Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью освоения учебной практики являются формирование компетенций обучающихся в области медиации, медиативного и восстановительного подходов в рамках имеющейся квалификации.
Задачами учебной практики являются: формирование системы знаний учащихся о медиации как способе разрешения споров и конфликтов, овладение техниками и инструментами медиативных и восстановительных практик, формирование готовности адекватного и эффективного использования методов медиации в урегулировании и профилактике конфликтов, возникающих в образовательной организации.
Основная часть
Практические задания
1. Охарактеризуйте педагогический конфликт (на выбор), используя одну из опорных схем М.М. Рыбаковой. Обязательно укажите конструктивные способы решения данного конфликта (каким образом нужно было поступить участнику (-ам) конфликта, чтобы избежать его эскалации).
Педагогический конфликт представляет собой ситуацию столкновения противоположных интересов, целей и взглядов участников образовательного процесса, что может привести к нарушению нормального функционирования учебного заведения.
Педагогический конфликт — это крайнее средство разрешения профессиональных межличностных разногласий, связанных с различиями в системе взглядов, ценностях, возможностях и инструментах взаимодействия. Участники образовательного процесса — педагоги, администрация, учащиеся, родители и другие — являются субъектами конфликтов, образуя коллизию. Прекращение конфликта возможно при выходе хотя бы одной из сторон из противоборства.
Конфликты могут возникать между учителями и учениками, между самими учащимися, между учителями и администрацией, а также между родителями и школьной администрацией.
Схема анализа конфликта М.М. Рыбаковой
М.М. Рыбакова предлагает схему анализа педагогического конфликта, которая включает следующие этапы:
1. Определение предмета конфликта – установление, что стало причиной конфликта.
2. Выявление участников конфликта – кто непосредственно вовлечен в конфликт.
3. Анализ интересов и целей участников – понимание, что хочет каждый из участников конфликта.
4. Диагностика причин конфликта – анализ причин, которые вызвали конфликт.
5. Определение стадии конфликта – установление, на какой стадии находится конфликт.
6. Разработка стратегии разрешения конфликта – определение шагов, которые необходимо предпринять для разрешения конфликта.
Пример педагогического конфликта
Ситуация. Учитель математики требует от ученика своевременного выполнения домашних заданий и активного участия на уроках. Ученик, в свою очередь, считает, что требования учителя слишком строгие и несправедливые, поскольку он вынужден много времени уделять другим предметам и внеклассным занятиям.
Анализ конфликта по схеме М.М. Рыбаковой
1. Определение предмета конфликта: Основным предметом конфликта является объем и сложность домашних заданий по математике, а также требования учителя по их выполнению.
2. Выявление участников конфликта: В конфликте участвуют учитель математики и ученик. Косвенно в конфликт могут быть вовлечены родители ученика и администрация школы.
3. Анализ интересов и целей участников:
Учитель: Стремится к тому, чтобы ученик освоил учебный материал и получил высокие оценки, соблюдал дисциплину и выполнял все задания.
Ученик: Хочет успешно выполнять задания, но при этом не хочет жертвовать временем для других предметов и внеклассных занятий.
4. Диагностика причин конфликта: Причиной конфликта является разница в ожиданиях и восприятии учебного процесса учителем и учеником. Учитель считает, что высокие требования способствуют лучшему усвоению материала, тогда как ученик видит в них несправедливое давление.
5. Определение стадии конфликта: Конфликт находится на стадии эскалации, когда обе стороны уже неоднократно высказывали свои недовольства, но не пришли к компромиссу.
6. Разработка стратегии разрешения конфликта:
Диалог и обсуждение: важно организовать конструктивный диалог между учителем и учеником, возможно, с участием школьного психолога. Обе стороны должны высказать свои точки зрения и ожидания.
Компромисс: учитель может пересмотреть объем домашних заданий, предлагая дифференцированные задания, которые учитывают индивидуальные возможности и нагрузку ученика. Ученик, в свою очередь, может предложить план по улучшению своей успеваемости, который будет включать более эффективное распределение времени.
Поддержка и помощь: учитель может предложить дополнительные консультации или помощь по трудным темам, чтобы ученик мог лучше понять материал и выполнять задания качественно.
Совместное планирование: создание учебного плана, который будет учитывать интересы и возможности ученика, с участием родителей и учителя. Это позволит более эффективно распределить нагрузку и снизить стресс.
Обратная связь: Регулярное проведение встреч для оценки прогресса и обсуждения возможных трудностей, что позволит своевременно корректировать учебный процесс и избегать новых конфликтных ситуаций.
Конструктивное разрешение педагогических конфликтов требует учета психологических и педагогических аспектов взаимодействия участников.
Согласно теориям педагогической конфликтологии, одним из ключевых факторов успешного разрешения конфликта является диалог и взаимопонимание сторон. Установление конструктивного диалога способствует выявлению истинных причин конфликта и разработке совместных решений.
Психологические исследования подтверждают, что вовлеченность сторон в процесс принятия решений и планирования учебного процесса повышает их мотивацию и ответственность за результат. Использование компромиссных и кооперативных стратегий позволяет снизить напряженность и создать благоприятную атмосферу для обучения.
Таким образом, рассмотренный конфликт между учителем и учеником может быть успешно разрешен при соблюдении принципов конструктивного диалога, учета интересов и возможностей сторон, а также использования гибких и кооперативных подходов в образовательном процессе.
2. Составьте конспект проведения процедуры медиации по предложенной конфликтной ситуации, подробно пропишите этапы, отберите коммуникативные техники, которые будут эффективны на каждом из этапов медиации, объясните свой выбор.
Ситуация для разбора. На уроке педагог несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания он не реагировал, продолжал мешать другим, задавал нелепые вопросы окружающим его учащимся и отвлекал их от объясняемой учителем темы. Учительница сделала
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреев В. И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / учебное пособие. Москва: Просвещение, 2005. 67 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.
3. Белинская, А. Б. Подготовка педагога к работе с конфликтами / Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 96—98.
4. Григоренко А.К., Пономарева А.В. Сущность педагогического конфликта, его функции // Скиф. 2021. №12. С. 64-68.
5. Кернтке, В. Медиация как метод организационного развития / В. Кернтке. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2011. – 240 с.
6. Комарова, Ю.А. История института медиации // Ученые труды Российской адвокатуры и нотариата. – 2011. -№ 1 (20). – С. 14-19 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.elibrary.ru/download/4713015.pdf.
7. Кроули, Д. Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений / Д. Кроули, К. Грэм. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. - 304 с.
8. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология / учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013. 229 с.
9. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. 408 с.
10. Пель М. Приглашение к медиации. Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации / М. Пель. - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. - 400 с.
11. Ракитина Л.Н. Медиация (посредничество). Как урегулировать спор, не обращаясь в суд / Л.Н. Ракитина, О.А. Львова. – М.: Эксмо, 2008. – 144 с. Кодекс этики и деонтологии медиации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.institute-mediation.ru
12. Что такое медиация? - Центр медиации и права [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediacia.com/what.htm (Дата обращения: 17.06.2024).