Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель практики:
Формирование целостных представлений для каждого образовательного учреждения, которое служит как уникальная образовательная среда, решающая самые разные задачи педагога, помогая ребенку развиваться, в его разных возрастных характеристиках.
Задачи практики:
Развить устойчивый интерес к профессии педагога.
Познакомиться с тем, как организована структура различных ДОУ, с тем, в каком состоянии воспитательно-образовательный процесс.
Сформировать представления о функции воспитателей и прочих сотрудников дошкольного учреждения, педагоги начальной школы, как они должны тесно взаимодействовать с детьми.
Развивать способность наблюдения и анализа своеобразного рабочего процесса педагога, который работает в своей возрастной группе, оценивая его эффективность.
Формировать организаторскую, коммуникативную, специально-педагогическую, социокультурную, творческую, рефлексивную работу.
Практика проходила в детском саду №32, г. Гусь-Хрустальный.
Тема 1. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
1. Изучение и конспектирование диагностических методик умственного развития детей по выявлению у них одаренности
Одаренность детей выявляется благодаря факультативам, кружкам, летним школам, где дети могут интересоваться чем-либо, что показывает, к чему у них есть тяга. В Приложении 1 приводятся анкеты для детей и родителей, с помощью которых можно определить, дети одаренные или нет. И в чем они одаренные.
Можно использовать данные, которые дают учителя, родители, сами дети, что показывает тестирование. Для выявления одаренности используется только комплексный подход.
2. Разработка плана взаимодействия с родителями
Когда проходила практика, удалось познакомиться и разработать план взаимодействия с родителями подопечных. Вот примерная тематика: «Права детей. Кто их защитит», «Досуг семьи – как его проводить», «В стране пальчиковых игр». Было проведено анкетирование: «Знаю ли я своего ребенка?». Запланировали круглый стол: «Ребенок и книга».
В качестве анализа была рассмотрена тематика круглого стола «Ребенок и книга». Такая работа очень понравилась родителям. Начиная с сентября прошлого года начал работать клуб, где проводился еженедельно круглый стол всех желающих для детей старшей группы и их родителей.
Было интересно то, что не только дети узнали много нового, но и сами родители лучше узнали себя и своих детей. Такая работа клуба за круглым столом всем очень понравилась.
3. Наблюдение и анализ педагогического процесса
В старшей группе прошло занятие на тему «Овощи». Таблица с подробностями приводится в Приложении 2. Интересен тот факт при анализе, что были подготовлены не только конспект, но и раздаточный материал, а также костюмы, что особенно понравилось детям. Ведь они могли одеваться в разные овощи и играть их роль.
В качестве предварительной работы с детками была рассмотрена сказка с картинками «Колобок». Правда занятие разделили на две части, между которыми был не очень эффективный переход. В первой части рассказывали потешки про овощи, во второй части читали сказку «Колобок».
В целом занятие прошло удачно, дети были внимательны, все вовлеклись в него, с удовольствием участвовали. Атмосфера была благоприятной. В конце был подведен итог, все задачи были решены и цель занятия была достигнута.
4. Педагогическая диагностика и оценка уровня особенностей индивидуального развития ребенка
Понамарева Владислава родилась 6 мая 2019 года. У девочки II группа здоровья. Физическое развитие соответствует возрасту. Воспитывается в полной среднеобеспеченной семье из пяти человек. У Владиславы есть старшая сестра Алла, которая ходит в художественную школу, и младший братик Максимка, который еще в яслях.
Владислава активная и эмоциональная. Очень подвижная. Детский сад посещает с 2,5 лет. Адаптационный период проходил в основном спокойно, но первое время возникали трудности. Владислава очень скучала по старшей сестре.
Владислава среди сверстников занимает среднее положение. Легко находит общий язык с детьми. Поведение не всегда примерное. На занятиях любознательна и активна, но невнимательна. Из-за этого на вопросы воспитателя отвечает неверно. Высиживает на занятии, но после его окончания спешит играть с игрушками. В отношении с ребятами бывают конфликты, в основном из-за нежелания делиться понравившейся игрушкой. Реакция Владиславы на наказания или поощрения адекватная.
Развитие психических процессов (восприятия, внимание, память, мышление, воображение) соответствует возрасту. Развитие речи тоже соответствует возрасту ребенка. Владислава любит фантазировать и легко запоминает сюжеты сказок. Она любит играть в подвижные и спортивные игры.
Владиславе во многом не хватает самостоятельности, поэтому целесообразно давать ей чаще индивидуальные поручения и задания, в которых она сможет развивать свою инициативность.
5. Составление маршрута индивидуального развития ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ, который приводится в Приложении 3.
Ф.И. ребенка Сергей Р.
На 2023-2024 учебный год.
Возрастная группа старшая № 5
Дата рождения 23.11.2019г.
Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2023-январь 2024г.
Образовательная область «Речевое развитие».
Проблема: Словарный запас беден. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.). Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Не составляет рассказ из 3-х, 4-х предложений по наводящим вопросам.
Задача: обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один-много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом. Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник утром.
6. Сравнительный анализ подходов к обучению дошкольников, характерный для различных образовательных программ («Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», «Радуга», «Развитие», «Детство»)
«Детство» является комплексной образовательной программой, разработанной как гуманистическая педагогика, чтобы можно было применить личностно-деятельностный подходы к тому, как развивается и воспитывается ребенок. Состоит из трех частей – младшей, средней, старшей.
«Радуга» была составлена для воспитания, образования и развития детей среднего и старшего возраста. Главный раздел посвящен окружающему миру. Он помогает находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Правильно относится к окружающему миру животных и растений, тому, что создал человек.
«Развитие» связано с тем, что ребенок имеет ценность развиваться в дошкольный период. Он обогащается, наполняется значимым для будущего школьника формами и способами деятельности.
«Истоки» является базисной программой, которая отражает то, что детство является уникальным временем, когда закладывается будущее взрослого человека.
7. Знакомство с проектами, реализуемыми воспитателями ДОО
Познакомилась с проектом ДОО. Таблица находится в Приложении 4.
8. Разработка совместного проекта с детьми дошкольного возраста
Разработан проект вместе с ребятами, который отражен в Приложении 5.
Тема 2. Теория и методика развития речи у детей
9. Организация и проведение дидактической игры по активизации словаря
Для того, чтобы развить речь, ребенку требуется сначала познакомиться и овладеть родным языком. Для этого нужно знать слова. Этот процесс начинается в полтора года и кончается в семь лет.
Сначала дети пытаются самостоятельно называть те или иные предметы, потом они узнают, как их принято называть в их местности, на их языке, либо на том языке, который они изучают. Выходит, что названия предметов – это те же понятия, те же собственные имена, как мама, папа, Оля, Соня.
Играть с детьми, активизируя словарь, важно с раннего детства. Продолжать это стоит и в дошкольном возрасте в старших группах. Для этого дети:
1.Обогащают свой словарь;
2.Закрепляют и уточняют его;
3.Активируют раннее заученные слова.
В Приложении 6 приводится пример такой игры со словарем.
10. Организация и проведение игр и упражнений по звуковой культуре речи (на развитие слухового внимания, дыхания, развития артикуляционного аппарата)
В Приложении 7 приводится несколько упражнений, которые помогут закрепить правильное произношение и дифференциацию звучания речи. Игра проводится со старшей группой.
Цель таких упражнений состоит в развитии фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, закрепления правильного произношения звуков, слов, упражнении в том, как различать твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки.
11. Подготовка диагностического инструментария
Диагностика готовности к школе – очень важна, чтобы быть уверенным, что малыш готов к школьной скамье.
Для этого нужна особая методика или программа.
Важно оценить, чтобы ребенок был готов социально-коммуникативно, мотивационно-потребностно, произвольно-регуляционно, интеллектуально, речево.
Предлагаемая программа состоит из 5 заданий и предлагает образец стимульного материала. Эта программа находится в Приложении 8.
12. Проведение НОД по обучению грамоте
В Приложении 9 представлен конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук, слово, предложение».
Цель занятия: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
1.Формирование представлений у детей о звуке как интонационно-смысловой единице речи.
2.Обучение детей составлять предложение из двух слов без предлогов.
3.Обучение разбивать каждое предложение на слова и замечать, сколько слов в предложении, в каком порядке они следуют.
4.Обучение графической записи предложения.
5.Приучение говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
6.Воспитание умения слушать ответ товарища, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
13. Проведение НОД по развитию связной речи
В Приложении 10 представлен пример конспекта НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Пересказ рассказа «Вот так покатались» с проблемным содержанием по сюжетной картинке».
Цель: продолжать формировать связную речь.
Задачи:
Образовательная: продолжить обучение тому, чтобы пересказывать с помощью картинки, у которой проблемный сюжет, обучение составления связных, грамматически верных, распространенных предложений, активизацию словаря, используя тематику «Зимующие птицы».
Развивающая: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, диалогической и монологической речи, мимики, интонационной выразительной речи, обучение анализу и рассуждению с помощью ответов на вопрос воспитателя.
Коррекционная: автоматизировать правильное произношение и дифференцировать ранее поставленные звуки.
Воспитательная: воспитание доброжелательности, коммуникативных навыков.
Нужно использовать сюжетную картину «Вот так покатались», проектор, доску.