Фрагмент для ознакомления
2
План-конспект урока «Сказки о красках»
Тема урока: Выражение характера человека через украшение.
Задачи урока:
1)формирование нравственно -эстетической отзывчивости на проявления эстетического в жизни и искусстве, образного восприятия окружающего мира, чувства стиля;
2)активизация художественно -творческих способностей школьников - использование средств художественной выразительности, жизненных наблюдений и творческой фантазии;
3)формирование ЗУНов: научить составлять орнаментальную композицию замкнутого типа; формировать способность подбирать узор орнамента в соответствии с формой плоскости; закрепить представления о стилизации животных и растительных форм; закрепить навыки работы гуашью.
Задание: украшение шаблонов кокошников, доспехов и др. таким образом, чтобы по элементам декора можно было бы понять характер их владельцев[ Как вариант задания: украшение современных аксессуаров - шляпок, сумочек, галстуков, портмоне и др. Цель украшения остаётся прежней - отразить характер человека, которому эта вещь принадлежит.].
Оборудование для учителя: доска и мел, шаблоны кокошников, нагрудных украшений и доспехов (цветной картон), образец кокошника; по- грудные изображения богатыря и красной девицы, на которых в конце урока будут примеряться украшенные детьми шаблоны;
для учащихся: листы тонированной бумаги, гуашь, круглые кисти[ Во втором классе при выполнении некоторых декоративных работ возможно использование вместо кистей, требующих твердости руки, «ватных палочек», количество которых зависит от количества применяемых красок. В этом случае вода нужна только для разв едения красок.], баночки для воды.
Зрительный ряд: репродукции картин (Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме; М.Врубель. Царевна Лебедь; В.Васнецов. Три царевны подземного царства; Три богатыря, др.), рисунки педагога, детские работы; учебная таблица «Стилизованные формы» с изображением стилизованных растений и животных.
Музыкальный ряд: фоновая музыка (напевные мелодии в исполнении оркестра народных инструментов).
Оформление классной доски: центральная часть свободна для педагогического рисунка; слева (со стороны окна) - рисунки детей и педагога, тематически сгруппированные в два блока (женские старинные украшения, богатырские доспехи); справа - репродукции картин, иллюстративный материал. Термины (в ходе урока) - украшение, богатырские доспехи, кокошник.
Ход занятия
1.Завязка.
Стремление к украшению своего непосредственного окружения было свойственно человеку с древних времен. Различными узорами украшались одежда, посуда, мебель и даже дома. Но были и самостоятельные украшения, для изготовления которых издавна использовались разные материалы Какие это украшения? Какие материалы использовались для их создания? Эти все предметы, сделанные Мастером украшения, относятся к области декоративно-прикладного искусства, и в наши дни также украшают окружающий нас предметный мир. У каждого народа существуют свои национальные украшения, выражающие национальный характер народа, его культурные традиции. Очень часто характер национальных украшений зависит от природных условий: Урал очень богат самоцветами (яшмой, малахитом и др.), поэтому украшения многих народов Урала сделаны из уральских самоцветов; в Прибалтике делают украшения из янтаря; на морских побережьях - из раковин морских моллюсков; у народов крайнего Севера украшения из кожи и меха животных.
2.Постановка проблемы.
Как вы думаете, могут ли украшения рассказать о человеке, о его характере? Вот, к примеру, кокошник. Кому он мог бы принадлежать? Кто мог бы его носить? Почему вы так думаете? Свое название этот предмет получил благодаря своей форме, напоминающей петушиный гребешок