Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Описать особенности психического развития обучающихся определенного возраста на основе теоретического анализа литературы
Задание 2. Подобрать и описать психодиагностические методики, направленные на изучение личностного развития обучающихся
Задание 3. Провести психодиагностическое обследование обучающегося, используя выбранные методики
Задание 4. Найти две научных статьи по теме исследования. Охарактеризовать психодиагностические методики, используемые для решения исследовательской задачи.
Задание 5. Индивидуальное задание. Написать научную статью о личностном развитии обучающихся
Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Описать особенности психического развития обучающихся определенного возраста на основе теоретического анализа литературы
Младший школьный возраст
с 6 лет до 11лет
Социальная ситуация развития.
Когда ребенок приходит в школу, вся система его отношений с реальностью перестраивается. Дошкольник, как отмечает Д.Б. Эльконин, подчеркнул, что существуют две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, на отношения внутри детского коллектива. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок-взрослый» дифференцируется на систему «ребенок-учитель» и систему «ребенок-родители». При этом система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка с родителями и отношения ребенка с детьми. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина экспериментально показала, что хорошее, пятёрочное поведение и хорошие оценки влияют на отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Система «ребенок-учитель» становится центром жизни ребенка; от этого зависит совокупность всех благоприятных условий для жизни. Впервые эти отношения становятся отношениями «ребенок – общество». Внутри отношений в семье существует неравенство отношений, в детском саду взрослый выступает как личность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». Учитель воплощает требования общества; в школе существует система одинаковых стандартов, одинаковых мерок оценивания.
Новообразования возраста.
Объем памяти. В этом возрасте происходят большие изменения в познавательной сфере ребенка. Память приобретает выраженный когнитивный характер. Механическая память развивается хорошо, тогда как косвенная и логическая память несколько отстают в своем развитии.
Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или предметом. В начале этого периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает буквы и цифры схожего написания.
Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, поскольку обучение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышается самоконтроль и самооценка. Формируется способность концентрироваться на неинтересных вещах.
Значительные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста очень высока. Это выражается в том, что он задает много вопросов и всем интересуется: насколько глубок океан, чем там дышат животные и т. д.
В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Ведущая деятельность.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная. Она предполагает овладение обобщёнными способами действий в системе научных понятий.
В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Главная задача учебной деятельности в младшем школьном возрасте — формирование у ученика «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное её выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Характеристика познавательных процессов.
Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий.
Развитие восприятия.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие воображения.
Развитие речи.
Развитие мышления в начальной школе проходит две стадии.
Таким образом, в условиях школьного обучения происходит систематическое совершенствование познавательных процессов на основе исторического человеческого опыта под контролем учителя, а затем - и самого ученика.
Особенности развития личности в этот период.
Активное развитие мотивационной сферы. Ведущими становятся познавательные потребности: потребность чётко выполнить требования учителя, потребность в высокой оценке, в похвале со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником в классе, потребность во взаимодействии со сверстниками.
Развитие самосознания. Младший школьник осознаёт, что он является индивидуальностью, которая поддаётся социальным воздействиям.
Формирование самооценки, а также навыков самоконтроля и саморегуляции.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Ас-молова. М.: Просвещение, 2017. 247 с.
2. Кузнецов А. А. Разработка федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2019. № 4. С. 3-10.
3. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2018. Вып. 12. С. 189-193.
4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2019. № 4. С. 18-22.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. 368 с.
6. Грицкевич Н. К., Грицкевич Ю. Н. Учет адаптивного потенциала ребенка при определении готовности к школе и успеваемости // Материалы XI Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». Т. 3. Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 1 Томск: изд-во ТГПУ, 2017. С. 28-34.
7. Лубовский Д. В. Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути // Мир психологии. 2019. № 2. С. 128-138.
8. Яхонтов С. В., Грицкевич Н. К., Янковская И. В., Шалагина Л. Ш. Особенности адаптации функционально ослабленных детей к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2020. Вып. 3 (35). С. 100-104.