Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из факторов развития региона является развитие инновационного подхода и инновационного развития региона. Основной категорией в данной сфере является инновационный и научный потенциал. Данные категории взаимосвязаны, в связи с этим, необходимо рассмотреть теоретические и практические аспекты развития инновационного потенциала региона на примере Нижегородской области.
В современных социально-экономических условиях развития регионов необходимо искать и реализовывать варианты перехода к экономике инновационной, что, позволит не только активизировать использование накопленного интеллектуального потенциала России и ее регионов, но сократит его «утечку» и будет стимулировать дальнейшее воспроизводство.
Цель практики – обобщить систему управления инновационным и научным потенциалом региона.
Задачи практики:
1. Провести анализ развития сферы государственного и муниципального управления в сфере инновационного и научного потенциала.
2. Провести анализ деятельности базы практики.
3. Изучить практику реализации государственного (муниципального) управления в сфере инновационной и научной деятельности.
Глава 1. Анализ и оценка деятельности базы практики
1.1 Характеристика базы практики
Местом практики является АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера».
Специализированной (управляющей) компанией кластера является АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера». Создана в сентябре 2013 года Правительством Нижегородской области (распоряжение Правительства Нижегородской области от 13 сентября 2013 года №1894-р). Организация создана в соответствии с требованиями «Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013. N 188.
В соответствии с Уставом, утвержденным Губернатором и председателем Правительства Нижегородской области В.П. Шанцевым (от 13 сентября 2013 года № 1894-р) направлениями работы АНО «ЦРК – Саров» являются:
Цели деятельности:
1. Создание условий для эффективного взаимодействия участников программного развития Саровского инновационного кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах развития Саровского инновационного кластера, обеспечение реализации проектов развития Саровского инновационного кластера, выполняемых совместно участниками.
2. Содействие внедрению новых производственных технологий за счет оказания комплекса инженерно-консультационных услуг по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, пред проектных и проектных услуг.
Задачи и основные виды деятельности специализированной организации АНО «ЦРК-Саров»:
1. Разработка и содействие реализации проектов развития территориального кластера, выполняемых совместно 2 и более организациями-участниками.
2. Оказание содействия организациям участника-кластера в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями.
3. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников.
4. Организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций-участников, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом.
5. Проектирование отдельных производственных процессов и производств.
6. Подбор и комплексная поставка оборудования, проведение технологического аудита, диагностирования и экспертизы оборудования.
За 2016-2022 гг. в Саровском кластере реализовывались 32 совместных проектов, выполняемых совместно 2 и более организациями-участниками, из них впервые разработано и оказано содействие 28 проектам.
В рамках реализации этих проектов задействовано около 1500 чел., создано и поддержано 488 новых рабочих мест.
Общий объем инвестиций в эти проекты достиг 3,042 млрд. руб., из них:
• 79,74 млн. руб. федеральный бюджет,
• 14,95 млн. руб. бюджет Нижегородской области,
• 2,6 млн. руб. местный бюджет,
• 2 945,17 млн. руб. внебюджетное финансирование.
Основными сферами деятельности «Саровского инновационного кластера» являются: исследования, разработки и производство в области информационных технологий (в том числе, суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных процессов), новых материалов, новой энергетики (в широком спектре направлений), научного и промышленного приборостроения, автоматизированных систем управления технологическими процессами.
За последние несколько лет в рамках ключевых направлений деятельности участниками кластера успешно реализованы и реализуется целый ряд крупных научно-технологических проектов национального масштаба:
- разработка суперкомпьютеров терафлопного класса, программного обеспечения для прикладного использования. В частности, созданы пакеты программ для моделирования физических процессов. Это позволяет проводить имитационное моделирование многих процессов: прогноз погоды, расчет прочностных и эксплуатационных характеристик техники, эксплуатируемой в сложных условиях. Кроме того, проект предполагает постепенное замещение иностранной вычислительной техники и программного обеспечения в ключевых отраслях российской науки и промышленности;
- разработка автоматизированных систем управления технологическими процессами. Предприятия кластера поставляют заказчикам, как готовые технические решения, так и отдельные компоненты. Развитие данного направления является крайне важным, поскольку основными конкурентами на рынке АСУ ТП являются крупные западные компании;
- разработка систем неразрушающего контроля. В частности, были созданы системы, позволяющие проводить неразрушающий контроль крупных деталей и узлов энергетических установок, движущихся частей и узлов и пр. При этом, датчики контроля производят также предприятия кластера. С этим направление тесно связана и обработка результатов контроля, которая проводится, в том числе с помощью пакетов прикладного программного обеспечения.
В 2013 году на базе инжинирингового центра «Саровского инновационного кластера» был создан Центр коллективного пользования оборудованием с лицензионным программным обеспечением, которое используется организациями-участниками кластера для проектирования отдельных производственных процессов и производств, в то числе машин, оборудования, технических систем, включая разработку конструкторской документации. При необходимости, организации участники кластера при реализации проектов привлекали компетенции высококвалифицированного персонала инжинирингового центра.
Таблица 1 – Показатели финансовых результатов деятельности АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера» за 2021-2022 гг.
Показатели 2021 г. 2022 г. Отклонение, (+/-) Темп изменения, %
1. Выручка 636463 640425 3962 100,62
2. Расходы по обычным видам деятельности 678681 657826 -20855 96,93
3. Прибыль (убыток) от продаж -42218 -17401 24817 41,22
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате 46026 13238 -32788 28,76
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 3808 -4163 -7971 -
6. Проценты к уплате 664 1205 541 181,48
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее -3439 -1116 2323 32,45
8. Чистая прибыль (убыток) 1014 -5975 -6989 -
За весь рассматриваемый период организация получила убыток от продаж в размере 17401 тыс. руб., что составляет 2,7% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года убыток от продаж снизился на 24817 тыс. руб., или на 58,8%.
По сравнению с прошлым периодом в текущем наблюдался рост выручки от продаж на 3 962 тыс. руб. при одновременном уменьшении на 20855 тыс. руб. расходов по обычным видам деятельности. Прибыль от прочих операций в течение анализируемого периода составила 12033 тыс. руб., что на 33329 тыс. руб. (73,5%) меньше, чем прибыль за аналогичный период прошлого года.
Таким образом, выше была представлена общая характеристика деятельности АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера».
1.2 Аудит кадрового состава
Таблица 2 – Состав персонала по категориям АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера» в 2020-2022 гг.
Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение, +/- Рост, %
2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г.
Среднесписочная численность работников, чел., всего
в том числе: 74 76 78 2 2 102,7 102,6
руководители 21 22 23 1 1 104,76 104,5
специалисты 32 32 33 0 1 100 103,13
рабочие 21 22 22 1 0 104,76 100
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2022 году темп роста численности сотрудников составил 102,6%, так в 2021 году численность персонала составила 76 человек, а в 2022 году 78 человек.
Проведем анализ затрат на персонал, представленный в таблице 2.
Таблица 3 – Анализ затрат на персонал
Наименование статьи затрат Сумма, руб.
Затраты на оплату труда, в месяц 2730 000
Взносы ФОТ, руб. 819000
Расходы на обучение персонала, в месяц, руб. 30 000
Итого: 3579000
Анализируя данные рисунка, можно сделать вывод, что затраты на персонал в месяц составляют 3 579 000 рублей, из них основную долю составляют затраты на оплату труда.
Таблица 4 -Состав персонала АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера» по полу, возрасту, уровню образования и стажу работы по состоянию на 01.01.2023 г.
Наименование показателя Значение
чел. в % к итогу
Среднесписочная численность работников, всего
в том числе: 78 100,0
По полу:
– мужчины 23 29,4
– женщины 55 70,6
По возрасту:
– до 20 лет 18 23,1
– от 21 до 30 лет 25 32,1
– от 31 до 40 лет 17 21,7
– от 40 до 50 лет 10 12,8
– от 51 до 60 лет 8 10,3
– старше 60 лет
По образованию:
– среднее 6 7,7
– среднее профессиональное 17 21,8
– высшее 55 70,5
По стажу работы:
– до 1 года 12 15,4
– от 1 до 5 лет 49 62,8
– свыше 5 лет 17 21,8
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что высшее образование имеют 70,5% сотрудников, в основном возраст сотрудников составляет от 21 до 30 лет, 32,1% сотрудников.
Проведем анализ качественных показателей персонала. Проанализируем персонал по уровню образования. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Анализ персонала по уровню образования АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера»
Анализируя данные, можно сделать вывод, что основную долю персонала АНО «Центр развития Саровского инновационного кластера» составляет персонал с высшим образованием, их доля составляет 55%.
Количество персонала, которое имеет неоконченное высшее образование составляет 17%.
28% имеют среднее специальное образование и среднее техническое образование.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Доступ из Консультант Плюс.
2. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. (ред. от 24.07.2023) «О науке и государственной научно-технической политике» / Доступ из Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 12.12.2023) / Доступ из Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от 04.08.2023) / Доступ из Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Доступ из Консультант Плюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Доступ из Консультант Плюс.
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (с изм. и доп.) // Доступ из Консультант Плюс.
8. Закон Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области (с изм. и доп. от 03.04.2023) // Доступ из Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства Нижегородской области от 06.04.2006 № 108 (ред. от 28.10.2022) «О предоставлении государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Нижегородской области» // Доступ из Консультант Плюс.
10. Постановление Правительства Нижегородской области от 27 июля 2021 года № 647 «О мероприятиях, направленных на развитие малых форм хозяйствования в Нижегородской области» // Доступ из Консультант Плюс.
11. Соглашение Правительства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление государственных гарантий Нижегородской области», утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2008 г. № 255.
12. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года» // Доступ из Консультант Плюс.
13. Постановление Правительства Нижегородской области от 30 июня 2022 года № 483 «Об утверждении государственной программы Нижегородской
области «Научно-технологическое развитие Нижегородской области» // Доступ из Консультант Плюс.
14. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 г. № 297 (ред. от 17.07.2023) «Об утверждении Государственной программы «Развитие промышленности и инноваций в Нижегородской области» // Доступ из Консультант Плюс.
15. Едронова, В.Н. Инновационное развитие Нижегородской области: особенности и факторы роста / В.Н. Едронова // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 38. – С. 90-98.
16. Захарова, Е.В. Управление инновационной системой региона (на примере Нижегородской области) / Е.В. Захарова // Креативная экономика. – 2019. – № 13. – С. 1085-1089.
17. Забродская, Н.Г. Проблемы инновационного развития и формирования экономики знаний / Н.Г.Забродская // Вестник государственного экономического университета. – 2019. – №3. – С.15-24.
18. Иваньковский, С.Л. Оценка научно-инновационного развития Нижегородской области / С.Л. Иваньковский // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. – №4 (52). – С. 78-84.
19. Индикаторы, характеризующие научно-инновационное развитие Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/18115942_2018_-_4(52)_unicode/1.pdf. – Дата доступа: 18.03.2024.
20. Инновационное развитие и структурная перестройка экономики: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 17–18 марта 2016 г.: в 2 т. / Частн. ин-т упр. и предпр.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. В .Г. Т ихини, канд. физ.-матем. наук, доцента М.И. О всейца. – Минск: Ч астн. ин-т упр. и предпр., 2015. – Т. 1. – 318 с.
21. Инновационное развитие предприятий – основа устойчивости экономики (отраслевой аспект) [Текст]: монография / Е.А. Дуванова, Ч.Н. Зайдуллина, Т.Ю. Иванова. – Ульяновск: УлГУ. 2012. – 227 с.
22. Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/regions/invest_regions_2023/. – Дата доступа: 28.03.2024.
23. Инновационная деятельность организаций Нижегородской области. 2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 25.03.2024.
24. Информационные технологии должны активнее внедряться в реальный сектор экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/tech/view/informatsionnye-tehnologii-dolzhny-aktivnee-vnedrjatsja-v-realnyj-sektor-ekonomiki-shedko-190291-2016/. – Дата доступа: 08.10.2020.
25. Кандрашина, Е.А. Взаимодействие между университетами и предприятиями на рынке знаний / Е.А. Кандрашина // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2012. – № 9 (95). – С. 28-31.
26. Концепция инновационного развития региона в контексте инновационной стратегии России // Финансы и кредит. 2011. №45 (477). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-innovatsionnogo-razvitiya-regiona-v-kontekste-innovatsionnoy-strategii-rossii (дата обращения: 28.03.2024).
27. Маскайкин, Е.П. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития / Е.П. Маскайкин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – № 21 (154). – С. 65-75.
28. Отдельные показатели Табло Инновационного Союза (IUS–2016) по России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-innovatsionnogo-razvitiya-stran-evrosoyuza-i-rossii-po-metodologii-evropeyskogo-innovatsionnogo-tablo-problemy – Дата доступа: 18.03.2024.
29. Проблемы инновационного развития экономики: монография / Л.Н. Андреева, Ю.А. Анищенко, Ю.М. Грузина [и др.] / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – 258 с.
30. Развитие инновационной экономики: результаты, проблемы, перспективы: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию основания университета, Гомель, 9–10 октября 2014 г. / редкол. : С. Н. Лебедева [и др.] ; под науч. ред. д-ра экон. наук, профессора С. Н. Лебедевой. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2014. –
352 с.
31. Развитие инновационных кластеров в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii/. – Дата доступа: 20.03.2024.
32. Симатов, К.П. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации / К.П. Симатов // Экономика и социум. 2019. – №4 (59). – С. 87-90.
33. Отчет. Наука и инновации. 2022 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%.pdf. – Дата доступа: 05.04.2024.
34. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Нижегородской области. Наука. Инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://52.rosstat.gov.ru/folder/32685. – Дата доступа: 05.04.2024.
35. Стратегический приоритет — инновации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusinno.ru/article/430140/. – Дата доступа: 06.04.2024.