Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель производственно-педагогической практики: формирование профессиональных умений студентов по организации образовательного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях.
Задачи:
- интеграция теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; развитие индивидуального стиля обучения;
- получить практический опыт будущей профессиональной деятельности в условиях реального производственного процесса; осознание студентом цели и ценности выбранной профессии;
- планировать и учитывать учебную деятельность, приобретать навыки проведения учебных наблюдений;
- приобрести навыки выбора эффективных методов и технологий; Решать профессиональные проблемы и возникающие нестандартные ситуации;
- формирование у студентов общекультурных и профессиональных навыков, соответствующих требованиям ФГОС высшего образования, основным образовательным программам в области подготовки последипломного образования;
- отражение личного опыта, самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности, формирование навыков адекватной самооценки своих возможностей;
- развитие навыков работы с людьми, освоение культурных норм этического, социально-психологического, межличностного и профессионального общения;
- развивать творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности;
- интеграция теоретических знаний о значении психолого-педагогической диагностики в практической деятельности педагога;
- приобрести навыки самостоятельной деятельности в профессиональной сфере, связанной с организацией психолого-педагогических экспериментов;
- Стимулирование и стимуляция творческого подхода студентов к решению профессиональных задач.
Основная часть
1. Гигиеническая оценка расписания
Учитывая динамику успеваемости учащихся, для рационального составления школьного расписания необходимо учитывать сложность предмета и преобладание статического или динамического компонента во время занятий (в трудовых преобладает динамический компонент).
Деление предметов на легкие и трудные весьма относительно; их сложность зависит от индивидуальных способностей учащихся, от способа преподавания предмета в школе и т. д. Поэтому ни учителя, ни гигиенисты, ни даже сами учащиеся не имеют единого критерия трудности школьных предметов. Условно предметы в порядке убывания сложности можно распределить следующим образом: математика, физика, химия, иностранный язык, родной язык и литература, география, биология, физкультура, трудовое обучение, рисование, изобразительное искусство, музыка и пение.
Для учеников начальной школы математика и чтение являются самыми трудными предметами. Предметами первой степени сложности являются математика, русский и иностранные языки. Для старшеклассников наибольшую сложность представляют математика, физика, обществознание, иностранный язык.
Наблюдения, проведенные НИИ гигиены детей и подростков РФ, показали, что наиболее выраженным утомляющим действием обладают предметы, с которыми учащиеся сталкиваются впервые во время обучения. В средних классах - география, физика (6 класс), химия (в 7 класс). класс), в старшей школе – физика, химия, математика, география, литература.
Правильное распределение уроков достигается различными способами, прежде всего правильным чередованием предметов: сложные уроки заменяются более легкими, а уроки, требующие больших умственных усилий, участия второй сигнальной системы, заменяются уроками, построенными преимущественно по использованию сигналов первой системы сигнализации.
Предметы, требующие значительных умственных усилий, следует размещать на 2-3 уроках, легкие - на последних. В понедельник и субботу следует планировать меньше учебных часов и посвящать их преимущественно предметам, не требующим особых умственных усилий. Такие дни, как вторник и среда, могут быть самыми загруженными.
При составлении расписания уроков следует избегать дублирования уроков, размещения в расписании друг за другом уроков, схожих по характеру рабочих операций в них, таких как физика и математика, история и география, русский и иностранный языки и т. д. Удвоение уроков труда не целесообразно, так как длительное воздействие монотонных раздражителей приводит к более выраженному утомлению и отрицательно скажется на последующих уроках.
Предметы естественно-математического и гуманитарного циклов рационально чередовать с уроками физкультуры, труда, рисования, пения, что создает благоприятные условия для перехода учащихся от умственной деятельности к двигательной.
Такое переключение служит активным отдыхом и создает условия для восстановления функциональной активности клеток коры головного мозга, обеспечивает более высокую успеваемость как в течение учебного дня, так и в течение всей учебной недели.
По этой же причине следует избегать двойных уроков. Двойные уроки утомляют учащихся, делают второй урок неэффективным и приводят к снижению успеваемости учащихся на последующих уроках. В старших классах допустимы сдвоенные уроки при проведении контрольных работ по математике, написании рефератов, лабораторных работ по химии и физике. Тесты требуют от учащихся приложения больших умственных и умственных сил. Целесообразнее всего проводить тестирование в те дни и часы, когда успеваемость учащихся наибольшая. Недопустимо проводить тесты в пятницу, субботу или во время последних уроков.
Правильно организованные занятия трудом и физкультурой, на которых преобладает динамический компонент (динамическая нагрузка), благотворно влияют на функциональное состояние организма. Это мощный фактор поддержания успеваемости учащихся и улучшения функционального состояния в течение учебного дня и недели.
Эти занятия обеспечивают наиболее благоприятную динамику работоспособности при их проведении на 3-м или 4-м часу, т. е. при появлении начальных стадий утомления. В этом случае переход от умственной деятельности к двигательной позволит снять утомление учащихся и повысить их успеваемость на 5-6 уроках.
У класса большая нагрузка на первом уроке в понедельник. Организм школьника находится на этапе привыкания к ритму учебы. В качестве первого урока желательно изучить технологию или русский язык. Следует избегать двойного преподавания одного и того же предмета.
Во вторник большая нагрузка на 1 урок. Нужно пересмотреть расписание на этот учебный день В конце дня нагрузку следует уменьшить, потому что в это время наступает период неполного утомления. Данное правило не соблюдается в расписании уроков по вторникам. Следует избегать двойного преподавания одного и того же предмета.
На 1 уроке в среду большая нагрузка, что не соответствует принципам планирования. На 3 и 4 уроках для учащихся рекомендуется максимальная нагрузка, на 3 и 4 уроках в среду, наоборот, нагрузка минимальная. Уроки 1, 2, 3 и 4 необходимо поменять местами. Также неуместно ставить рядом русский язык и литературу (однотипные).
Опять 1 урок перегружен, и снова те же предметы (русский язык и литература) отодвинуты на второй план. Нужно пересмотреть расписание на этот учебный день.
В конце дня и в конце недели нагрузку следует снизить, потому что в это время наступает период неполного утомления.
Анализ расписания
Понедельник и вторник первые и вторые уроки не должны быть тяжелыми, потому что организм ученика находится в фазе входа в ритм учебы. 5 Эта политика не соответствует норме для «А».
В среду и четверг на третьем и четвертом курсах можно давать большие нагрузки, т. к. Это период наивысшей устойчивой производительности. У 5 «А» этот принцип не соответствует норме.
В конце дня и в конце недели нагрузку следует снизить, потому что в это время наступает период неполного утомления. У 5 «А» этот принцип не соответствует норме.
Не рекомендуется ставить рядом русский язык и литературу, физику и химию (предметы однотипные). У 5 «А» этот принцип не соответствует норме.
Можно поставить рядом два довольно сложных предмета, например, математику и иностранный язык, так как характер материала разный. Этот принцип соответствует норме в 5 «А».
Следует избегать двойного преподавания одного и того же предмета. Эта политика не соответствует норме для 5 «А».
Вывод: При организации образовательного процесса уделяется недостаточно внимания гигиеническим вопросам. Это приводит к нарастанию утомления и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья школьников.
Распределение учебной нагрузки не всегда соответствует физиологической «кривой» умственной работоспособности учащихся. Например, в 59,2% случаев было выявлено нерациональное составление расписания.