Фрагмент для ознакомления
2
Методика диагностики профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовании
Измерение профессиональной культуры может осуществляться как измерение качества деятельности, т.е. с использованием экспертных оценок, тестирования, анкетирования, интерпретации результатов педагогических исследований и т.п.
Проблема измерения профессиональной культуры связана с проблемой критериев и уровней ее формирования.
Критерий – это признак, на основании которого делается оценка или суждение. Критерии профессиональной культуры определяются на основе системного понимания культуры, выявления ее структурных и функциональных компонентов, интерпретации культуры как процесса и результата творческого развития и создания педагогических ценностей, технологий в профессионально-творческом самосознании. реализация личности.
В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выявлению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности; с помощью критериев следует установить связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными (С. Г. Спасибенко).
По мнению Н.Б. Крылова, общим показателем развития культуры человека является мера разносторонней творческой деятельности.
Принимая эти требования за основу, необходимо дополнить их требованиями, отражающими специфику профессионально-педагогической культуры:
1) критерии должны раскрываться через ряд качественных характеристик (показателей), по мере их проявления можно судить о большей или меньшей степени выраженности этого критерия;
2) критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве;
3) критерии должны охватывать основные виды педагогической деятельности.
Предложено Исаевым И.Ф. На основе результатов теоретических и экспериментальных работ и мнений экспертов разработана система критериев оценки уровня сформированности профессиональной культуры педагога, проявляющаяся в конкретных характеристиках. Количество признаков по каждому критерию должно быть не менее трех. Если установлены три и более признаков, можно говорить о полном проявлении этого критерия; если один показатель установлен или вообще не обнаружен ни один, то можно утверждать, что данный критерий не зафиксирован.
Обратимся к характеристике основных критериев и показателей сформированности профессиональной культуры падагога.
1. Ценностное отношение к педагогической деятельности проявляется через совокупность таких показателей, как:
- понимание и оценка целей и задач педагогической деятельности,
- удовлетворенность преподавательской работой;
- признание ценности отношений учитель-ученик,
Показатели этого критерия выявляются с помощью анкетирования, интервью, индивидуальных бесед, определения коэффициента и индекса удовлетворенности по методике В.А. Ядова.
Удовлетворенность профессией
(методика В.А. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана)
Цель: Методика направлена на изучение удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.
2. Технологическая и педагогическая готовность предполагает наличие у педагога совокупности качеств, необходимых ему для выполнения функций субъекта этой деятельности (познавательных, творческих, информационных,