Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность прохождения учебной практики по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) обусловлена тем, что на законодательном уровне порядок осуществления операций с наличными денежными средствами в кассе организации жестко регламентирован, отступление от установленного порядка приводит к административной ответственности организации в виде штрафных санкций, размер которых является достаточно существенным для любой организации вне зависимости от масштабов ее деятельности. Поэтому актуальность изучения особенностей учета денежных средств в кассе, его рациональной и правильной организации в настоящее время достаточно высока.
Цель практики -освоение вида профессиональной деятельности: выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих и обобщение, систематизация, закрепление и углубление знаний и умений, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», предусмотренного ФГОС СПО.
В задачи практики входит:
-изучить организацию работы кассы;
-рассмотреть порядок работы с кассовыми документами;
-изучить порядок работы на контрольно-кассовой технике.
Объект практики-ООО «ДОМ ТОРГОВЛИ «РОЛЛ-ЛАЙН».
Предмет практики– операции с наличными денежными средствами в ООО «ДОМ ТОРГОВЛИ «РОЛЛ-ЛАЙН».
К источникам информации для написания отчета по практике относятся нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия по бухгалтерскому учету, научные статьи по теме исследования, данные интернет-сайтов.
В результате прохождения практики должен быть сформирован комплекс компетенций согласно индивидуальному заданию на практику.
1. Изучение организации работы кассы
1.1 Изучение должностных обязанностей кассира
ООО «ДОМ ТОРГОВЛИ «РОЛЛ-ЛАЙН» организовано 6 июня 2022 года на основании договора об учреждении общества.
ИНН: 6027208053 КПП: 602701001
ОГРН: 1226000002062
Адрес юридический. 180004, Псковская область, город Псков, улица Советской Армии, дом 56д, помещ. 2.
Основной вид деятельности: производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения (код по ОКВЭД 10.72).
Статус микропредприятие присвоен 10 июля 2022 года. Руководителем компании является генеральный директор Агаджанян Артем Славикович (ИНН 603700555560) с 25 января 2023 года.
В ООО «ДОМ ТОРГОВЛИ «РОЛЛ-ЛАЙН» учет денежных наличных средств включает в себя:
-учет прихода и расхода по кассе с заполнением расходных и приходных кассовых ордеров (формы КО-1, КО-2);
-хранение наличности;
-установление и соблюдение лимита кассы;
-заполнение кассовой книги (форма КО-4);
-в банк сдача наличных денег.
В любой компании различать следует кассу организации и онлайн-кассу. Касса организации-все операции фирмы с наличными, которые подтверждены документами. Например, передать выручку инкассаторам, выдать работникам зарплату принять оплату от покупателя. Касса организации в компании одна.
Онлайн касса- аппарат для формирования фискальных чеков. Более правильно называть это контрольно-кассовой техникой (ККТ). Расчет на онлайн-кассе оформляется фискальным документом-кассовым чеком. Он может быть бумажный или электронный. Их в компании может быть несколько.
Обязан кассир организации:
-принимать, учитывать, выдавать и хранить наличные деньги;
-получать наличные деньги в банках для выдачи премий и заработной платы, оплаты хозяйственных, командировочных и других расходов;
- кассовую книгу вести;
-деньги передавать инкассаторам;
-составлять описи ветхих купюр и документы для передачи их в банк и обмена на новые.
Имеет право кассир организации:
-в пределах своей компетенции подписывать документы:
-участвовать в обсуждении вопросов, касающихся его трудовых обязанностей, и в совещаниях по организационным вопросам;
-получать и запрашивать от генерального директора компании и работников необходимую по его должности документы и информацию;
знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним обратную связь.
Знакомится при приеме на работу кассир с должностной инструкцией под подпись до подписания трудового договора. Один экземпляр должностной инструкции находится у кассира, другой--у компании. Помогает такой документ защитить руководителю интересы компании. Например, избежать административной ответственности за нарушения, совершенные кассиром организации. Пример должностной инструкции кассира организации приведен в Приложении 1.
1.2 Изучение договора о материальной ответственности с кассиром
С кассиром компании заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности кассира. Работодатель использует типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
В таком документе зафиксирована информация о заключающих его сторонах, обязанностях и правах работника и работодателя-компании, предмет ответственности работника. Договор должен иметь номер и дату заключения, подписи обеих сторон и печать компании. Он составляется в двух экземплярах.
Пример договора о полной индивидуальной материальной ответственности кассира организации приведен в Приложении 2.
1.3 Изучение организации кассы на предприятии
Кассой в ООО «ДОМ ТОРГОВЛИ «РОЛЛ-ЛАЙН» является отдельное помещение рядом с бухгалтерией. С кассиром компании заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности кассира при поступлении на работу. Также кассир под подпись ознакомлен с должностной инструкцией кассира организации.
Основные правила в отношении кассы организации:
-назначается лицо, которое выполняет функции кассира, обязательно заключается с ним договор о материальной полной ответственности;
-хранятся кассовые документы и деньги в условиях, гарантирующие их сохранность;
-проводимые по кассе операции оформляются документами установленной формы, с соблюдением определенного алгоритма их заполнения;
-на подлинность проверяются деньги, принимаемые кассиром;
-максимальная сумма расчетов наличными деньгами между юридическим лицами, между ИП, между ИП и юридическими лицами ограничена размером 100 000 руб. по одному контракту;
-производиться выдача под отчет по завизированному заявлению подотчетного лица или по распоряжению директора;
-устанавливается лимит остатка денег на конец рабочего дня.
Компания несут ответственность не только за полноту оприходования наличности, но и правильность оформления кассовых документов. По кассовым операциям срок давности нарушения составляет всего два месяца. К административной ответственности налоговая инспекция праве привлечь нарушителей при обнаружении ошибок.
1.4 Организация документооборота. Ознакомление с номенклатурой дел
Документооборот в бухгалтерском учете -система движения служебной документации в компании с момента создания, приема до момента отправки или завершения исполнения. Завершение исполнения подразумевает контроль, обработку, применение документов для составления финансовой отчетности и хранение с последующей передачей в архив.
Номенклатура дел –систематизированный перечень заголовков всех дел, заводимых в делопроизводстве компании, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Для правильной организации оборота документации нужно соблюдать требования Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»)
Основная цель документооборота в бухгалтерском и налоговом учете - документирование текущей деятельности компании, оперативный учет хозяйственных операций, единообразие обработки, однократность и прямоточность в движении документации.
1.5 Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив
Хранить документы, поступающие в бухгалтерскую службу, создаваемые и накапливаемые в ней, имеющие различное целевое назначение, нужно в соответствии с нормами статьи 29 Закона № 402-ФЗ.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности хранятся в сейфах, металлических шкафах в помещении архива, позволяющих обеспечить их сохранность.
Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами подобраны в хронологическом порядке и переплетены.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.
Перед передачей в архив проводят несколько процедур:
-первичная экспертиза ценности;
- определение сроков хранения, выделение бумаг к уничтожению, сортировка; формирование дел;
-оформление дел;
-составление номенклатуры;
-создание описи.
Все кассовые документы хранить надо минимум 5 лет. Исключение - документы на выплату заработной платы, их хранят 6 лет. Отсчитываются сроки после окончания года, в котором составлены документы
1.6 Изучение порядка проведения ревизии кассы экономического субъекта
Периодическое проведение инвентаризации кассы пресечь злоупотребления должно, вовремя выявить все недостачи и дисциплинировать кассиров компании.
Для внутренних проверок кассы периодичность проверок определяет руководство компании (пункт 7 указания Центробанка РФ о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2014 №3210-У). Проверки носить могут внезапный характер или проводиться регулярно (по плану).
Перед тем как осуществлять инвентаризацию денежных документов, денежных средств и бланков строгой отчетности ряд подготовительных процедур провести необходимо, чтобы эффективные результаты дал процесс.
Кассирам необходимо еще раз проверить свои кассовые документы. Провести работникам бухгалтерии следует все имеющиеся документы по движению денежных средств по счетам аналитического и синтетического учета.
Общий алгоритм инвентаризации тот же, что и по другим видам имущества компании.
Этап первый. Издается приказ руководителя для проведения инвентаризации с указанием объектов и цели проверки, состава комиссии, даты ее начала и окончания, срока предоставления результатов в бухгалтерию фирмы.
Этап второй. Далее материально ответственными лицами и комиссией проводится проверка материальных ценностей в соответствии с общими правилами, зафиксированных в нормативных документах.
Этап третий. Фиксирует в акте комиссия результат инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включить рекомендуется:
-сотрудников финансово-учетной службы - экономиста бухгалтера производственной группы или руководителя планово-экономического отдела, бухгалтера-ревизора;
-сотрудников службы безопасности компании;
-компетентных экспертов, представителей аудиторских независимых компаний.
Отводится на инвентаризацию ограниченное время, сложно ошибки обнаружить и исправить, поэтому предусмотреть необходимо достаточное количество исполнителей и рабочих комиссий.
Порядок проведения инвентаризации денежных документов, денежных средств и бланков строгой отчетности и документооборот такой же, как и по другим видам имущества.
На момент осуществления инвентаризации денежных документов, денежных средств и бланков строгой отчетности получает комиссия документы, которые основанием служат движения денежных ценностей и средств, правильности их заполнения проверяет.
Непосредственная сплошная перепись затем проводится и пересчет денежных документов, денежных средств и бланков строгой отчетности в инвентаризационную опись. Необходимо учитывать при этом, что отсутствие одного из членов комиссии или кассира при проверке как материально-ответственного лица считается неправомерным, а потому признаются недействительными результаты проверки.
С 01 января 2013 года законодательно закреплено право использовать собственные формы для оформления результатов инвентаризаций (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012). Однако большинство фирм предпочитает не отказываться от использования унифицированных форм, так как их структура удобна и привычна.
Генеральный директор для проведения инвентаризации формирует инвентаризационную комиссию, состав которой утверждает в приказе по форме ИНВ-22. Пример приказа приведен в Приложении 3.
Заносят каждую инвентаризацию в журнал по форме ИНВ-23.
До начала процедуры проверки материально ответственное лицо письменно подтверждает, что все учетные документы переданы инвентаризационной комиссии.
Помощь по заполнению формы ИНВ-22 присутствует в виде расшифровок под соответствующими строками. Делает это процесс оформления формы ИНВ-22 понятным и простым.
Унифицированная форма ИНВ-15 предназначена для оформления результатов инвентаризации денежных документов, денежных средств и бланков строгой отчетности и в двух экземплярах оформляется при годовой проверке и трех экземплярах при смене кассира. Она должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии. Данные для внесения определяются исходя из результатов пересчета ценностей по каждому установленному месту их хранения. Первый экземпляр формы ИНВ-15 должен быть направлен в бухгалтерию, второй остается в распоряжении материально-ответственного лица. Пример такого документа приведен в Приложении 4.
Подписывается документ бухгалтером, а также кассиром, ответственными за сохранность денежных средств. Все составленные документы по окончании инвентаризации подписываются членами проверяющей комиссии и передаются для обработки в бухгалтерию.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024)
3.Федеральный Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. 12.12.2023)
4.Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022)
5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.1998 г.№34н: (ред. от 11.04.2018)
6.Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (ФСБУ 27/2021) от 16.04.2021 №62н
7.Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (ред. от 05.10.2020)
8.Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У «О правилах наличных расчетов» (ред. от 31.03.2022)
9.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: (ред. от 08.11.2010)
10. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению: от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010)
11. Алисенов А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А. С. Алисенов.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 471 с.
12.Бухгалтерский финансовый учет: учебник для среднего профессионального образования/ Л. В. Бухарева [и др.]; под редакцией И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 528 с.
13. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ И. М. Дмитриева.- 7-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 304 с.
14.Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации: учебное пособие / В. В. Жаринов [и др.]; под ред. Н. П. Любушина.- Москва: КНОРУС, 2017 .- 345 с.
15.Захаров И. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для среднего профессионального образования/ И. В. Захаров, И. М. Дмитриева, О. Н. Тарасова; под редакцией И.М.Дмитриевой.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 416 с.
16. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Д. Г. Черник [и др.]; под редакцией Е. А. Кировой.- 6-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 483 с.
17.Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/.
18.Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/.
19.Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
20.Информационно правовой портал http://www.garant.ru/