Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из
многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд
функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и
распределению грузов между потребителями. При этом возможное многообразие параметров,
технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик
разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным
системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого
уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к
складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует
условия переработки груза.
Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть
логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных
функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
3
Глава 1. Общие вопросы организации работы склада
1.1. Склады, их определение, виды и функции
Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные
специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по
приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.
Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение
бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское
хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в
организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в
обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением
складских операций.
Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система
формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает
цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия
переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места
расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на
издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.
Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по
содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие
затраты по содержанию складов.
1.2. Технология складских операций
Организация работы складского комплекса, как и любого другого предприятия, невозможна без
определения видов необходимых операций и последовательности их осуществления. Являясь
частью логистического процесса, операции на складе должны соответствовать требованиям,
предъявляемым владельцем товара к работе с товаром с учетом решения всего комплекса задач,
стоящих перед ним:
• своевременность и скорость выполнения складских операций;
• обеспечение сохранности товара;
• ведение учета и предоставления требуемой информации о движении товара в указанном
объеме, виде и в указанные сроки;
• выполнение дополнительных работ с товаром, необходимых владельцу;
• обоснованность несения данных видов затрат (складская составляющая в стоимости
товара).
4
Основу данной технологии составляют:
• штриховое кодирование, как товаров, так и всех объектов склада (мест хранения,
транспортных единиц, тары и т.д.);
• выполнение всех операций с товарами под управлением автоматизированной
компьютерной системы;
• адресное хранение товаров;
• использование мобильных компьютерных терминалов (терминалов сбора данных, далее
ТСД) при осуществлении всех технологических операций на складе.
Глава 2. Проектирование склада компании
2.1. Анализ работы компании
Петербургская сеть обуви, одежды и аксессуаров Tj имеет в своём составе склад и логистический
офис. Они расположены недалеко от метро Электросила. Склад служит перевалочным пунктом
между пунктами отправки товаров и торговыми точками.
Склад имеет автодорожный подъезд и двое одинаковых складских ворот. Площадь склада 120
квадратных метров. Высота потолка – около 5 метров.
Смена продукции происходит два раза в год. В феврале-марте завозится коллекция весна-лето, а в
сентябре-октябре – осень-зима. Завод коллекции происходит каждую неделю на протяжении двух
месяцев. Из портов Прибалтики фурами завозится партия обуви, а из Москвы привозят одежду.
Завоз осуществляется по договору специализированными транспортными компаниями. Запас
обуви остаётся на складе на временное хранение, а одежда поставляется напрямую в торговые
точки. Разгрузка и размещение на складе производится вручную.
Прибывающие на склад коробки с обувью оснащены штрих-кодом, артикулом и размерной
сеткой. По ним сотрудники склада учитывают прибывающую продукцию и заносят данные в
компьютерную систему, а также определяют, куда какую коробку направить.
2.2. Проектирование зоны хранения
На данный момент склад данной компании имеет автодорожный подъезд и двое одинаковых
складских ворот. Площадь склада 120 квадратных метров. Высота потолка – около 5 метров.
Смена продукции происходит два раза в год. В феврале-марте завозится коллекция весна-лето, а в
сентябре-октябре – осень-зима. Завод коллекции происходит каждую неделю на протяжении двух
месяцев. Из портов Прибалтики фурами завозится партия обуви, а из Москвы привозят одежду.
Завоз осуществляется по договору специализированными транспортными компаниями. Запас
обуви остаётся на складе на временное хранение, а одежда поставляется напрямую в торговые
точки. Разгрузка и размещение на складе производится вручную.
5
Прибывающие на склад коробки с обувью оснащены штрих-кодом, артикулом и размерной
сеткой. По ним сотрудники склада учитывают прибывающую продукцию и заносят данные в
компьютерную систему, а также определяют, в какой ячейке стеллажа данная коробка будет
храниться. Перекомплектация или вскрытие коробок не предусмотрено.
Со склада временного хранения коробки с обувью развозятся по торговым точкам. Развоз
осуществляется собственным транспортом сети – трёмя небольшими грузовыми автомобилями с
перевозимым объёмом 15 кубометров.
Поскольку на складе предприятия разгрузка и размещение груза осуществляется вручную, то
можно спроектировать склад с погрузочно-разгрузочной техникой, что повлечет увеличение
площади склада, но позволит сократить количество рабочих, скорость обработки одной
прибывшей транспортной единицы.
2.3. Проектирование погрузочно-разгрузочных средств
Максимальная масса брутто составляет 68 кг для ГЕ с зимнее обувью, поэтому для разгрузки
выберем роклы с характеристиками, указанными в таблице 18. Поскольку пока точно не известно,
количество машин поступающих единовременно на разгрузку, то примем для разгрузки одной
транспортной единицы -2 роклы. Выбранная модель роклы - AC-LOW-51.
Низкопрофильная рокла характеризуется минимальной посадкой вил – 35-51 мм в опущенном
положении. Высота подъема вил меньше, чем в стандартных моделях – 90-165 мм. Такая техника
предназначается для перевозки нестандартных поддонов, а также некоторых видов грузов с
малой высотой просвета: упакованной бытовой техники, оборудования и т.п. Выберем данную
роклу, поскольку она предназначена для нестандартных поддонов. В дальнейшем планируется
пересмотреть расчеты и возможно оптимизировать процесс, выбрав поддон размерами 800х600
мм или 1000х800, которые производятся исключительно по заказу.
Для выбора электропогрузчика необходимо определить интенсивность входящего потока. Будем
определять, как и прежде для весенне-летней коллекции, поскольку в период завоза данного
товара будет наблюдаться максимальная интенсивность. Интенсивность определяется по
формуле
2.4. Расчет зоны погрузки-разгрузки
На рисунке 5 представлено компоновочное решение склада. В данном случае используются
глубинные стеллажи, что позволит сэкономить место, поскольку в каждом отдельном отсеке
будет храниться определенный вид продукции. В дальнейшем это решение может быть
пересмотрено, в связи с тем, что неудобно будет забирать товар, который возможно лежит
глубже, если не получится распределить по типам продукции и торговым точкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6
Итак, мы достаточно подробно рассмотрели организацию складского хозяйства. Практически в
любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия,
определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией
производства.
Организация складского хозяйства является важным звеном в организации работы предприятия.
Необходимо где-то хранить сырье, материалы и готовую продукцию. Для этого предприятие
строит склады или арендует их у других фирм.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие / В. В.
Бузырев и др. /Под ред. В. В. Бузырева; СП6ГИЭА. - 2014.
2. Минаев Э.С., Агеева Н.Г., Аббата дага А. Управление производством и операциями: - М.:
ИНФРА-М, 2013.
1. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учебно-методическое
пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015.-392с.
3. Организация и планирование строительного производства: Учеб. для инж.-экон. спецвузов
/ И.Г. Галкин, Э. Ч. Сафонова, Н. В. Огнева и др. Под ред. И. Г. Галкина. — М.: Высш. шк., 2015.—453
с.
4. Организация производства на предприятии. / Под ред. О.Г. Туровца, Б.Ю. Сербиновского. -
Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2016.
2. Организация производства: Учебник для вузов /О.Г. Туровец, В.Н. Попов, В.Б. Родинов и
др.; Под ред. О.Г. Туровца – М.: Экономика и финансы, 2017. – 452с.
5. Организация производства: Учебник для вузов /О.Г. Туровец, В.Н. Попов, В.Б. Родинов и
др.; Под ред. О.Г. Туровца – М.: Экономика и финансы, 2017. – 452с.
6. Петров А. Н Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие — СП6.:
СПбГУЭФ, 2016.— 106 с.
7. СНиП 31-04-2001 «Складские здания»
8. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. – М.: Инфра-М, 2017.
9. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производств на предприятии.5-е
изд. - Ростов-на-Дону: ИЦ МарТ, 2018.