Фрагмент для ознакомления
2
1. Организация и методики исследования
Объектом данного исследования является виктимизация у подростков.
Респондентами исследования являлись 24 школьника, обучающихся в МКОУ Чулымский лицей Новосибирской области в возрасте 15-16 лет (таблица 1).
Таблица 1
Описание выборки исследования
Респонденты были поделены на 2 группы. Первая группа – контрольная (КГ), вторая группа – экспериментальная (ЭГ).
Исходя из анализа литературы по проблеме нашего исследования, была сформулирована гипотеза исследования:
- организация социально-педагогической профилактики виктимизации подростков в условиях общеобразовательной школы будет протекать эффективнее, если
а) учитываются результаты диагностики виктимного поведения подростков;
б) организована работа по профилактике виктимного поведения на всех уровнях в образовательной организации.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы проведено эмпирическое исследование, направленное на решение следующих задач:
1. Провести эмпирическое исследование на выявление склонности к виктимному поведению у подростков.
2. Выявить психологические особенности личности подростков со склонностью к виктимизации в общеобразовательной организации.
3. Интерпретировать полученные результаты, сформировать выводы и составить соответствующие рекомендации по работе со школьниками с высоким уровнем виктимности.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа.
На первом этапе нами был осуществлен подбор методик для проведения диагностики среди подростков 15-16 лет с целью изучения их склонности к виктимному поведения.
На втором этапе проведено диагностическое изучение склонности подростков к виктимному поведению. Сформированы две группы респондентов по 12 человек в каждой.
На третьем этапе разработана программа профилактики виктимного поведения у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Данная программа должна реализовываться только в экспериментальной группе.
Профилактическую работу с подростками проведет социальный педагог, опираясь на профилактическую программу «Азбука безопасного поведения».
Контрольная группа не включается в эксперимент, потому подростки живут своей привычной жизнью.
Проводится работа с родителями обучающихся, должны быть проанализированы возможности педагогического коллектива в организации профилактической работы с подростками в процессе их обучения и воспитания. Данный объем работы осуществляется школьным психологом. Для родителей подростков из экспериментальной группы составляется памятка, как отслеживать изменения у подростков и их поведении в домашних условиях.
На третьем этапе были сформированы выводы и составлены соответствующие рекомендации по работе со школьниками с высоким уровнем виктимности.
Таким образом, на каждом этапе нами применялись различные методы исследования: анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение. На констатирующем этапе нами планировалось получить начальный уровень знаний подростков по вопросам виктимности, ответственности за свое поведение, сформированности умений и навыков безопасного поведения подростков.
Формирующий этап направлен на профилактику виктимного поведения, выработку ответственности у подростков за свое поведение, возможности самопознания, изменения самоотношения и повышение самооценки и самозначимости.
Кратко охарактеризуем использованные методики.
Фиксация уровня склонности подростков к виктимному поведению нами происходила с применением методики исследования склонности к виктимному поведению, которая разработана О.О. Андронниковой.
1.Методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой [1] предоставляет возможность измерить предрасположенность подростка к разным формам виктимного поведения:
- агрессивность виктимного поведения подростков;
- самоповреждение и саморазрушение в поведении подростков;
- гиперсоциальность поведения подростков;
- зависимость и беспомощность поведения у подростков;
- некритичность поведения у подростков;
- реализация виктимности подростков.
2.Методика «Недописанный тезис» была использована для выявления уровня знаний подростков по вопросу виктимного поведения. Данный уровень определялся следующим образом:
- НУ – подростки испытывали затруднения в формулировании ответа или же давали неправильный ответ;
- СУ – подростками был дан верный ответ, но без обоснования;
- ВУ – подростки осмысленно ответили.
3.Для определения уровня ответственности подростков использовали методику «Локус контроля» (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2005. - 213 с.
2.Андроникова О. О. Онтогенетическая концепция виктимности личности [Электронный ресурс]: автореф. дисс. … д-ра псих. наук. – Томск, 2019. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000647750.
3.Андронникова О. О. Определение виктимности поведения (опросник). – URL: http://psihologn.org/index.php/diagnostika-sklonnosti-k-viktimnomupovedeniyu (дата обращения: 22.05.2024).
4.Аракелян, К.Н. Внутрисемейные факторы виктимизации личности / К.Н. Аракелян, А.В. Шаболтас // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2015. – Т. 8, № 1. – С. 50–55.
5.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
6.Виктимность подростков. Причины, особенности проявления. Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия - Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам [Электронный ресурс] // PsyJournals.ru: портал психологических изданий. – URL: https://psyjournals.ru/helpline/issue/40524_full.shtml (дата обращения: 24.02.2020).
7.Долговых, М.П. Виктимное поведение как патогенный фактор самореализации личности // Самореализация личности в современных социокультурных условиях: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. - Тольятти: Из-во ТГУ, 2013. - Т. 1. - С. 66-7
8.Голобородько, Е.Н. Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних / Е.Н. Голобородько, Э.В. Кондрашова, И.Г. Хахина // Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. – Казань: Издательство «Отечество», 2019. – 320 с.
9.Голубь, М.С. Педагогическая профилактика насилия над виктимным подростком в условиях средней общеобразовательной школы : дис. … канд. пед. Наук/ М.С.Голубь. Майкоп, 2011. 226 с.
10.Задорожный, В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: монография / В.И. Задорожный - Тамбов: Першина, 2005. - 256 с.
11.Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних/ Воспитание школьников. - 2000.
12.Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева, И.О. Телегина. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.
13.Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности. – М.: Владос, 2016. – 239 с.
14.Кузнецова Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения усовременной молодежи [Текст] / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.
15.Леванова Е.А., Шевченко С.И., Ковалевская М.В. Родители и подростки: навстречу друг другу / Под общ. ред. Е.А. Левановой. - М.: «Педагогическая литература», 2011. - 240 с.
16.Левина, Н.А. Психологическая профилактика виктимного поведения подростков в условиях, содействующих развитию личностного потенциала / Н.А. Левина, М.Г. Дубовицкая // Психология: аспекты теории и практики. – 2013. – № 5 (051). – С. 280–287
17.Лиманская, И. В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности: автореф. дис. канд. юрид. наук / И. В. Лиманская – М., 2002. – 315 с
18.Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М. : Эксмо, 2006. 1008 с.
19.Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. – М.-Берлин.: Директ-Медиа, 2016. – 828 с.
20.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.
21.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой,Л. В. Мардахаева. М.: Академия, 2007.
22.Минин А.Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи. – М.: Прометей, 2016. – 140 c.
23.Мудрик А. В. Виктимология – М.: Магистр, 2002.
24.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студентов пед. вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Акад. проект, 2002.
25.Одинцова М. А. Психология жизнестойкости: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2015. – 296 с.
26.Основы социальной педагогики : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г. Н. Кудашов, О. А. Селиванова, Ю. П. Строков ; под ред. П. И. Пикасистого. – М. : Пед. о-во России, 2002. – 160 с.
27.Осыкина, И.А. Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема / И.А. Осыкина // Педагогика безопасности: материалы международной научной конференции. – Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014. – С. 126–131.
28.Полозова, С.В. Профилактика виктимного поведения обучающихся в школе: методические рекомендации / С.В. Полозова, О.В. Байгужина. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2022. – 18 с.
29.Полубинский, В.И. Теоретические и практические основы криминальной виктимизации/ В.И. Полубинский, А.Л.Ситковский. - М., 2006.
30.Предупреждение и коррекция виктимизации детей со слабовыраженными отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы / К. М. Солоденникова. – Екатеринбург, 2016. – 163 с.
31.Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А. Жизнестойкость и ее диагностика. – М.: Смысл, 2016. – 159 с.
32.Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб. : Питер, 2002. 304 с.
33.Российская энциклопедия социальной работы. В 2т. Т.2. Социальные программы/ Сост. Панова А.Н., Холостова Е.И. -М., 1997.
34.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Галагузовой М.А.-М.:Владос.2001. - 415.
35.Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли / Т. Г. Гришина. – URL: http://publishing-vak.ru/file/archivepsycology-2019-1/37-grishina.pdf (дата обращения: 24.02.2020)
36.Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.
37.Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов/ А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.
38.Стуколова Л. С., Волкова Н. С. Психологические основы виктимности личности в юношеском возрасте // Символ науки. 2016. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-viktimnosti-lichnosti-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 29.09.2022).
39.Филиппова Е. О. Виктимология: учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 279 с.
40.Фоминых Е. С. Психологические механизмы виктимности // Концепт. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-mehanizmy-viktimnosti (дата обращения: 29.09.2022).
41.Франк Л. В. Виктимология и виктимность: учеб. пособие для студентов юрид. фак-та. Душанбе, 1972. 111 с.
42.Тайлакова, М.М. Виктимологическая профилактика преступлений в России и за рубежом / М.М. Тайлакова, Г.Ш. Сарсембаева // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2012. – С. 54–59.
43.Терещенко А. Г. Диагностика индивидуально-психологических особенностей потерпевших по делам о половых преступлениях в судебно-психологической экспертизе / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова // Психология в экономике и управлении. — Иркутск, 2013. — № 2. — С. 49—52.
44.Терещенко А. Г. Оценка виктимности несовершеннолетних потерпевших в судебно-психологической экспертизе по делам о половых преступлениях / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова // Формирование обучающегося сообщества как условие успешной социализации личности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2015. – С. 118–124.
45.Терещенко А. Г. Структура бессознательных процессов разновозрастных групп как фактор их социально-психологической адаптации / А. Г. Терещенко, И. С. Бубнова, Г. К. Черных // В мире науч. открытий. – 2015. – № 9.1 (69). – С. 214–232.
46.Туляков В.А. Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях. Одесса, 2000.
47.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. — М. : Академия, 2002. — 265 с.
48.Щеголева А. Н., Новикова Е. П. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник ВИ МВД России. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-viktimnosti-nesovershennoletnih-i-puti-ee-snizheniya (дата обращения: 29.09.2022).
49.Яценко Т. Е. Психологическая диагностика виктимности как социально-психологического свойства личности // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2019. – Т. 10. – № 2. – С. 128–133. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39561971& (дата обращения: 09.01.2022).
50.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://clck.ru/32sTJs