Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью производственной практики (проектно-технологической) является закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при освоении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретного туристского предприятия, изучения современных технологий, оборудования, видов и форм работы с потребителями услуг, приобретение практического опыта в сфере туристской деятельности.
Задачи практики:
1.Ознакомление с организационной структурой туристского предприятия (организации) и работой его подразделений;
2.Ознакомление с функциональными обязанностями сотрудников туристского предприятия;
3.Организация работы с законодательными актами, нормативными документами, инструкциями внутреннего пользования, регламентирующими деятельность организации или предприятия, в том числе и в сфере безопасности сотрудников и потребителей туристских услуг, качества услуг, их стандартизации и сертификации;
4.Приобретение умений анализа и оценки деятельности конкретного туристского предприятия, состояния экскурсионного рынка на современном этапе; организации и проведения договорной системы с потребителями и предприятиями участвующими в обслуживании; перспективного планирования по туристскому и экскурсионному обслуживанию (работа с предприятиями и индивидуалами); разработки туристского продукта и экскурсионных услуг; продвижению и реализации туристских и экскурсионных услуг предприятием.
5.Формирование навыков работы с компьютерной техникой, обеспечивающей профессиональную деятельность; навыков по составлению программ по обслуживанию экскурсантов (туристов) используя современные технологии в соответствии с требованиями экскурсантов (туристов); составлению программ экскурсионного обслуживания на основе туристских ресурсов региона (природных, исторических, социально-культурных, познавательных, деловых, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных); навыками общения и коммуникации с потребителями услуг туристского предприятия.
В 1999 году на основе административного центра Национального парка «Водлозерский» в г. Петрозаводске был создан визит-центр, который разработал программу экологического просвещения для дошкольников, школьников и специалистов. Главная цель визит-центра - познакомить посетителей с уникальными природными объектами Национального парка «Водлозерский» и подчеркнуть их ценность с точки зрения природы, науки, истории, культуры, рекреации и оздоровления.
В рамках программы визит-центра проводятся образовательные мероприятия, направленные на широкую аудиторию через средства массовой информации, учреждения культуры и общественные организации.
Экспозиция визит-центра занимает площадь 175 м² и включает учебный класс на 25-30 мест с оборудованием для показа слайдов и видеофильмов, а также рабочее помещение для сотрудников. Основная концепция экспозиции - показать типичную природу северо-запада России на примере Национального парка «Водлозерский», подчеркнув геологию, озера, леса и болота. Через эти темы прослеживаются различные аспекты, такие как фауна, флора, культура, история, археология и архитектура. Посетители визит-центра должны не только получить информацию о парке, но и погрузиться в атмосферу его уникальности, вызвав желание побывать в парке, уважать его и прикоснуться к деталям природы, отраженным в экспозиции.
Экскурсионная программа, предлагаемая визит-центром, нацелена на знакомство посетителей с природными и культурными особенностями Карелии и национального парка "Водлозерский". Каждая экскурсия адаптирована под конкретную возрастную группу, отличаясь по структуре, продолжительности и содержанию информации. Для детей дошкольного возраста используются игровые элементы и тематические занятия, в то время как для школьников разрабатываются образовательные программы, дополняющие школьный учебный план. Эти экскурсии направлены на знакомство с природой парка, содействуют повышению знаний о природе, географии и биологии, а также способствуют привлечению детей к охране окружающей среды.
Для туристических групп и посетителей, направляющихся в национальный парк "Водлозерский", визит-центр предлагает информацию о парке, его расположении, достопримечательностях и правилах поведения, что делает путешествие безопасным и познавательным. Студенты также могут посещать визит-центр в рамках учебного процесса, расширяя свои знания с помощью научных материалов, электронных ресурсов и видеоматериалов.
Кроме того, визит-центр проводит регулярные экскурсии и мероприятия для педагогов и специалистов в области образования и экологии, предлагая им возможность обновить свои знания и участвовать в международных проектах. Сотрудники визит-центра организуют консультации, интегрированные уроки и обучающие семинары для повышения квалификации педагогов. Годовые выпускные работы студентов нацелены на исследования в области природы, развития туризма и других аспектов деятельности парка, а также передаются в парк для последующего использования в просветительской деятельности.
Глава 1. Работа гида-экскурсовода
Коллектив экскурсоводов предприятия "Национальный парк Водлозерский" представляет собой команду высококвалифицированных специалистов, заботящихся о том, чтобы посетители парка получили максимум информации и удовольствия от своего пребывания.
Директор парка, Алла Юрьевна Гудым, руководит всеми аспектами деятельности парка, обеспечивая его эффективное функционирование. Вместе с первым заместителем директора, Вячеславом Юрьевичем Дедовым, они выстраивают стратегию развития парка и управляют всеми подразделениями.
Надежда Олеговна Гейтман и Екатерина Сергеевна Яркова занимают посты заместителей директора по различным направлениям. Они ответственны за организацию охраны территории, экологическое просвещение и туризм. С их помощью посетители могут не только насладиться природой парка, но и получить ценные знания об экосистеме и истории данной территории.
Департамент по обеспечению основной деятельности парка руководит Игорь Георгиевич Чокой. Его команда заботится о том, чтобы все процессы в парке проходили гладко и без сбоев.
Отдел экологического просвещения и туризма, возглавляемый Анной Всеволодовной Прушинской, проводит множество интересных мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности посетителей.
Елена Викторовна Кулебякина и Юлия Николаевна Кожевникова руководят отделом экологического мониторинга и сохранения историко-культурного наследия. Их работа заключается в постоянном контроле за состоянием территории парка и сохранением ее ценностей.
Анна Сергеевна Шалаева, помимо работы в приемной, также занимает должность инженера по охране и защите леса. Она следит за тем, чтобы лес в парке оставался здоровым и в безопасном состоянии.
Благодаря слаженной работе всех подразделений и коллективу высококвалифицированных специалистов, Национальный парк Водлозерский является прекрасным местом для проведения экскурсий, отдыха на природе и получения уникальных эмоций от взаимодействия с природной средой.
В мире, где туризм становится всё более популярным, профессия гида-экскурсовода занимает особое место. Это не просто работа, это искусство, требующее уникального сочетания знаний, навыков и личных качеств. Ответственные и вдохновляющие, гиды-экскурсоводы являются настоящим лицом туристической индустрии.
Профессия гида-экскурсовода – это гораздо больше, чем просто рассказывание историй и показ достопримечательностей. Это комплексная работа, включающая в себя глубокие знания истории, культуры, а также умение находить подход к разным категориям туристов.
Организация работы гида-экскурсовода начинается задолго до встречи с туристами. Это тщательное планирование маршрута, подбор информации, адаптация экскурсии под интересы и возрастную категорию группы. Гид должен быть готов ответить на любые вопросы, предоставить интересные факты и поддержать общую атмосферу поездки.
Гид-экскурсовод — это профессионал, который ответственен за проведение экскурсий, информирование туристов о достопримечательностях, истории и культуре местности, а также за обеспечение комфортного пребывания и безопасности группы.
Должностные обязанности гида-экскурсовода включают в себя проведение экскурсий в соответствии с утвержденными программами, участие в разработке новых экскурсионных маршрутов, предварительный инструктаж и консультирование туристов, помощь при заполнении документов, изучение исторических материалов, корректировку экскурсий в случае необходимости, организацию приезда и отъезда группы, заполнение документации и предложение дополнительных услуг.
Гид должен быть хорошо знаком с законами и правилами, регулирующими его деятельность, а также основными маршрутами, историческими и культурными достопримечательностями, правилами взаимодействия с туристами и организации экскурсий. Он также должен следить за активностью конкурирующих экскурсоводов, контролировать поведение туристов, информировать при возникновении чрезвычайных ситуаций и соблюдать стандарты безопасности и внешнего вида.
Гид-экскурсовод несет ответственность за качественное выполнение своих обязанностей, соблюдение законодательства и предотвращение материального ущерба работодателю. Он имеет право предлагать улучшения в трудовых процедурах, получать необходимую информацию от коллег, требовать создание условий для работы, участвовать в собраниях и получать доплаты за перевыполнение плановых показателей.
Гида-экскурсовода можно считать важным звеном в туристической индустрии, поскольку от его профессионализма и ответственности зависит комфорт и безопасность туристов во время путешествия. Он обладает знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы в данной сфере, и способен обеспечить качественный сервис и незабываемый опыт для туристов.
Организация туризма и активного познавательного отдыха людей в условиях дикой природы является одной из приоритетных задач Парка. В Водлозерском парке впервые в России разработаны Генеральный план и бизнес-план развития экотуризма, внедрены в практику международные принципы экотуризма. Более десяти лет успешно действовала программа подготовки гидов-проводников для работы в дикой природе, которая реализовалась совместно с колледжем Куру.
В Водлозерском парке получили развитие следующие виды экотуризма: путешествия по рекам и озерам, природным и экологическим тропам, специализированные научные и образовательные программы для специалистов, студентов и школьников. Для посетителей и туристов парк предоставляет услуги по аренде лодок и снаряжения, сопровождению на маршрутах и организации питания, экскурсионному обслуживанию и транспортным перевозкам. Для обслуживания иностранных туристов парк имеет гидов-проводников со знанием иностранных языков.
Программы и экскурсии в визит-центре разнообразны и позволяют погрузиться в атмосферу удивительной природы и истории национального парка. Гости могут выбрать для себя как готовые маршруты, так и индивидуальные экскурсии, которые позволят им увидеть неповторимые пейзажи и узнать интересные факты о природе и животном мире региона.
Одними из самых популярных программ являются экскурсии по территории национального парка "Водлозерский", которая включает в себя знакомство с уникальными объектами природной и культурной среды парка, а также посещение музейно-выставочных залов визит-центра.
Также в визит-центре проводятся мастер-классы по ремесленным техникам, лекции по экологии и охране природы, а также различные тематические мероприятия и конференции. Для детей здесь организуются интерактивные игры и увлекательные уроки о природе.
Тематика занятий с дошкольниками:
1.Обзорная экскурсия по визитцентру.
2.Экосистема лес.
3.Экосистема луг.
4.Экосистема водоем.
5.Экосистема болото.
6.В гостях у лесовичка.
7.Птицы Водлозерья.
8.Зимующие птицы.
9.Животные зимой.
10.Приспособления животных к окружающей среде.
11.Зачем животным нужны хвосты?
12.Каждый зверек знай свой уголок.
13.Хищники Карелии.
14.Насекомые.
15.Ребятам о зверятах.
16.Удивительное рядом. Волк.
17.Удивительное рядом. Белка.
18.Удивительное рядом. Медведь.
19.Гениальные находки природы.
20.Сезонные изменения в природе (осень, зима, весна, лето).
21.Праздник осени (можно на территории детского учреждения).
Тематика занятий для школьников 1-11 классов:
1.Обзорная экскурсия по визитцентру.
2.Заповедный урок: ООПТ Карелии. Национальный парк «Водлозерский».
3.ООПТ России. Национальные парки и заповедники.
4.Национальный парк «Водлозерский».
5.Азбука экологического воспитания.
6.Экология питания.
7.Экология города.
8.Разделяя мусор правильно, помогаешь экономить ресурсы.
9.Экологический фильм.
10.10 мест на Земле, несовместимых с жизнью.
11.Глобальные экологические проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ.
2.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с посл. изм.) // Собрание законодательства РФ.— 2012.— № 19.— Ст. 2281.
3.О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 183-ФЗ (с посл. изм.)// Собрание законодательства РФ.— 2002.— № 52 (Ч.1).— Ст. 5140.
4.Туристские услуги. Проектирование туристских услуг: ГОСТ Р 50681-2010. – Введ. 2011-07-01. – М.: Стандартинформ, 2011. – 19 с.
5.Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов: ГОСТ Р 32611-2014. – Введ. 2016-01-01. – М.: Стандартинформ, 2014. – 10 с.
6.Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования: ГОСТ Р 54604-2011. – Введ. 2012—07—01. – М.: Стандартинформ, 2011. – 11 с.
7.Безопасность жизнедеятельности : учебник / Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. ; ред. Э.А. Арустамов. - 19-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 448 с.
8.Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Бижаков. – Издание 9-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. – 576 с.
9.Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко и [др.]. – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 384 с.
10.Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта : учебное пособие / В. А. Веткин. - Москва : ГроссМедиа : Российский бухгалтер, 2008. - 199 с.
11.Долженко, Г. П. Основы туризма : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся туристским профессиям / Г. П. Долженко. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2009. - 319 с.
12.Долженко, Г. П. Экскурсионное дело : учебное пособие для бакалавров и магистрантов / Г. П. Долженко ; [отв. ред. О. И. Костюкова]. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва ; Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 309 с.
13.Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. Учебник. М.: КноРус, 2014. – 400 с.
14.Менеджмент культурного туризма: учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению "туризм" / [Г. А. Лескова [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Лесковой; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУКИ, 2013. - 236 с.
15.Продвижение туристско-экскурсионного продукта: Учебное пособие / В.С.Плотникова, Н.В.Колесникова - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2015. – 56 с.