовать наиболее сильно выраженный страх. Какой из них выбрать, испытуемому не объясняется, его выбирает каждый сам.
Изображение испытуемым своего страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение, вызванное тревогой ожидания реакции. На картине страх осознается почти как нечто реально произошедшее. Все это в совокупности устраняет эмоционально травмирующее значение страха для психики ребенка. Во-первых, важно, чтобы задание давал учитель, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в обстановке