Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики состоит в углублении профессиональных навыков коммерческой деятельности, выполнении конкретных функций, участии студентов в деятельности предприятия (организации), а также приобретении студентами исследовательских и аналитических умений. Производственная практика предусматривает сбор, систематизацию и обобщение материала для изучения коммерческой работы сферы электронная коммерция, на материалах деятельности конкретной организации (предприятия) с применением методов анализа.
Задачами практики являются:
– применение на практике знаний, приобретенных студентами в процессе обучения, набора определенных методов и способов коммерческой работы;
– выполнение различных функций и действий в коммерческой службе предприятия;
– сбор, анализ и обобщение студентами фактического и теоретического материала по коммерческой деятельности с целью его использования в НИРС, при выполнении курсового проектирования, написании отчета по практике;
– производственная практика должна дополнить теоретические знания студентов практическим опытом.
База практики – магазин «Пятерочка».
1. Ознакомление с коммерческой службой торгового предприятия
Сеть магазинов «Пятерочка» принадлежит ООО «Агроторг».
Это одна из масштабных организаций в России в сфере розничной торговли продовольственными товарами, организованной по принципу «у дома», владеющая собственным комплексом логистических узлов и транспортных сетей грузовой доставки Появление сети на рынке РФ произошло в 1998 г., первые точки продаж открыты в г. Санкт-Петербург в 1999 г. В 2013 г. организовано проведение масштабного ребрендинга корпорации, реновации репозиционирование. и масштабирования всей деятельности,
Руководство федеральной сетью осуществляется международной компанией X5 Retail Group, занимающей стабильно высокое положение в рейтинге подобных организаций по оценке международных консалтинговых и аналитических агентств. Среди инвесторов РФ 99% акций X5 Retail Group принадлежит организации ООО «Агроторг». Общество осуществляет деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ, являясь юридическим лицом и выступая в хозяйственном обороте от своего имени.
ООО «Агроторг» имеет в наличии обособленное имущество, учет которого производится на самостоятельном балансе. Организация обладает правом в установленном порядке открывать расчетные, валютные и иные банковские счета на территории РФ и за ее пределами, имеет печать, штампы.
В состав корпорации включены такие универсамы, как Перекресток, Карусель, и др., наиболее распространенными среди которых являются магазины «Пятерочка». Общее количество магазинов «Пятерочка» в РФ на текущий момент составляет более 14000. Центральный корпоративный офис сети магазинов «Пятерочка» расположен в г. Москва по адресу: 119049, ул. Коровий Вал, д. 5.
Базовые принципы работы сети магазинов «Пятерочка» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Принципы работы магазина «Пятерочка»
Организационная структура магазина «Пятерочка» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Организационная структура магазина «Пятерочка»
Организационная структура в магазинах «Пятерочка» обусловлена такими факторами, как величина торговой площади (2000м2) и ассортимент реализуемых товаров, это и обусловливает количество отделов магазина. Организационная структура ООО «Пятерочка» напрямую зависит от величины торговой площади, количества отделов и ассортимента реализуемой продукции.
Во главе магазина «Пятерочка» находится директор, который руководит деятельность магазина и ему подчиняются все сотрудники. Руководитель торгового отдела несет ответственность за организацию процесса торговли и проведение регламентных работ в торговом зале.
В непосредственном подчинении начальника отдела находятся весь торговый персонал. Он ведет непрерывный учет полного цикла товародвижения и корректного отражения его в учетной системе, используемой в компании; осуществляет контроль над своевременным и правильным оформлением первичных доку ментов, отражающих все этапы товародвижения; отвечает за правильность реализации стандартов презентации товаров, оформление витрин, скидочных компаний, контроль и обучение персонала, а также проводит работы в составе комиссии с некондиционным товаром.
Старший кассир отвечает за организацию работы кассового узла, осуществляет учет движения денежных средств, подбор и обучение кассиров, ведет своевременное и правильное оформление первичных документов.
Продавцы, эффективно и качественно обслуживают покупателей; помогают покупателю в разрешении его сомнений и проблем при выборе товара; предоставляют покупателям необходимую информацию о товаре, клубной программе, сервисных услугах, проводимых мероприятиях и акциях, о работе магазина.
С учетом функционального разделения труда весь персонал магазина «Пятерочка» подразделяется на следующие категории: административно-управленческий; торгово-оперативный; вспомогательный.
Заработная плата работников напрямую зависит от штатного расписания начисляется с помощью программы 1С.По результатам месяца сотрудникам за качественную работу и за высокую прибыль предприятия начисляется премирование.
С учетом функционального разделения труда весь персонал универсама «Пятерочка» подразделяется на следующие категории:
– административно-управленческий,
– торгово-оперативный,
– вспомогательный (таблица 1).
Таблица 1 – Уровень квалификации и профессионализма сотрудников магазина «Пятерочка» в 2021 – 2023 гг
Уровень образования На 01.01.
2022 г. На 01.01.
2023 г. На 01.01.
2024 г.
Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, %
Административно-управленческий 24 20,9 24 20,3 24 20,2
Торгово – оперативный 60 52,2 62 52,5 63 53
Вспомогательный 31 26,9 32 27,1 32 26,8
Итого 115 100 118 100 119 100
За три года численность персонала предприятия увеличилась несущественно – на 4 человека, за счет торгово-оперативного персонала (+ 3 человека) и вспомогательного персонала (1 человек). При этом торгово-технологический персонал занимает наибольший удельный вес в структуре персонала предприятия, что характерно для всех предприятий розничной торговли и оценить это для универсама «Пятерочка» можно положительно.
Удельный вес работников с высшим и средним специальным образованием в гипермаркете «Пятерочка» также можно представить в виде таблицы 3. Из приведённой таблицы видно, что наибольший удельный вес имеют работники со средним специальным образованием. К ним относятся продавцы, работники службы логистики.
Таблица 3 – Уровень квалификации и профессионализма сотрудников универсама «Пятерочка» в 2020 – 2022 гг
Уровень образования На 01.01.
2021 г. На 01.01.
2022 г. На 01.01.
2023 г.
Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, %
Высшее 28 24,6 31 26,6 32 27
Среднее специальное 66 57 66 55,5 66 55,7
Среднее 21 18,4 21 17,9 21 17,3
Итого 115 100 118 100 119 100
Большинство работников со средним специальным образованием обучаются в ВУЗах. Это является положительным факторов в хозяйственной деятельности торгового предприятия.
В таблице 3 представлена структура персонала предприятия по полу.
Таблица 3 – Структура персонала предприятия по полу
Пол На 01.01.
2021 г. На 01.01.
2022 г. На 01.01.
2023 г.
Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, % Человек Удельный вес, %
Мужчины 29 25 30 25 40 33,3
Женщины 86 75 88 75 79 66,7
Итого 115 100 118 100 119 100
Таким образом, в 2022 году за счет расширения стажа логистической службы, увеличился удельный вес мужчин в структуре персонала. Это обусловлено тем, что большая часть процедур по перемещению товаров в торговом зале требует физического труда даже при использовании подъёмно-транспортного оборудования.
В организации существует корпоративная форма, в которой работают сотрудники в зале и на кассах (причем, во всех универсамах она одинаковая)
На предприятии существует система мотивации персонала.
Корпоративные мероприятия:
1. Акция длинною в год (по истечению годя лучшие сотрудники магазина награждаются путевками за границу).
2. Спортивные игры (проводятся каждое лето, победители получают кубок и подарки).
3. Наставничество (новому сотруднику на предприятии прикрепляют наставника, который в период его стажировки должен обучить его всему чему он научился, по истечении срока и перехода нового сотрудника на уровень наставник получает денежное вознаграждение в размере 1500руб).
4. Корпоративы (день торговли, НГ, каждый год предприятие снимает в аренду помещение для проведения корпоративных вечеринок, как правило тематических, приглашает ведущих, которые устаривают конкурсы, награждают подарками.
5. Подарки (в праздники компания дарит подарки как сотрудникам так и их детям, 8 марта, 23 февраля, Новый год).
6. Акция Первоклашка. На каждом подразделении дети сотрудников которые идут в первый класс первый раз, приглашаются в магазин на экскурсию, где они самостоятельно пекут печенье, что-то готовят и получают потом подарки (все для школы).
Социальные льготы и гарантии:
1. Стабильная заработная плата (выдача з\п без задержек два раза в месяц, 10 и 25 числа).
2. Отпуск (оплачиваемы отпуск 36 дней в год, руководящему составу плюс еще 3 дня за ненормированный рабочий день).
3. Дополнительное медицинское страхование (по желанию).
4. Общежитие (иногородним сотрудникам предоставляется комната в общежитии компании, за приемлемую сумму).
5. Скидки по бейджу (сотрудник, который отработал больше месяца имеет права на скидку во всех магазинах Пятерочка в размере 3%).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей».
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции»
3. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
4. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2023. – 286 с.
5. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
6. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
7. Денисова, Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли : учебное пособие / Н.И. Денисова. – М.: Издательство «Магистр», 2022. – 480 с.
8. Жулидов, С. И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
9. Казакевич, Т.А. Организация и планирование деятельности предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Т.А. Казакевич. – СПб.: Интермедия, 2013. – 186с.
10. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие для вузов / Г.Д. Костина. - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 175с.
11. Меньшиков, Е. И. Оценка влияния инновационных инструментов на конкурентоспособность в сетевом ритейле / Е. И. Меньшиков, А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 211-220.
12. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. Пособие / Т.Н. Парамонова. – М.: КноРус, 2022. – 396 c.
13. Рзун, И. Г. Клиентоориентированность как новый фактор формирования прибыли ритейлеров / И. Г. Рзун, О. С. Хлусова, Я. А. Гриневич // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – С. 230-234.
14. Саркисян, Л. Г. Зеленый маркетинг как фактор конкурентоспособности в розничной торговле / Л. Г. Саркисян, М. К. Скороварова // Endless Light in Science. – 2022. – № 3-3. – С. 24-28. – DOI 10.24412/2709-1201-2022-2022-24-28.
15. Тарасова, Е. Е. Продуктовый ритейл в России: особенности функционирования и направления развития / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, О. А. Глазунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 4(101). – С. 177-188.
16. Токарь, Е. В. Трансформация потребительского поведения населения России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды / Е. В. Токарь, А. А. Фирсова, М. Н. Вербицких // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 45-54.
17. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли / И. В. Ткаченко, О. С. Анисимова, В. А. Коломыца, Н. А. Бородина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 53-60.
18. Чернухина, Г. Н. Основы товародвижения в торговле: для студентов, обучающихся по образовательным программам по специальности «Коммерция (по отраслям)»: учебник / Г. Н. Чернухина, Н. Ю. Курганова. – М.: Университет Синергия, 2023. – 170 с.
19. Щукин, Д. С. Методы оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли / Д. С. Щукин, В. А. Жеваго, С. Л. Блау // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 47-58.