Фрагмент для ознакомления
2
Раздел пятый
Перечень материалов, собранных во время практики
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотированный каталог 2024-2022гг. (15 шт. периодических изданий);
2. Анализ уроков учителя по предмету с точки зрения формирования и развития УУД у обучающихся (по готовым схемам) (3 шт.);
3. Разработка фрагментов уроков по предмету – этап целеполагания и этап рефлексии (программа/ класс / тема – по согласованию с учителем) (оформить этапы в виде таблицы, как показано в шаблоне) (2 шт.);
4. Проектирование конспекта и технологической карты зачетного урока и его проведение. Самоанализ проведенного урока (1 шт.);
5. Фотоальбом (фотографии с вашим личным присутствием в кадре, в т.ч. вместе с детьми во время уроков /дети со спины/, а также при изготовлении самодельного наглядного пособия) (6 фото – оформить на одном листе А4).
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
1.АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ (2024-2022 гг.)
1) . Абаева М.С., Кокаева И.Ю. Практические методы обучения при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе // Современные технологии в образовании. - 2018. - № 18. - С. 7-10. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922977 (дата обращения: 25.08.2024).
Аннотация:В статье рассматриваются условия, при которых можно эффективно использовать практические методы обучения при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе. Подтверждается, что такие методы способствуют лучшему усвоению учебного материала, а также помогают развивать исследовательскую компетенцию, самостоятельность и ответственность у младших школьников.
Ключевые слова:: младший школьник, практические методы обучения
2)Ализаде Ш.Т Формирование общенаучных познавательных универсальных учеьных действий младших школьников на уроках окружающего мира // "Экономика и социум" №5(108)-1 2023 – URL: https:// file:///C:/Users/Евгений/Downloads/formirovanie-obscheuchebnyh-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira%20(1).pdf (дата обращения: 25.08.2024)
Аннотация: статья посвящена развитию общеучебных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира. В ней рассматриваются основные виды этих действий и особенности их формирования в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется использованию метода проектов как способа стимулирования роста этих универсальных учебных действий.
Ключевые слова: общеучебные познавательные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, уроки окружающего мира, метод проектов, развитие общеучебных познавательных универсальных учебных действий.
3) . Беспятчук О.А. Универсальные учебные действия на уроках окружающего мира в начальной школе // Вестник науки. – 2024. – №8 (77). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.08.2024).
Аннотация: в статье рассматривается важность формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроках окружающего мира в начальной школе. УУД являются ключевым элементом ФГОС и формируют у учеников способность к самостоятельному приобретению знаний, критическому мышлению и саморазвитию. В статье анализируется процесс формирования УУД на примере уроков окружающего мира, представлены методы и приемы, способствующие активному вовлечению учащихся в процесс обучения.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, ФГОС, начальная школа, окружающий мир, личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.
4) Буряк М.В. Мир вокруг нас. Опыты эксперименты, практические задания 2 класс. Методическое пособие. Планета, 2024
Аннотация: это методическое руководство создано для улучшения организации внеклассной деятельности учеников второго класса. В нем представлена программа интегрированного курса "Мир вокруг нас: опыты, эксперименты, практические задания" (окружающий мир плюс работа с информацией). Курс направлен на развитие познавательных и творческих способностей детей через интеллектуальное развитие. Программа соответствует стандартам ФГОС НОО и включает в себя пояснения, цели, задачи курса и ожидаемые результаты обучения. В руководстве также имеются детальные планы занятий. К книге прилагается CD-диск с интерактивными презентациями PowerPoint, которые можно использовать с помощью мультимедийного проектора или интерактивной доски.
Ключевые слова: окружающий мир, личностные действия, познавательные действия
5) Васильева Н.Ю. Птицы России. Начальная школа. ФГОС, 104. С. 2023.
Аннотация: книга знакомит читателей с разнообразными растениями, которые можно встретить в России. В ней рассказывается о необычных деревьях и кустарниках, а также о тех, которые растут рядом с нами. В словаре представлены некоторые из наиболее распространенных растений страны, их структура и значение для человеческой жизни. Книга может быть полезна для повторения и закрепления материала после школьных уроков, а также для учителей при подготовке к занятиям.
Ключевые слова: растения, природа, Россия.
6) Константинова В.В., Арзамасцева Н.Г. Информационно-коммуникационные технологии в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] // Современная наука в теории и практике. коллективная монография. Москва, 2022. - С. 5-29. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46387054 (дата обращения: 25.08.2024).
Аннотация: в первой главе рассматривается, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут быть использованы для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Важное внимание уделяется определению универсальных учебных действий и особенностям их формирования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Описываются специфические аспекты применения ИКТ на этапах начального обучения. Также приводятся конкретные примеры использования этих технологий как на уроках, так и в внеурочной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, младший школьник, федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, урок внеурочная деятельность
7) Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс : пособие для учителя / Т.Н. Максимова. – 7-е изд., 338 с. – Москва : ВАКО, 2022 ISBN 978-5-408-05344-5
Аннотация: в пособии представлены поурочные разработки курса «Окружающий мир» для 2 класса в рамках учебно-методического комплекса А.А. Плешакова («Школа России»), соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Книга предлагает учителям всё необходимое для подготовки и проведения уроков, включая тематическое планирование, детализированные конспекты занятий, а также разнообразные игровые элементы, загадки, кроссворды и тесты. Также содержатся тексты для физкультминуток и рекомендации по организации проектной работы.
Ключевые слова: младший школьник, урок, федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, урок внеурочная деятельность
8) Панеш Б.Х., Багова Л.Л.// Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира. 2022 – URL: https: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira (дата обращения: 25.08.2024).
Аннотация: авторы статьи поднимают проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе. Один из методов, который используется для мотивации и стимулирования учащихся к обсуждению возникающих трудностей, заключается в необходимости формулировать вопросы, договариваться между собой, оценивать промежуточные и итоговые результаты своей работы. Метод предполагает разные виды самостоятельной деятельности детей. В статье приведены примеры использования различных типов проектов в практике учителей начальных классов для развития коммуникативных навыков учащихся.
Ключевые слова: речь, общение, коммуникативные универсальные учебные действия, учащиеся младших классов, уроки окружающего мира
9) Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир. Плешаков А.А. (1-4)
Аннотация: в пособии излагаются научно-методические основы курса «Окружающий мир», разработанного А. А. Плешаковым. Рассматривается его применение на этапе обучения в 1-4 классах, определяются ожидаемые результаты обучения. Также представлено примерное тематическое планирование курса и описаны методические материалы для разработки уроков.
Ключевые слова: школьник, планирование, результат, ФГОС
10) Плешаков А.А.: От земли до неба. Атлас-определитель. ФГОС
Подробнее: Просвещение, 2023 г.
Аннотация: книга является уникальным атласом-определителем, созданным специально для начальной школы. Она поможет детям научиться распознавать природные объекты, а также узнавать названия интересных растений, животных, грибов, камней и созвездий. Атлас можно использовать как на уроках, так и в внеурочное время, а также для совместных занятий между детьми и взрослыми в семейной обстановке.
Ключевые слова: школьник, природа, урок.
8
11) Плешаков А.А.: Книга для чтения Просвещение 1-4 класс, ФГОС, Школа России, Перспектива, Плешаков А. А. Зеленые страницы, для учащихся начальных классов, Зеленый дом.
Аннотация: книга предназначена для младших школьников и посвящена природе их родной страны и края. В ней содержатся рассказы, которые помогают детям узнать об удивительном разнообразии природы — от травы у двери до птиц и животных. Особое внимание уделяется объяснению экологических связей в окружающем мире. Книга подходит для использования на уроках, во внеурочное время и для самостоятельного чтения.
Ключевые слова: школьник, природа, урок., животные, птицы.
12) Реки, моря, озера, горы России: Начальная школа / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО. (Школьный словарик).2023
Аннотация: книга предоставляет информацию о различных природных объектах России, включая реки, моря, озера и горы. Она организована таким образом, что статьи в каждом разделе располагаются в алфавитном порядке. Также есть словарь терминов перед каждым разделом, который помогает лучше понять материал. В книге рассматриваются такие аспекты, как местоположение объектов, их климат, ландшафт, растительный и животный мир, а также использование человеком их ресурсов. Это издание может быть полезным дополнительным материалом для учеников начальной школы и учителей при подготовке к занятиям.
Ключевые слова: школьник, природа, урок, Россия.
13) Ситникова Т.Н. // Животные России. Начальная школа. ФГОС, 104. С. 2023.
Аннотация: Эта книга посвящена миру животных, которые живут в России. Она рассказывает об их жизни, рационе питания, семейных отношениях, миграциях, общественной жизни и характерах. Книга будет интересна детям, так как она представлена в увлекательной форме. Учителя могут использовать её для подготовки к урокам или проведения факультативных занятий.
Ключевые слова: животные: природа, урок, Россия.
14) Ситникова Т.Н. // Птицы России. Начальная школа. ФГОС, 104. С. 2023.
Аннотация: книга представляет собой увлекательное путешествие в мир птиц, обитающих в России. Она рассказывает о их питании, семейной жизни, длительных перелетах, социальных взаимодействиях, характерах и многом другом. Издание предназначено для младших школьников и их родителей, а также может быть использовано учителями в образовательном процессе. Оно было одобрено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Ключевые слова: птицы, природа, урок, Россия.
15) Яценко И.Ф. // Птицы России. Начальная школа. ФГОС, 96. С. 2023.
Аннотация: описывает праздники, отмечаемые в России. Количество государственных праздников в стране отличается от количества официальных выходных дней и существенно отличается от числа неофициальных праздников. В этом издании читатели смогут узнать историю, традиции и приметы наиболее популярных праздников России. Словарь рекомендуется в качестве дополнительного учебного пособия для учеников младших классов и может быть полезен учителям при подготовке к урокам.
Ключевые слова: праздники, школа, урок, Россия.
3. АНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УУД
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Природа родного края»
Цель урока: Сформировать знания о природных особенностях родного края, развивать любовь к окружающему миру и уважение к природе.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с природными объектами и явлениями своей местности.
- Развивать навыки сравнения и анализа окружающих предметов.
- Воспитывать этическое отношение к природе и экологическую культуру.
В ходе урока учитель начальных классов решал дидактические, организационные и воспитательные задачи, создавая благоприятный социально-психологический климат. Урок соответствовал требованиям образовательной программы и календарно-тематическому планированию. Он был тщательно структурирован, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Содержание урока было логичным и доступным: учитель использовал наглядные материалы (карты, фотографии), которые помогали детям лучше понять и запомнить информацию о родном крае. Педагог применял гуманистические принципы, направленные на формирование личностных и нравственных качеств учащихся, таких как ответственность за природу. Учитель заранее подготовил класс: разместил на стенах карты региона, фотографии природных объектов, активизирующие внимание учеников.
В ходе урока ученики активно участвовали в обсуждении, высказывали свои мнения, задавали вопросы, что способствовало развитию критического мышления и сотрудничества в классе. Педагог рационально использовал время на уроке, умело корректируя ходы занятия при возникновении дискуссий.
Речь учителя была логичной, последовательной и доступной для понимания младших школьников. Все термины были объяснены простым языком, с использованием примеров из реальной жизни. Однако в некоторых моментах не наблюдалось акцентов на межпредметные связи, что снижало возможность расширения кругозора учащихся. Учитель активно взаимодействовал с классом, поощрял каждого ученика, находившегося на разных уровнях подготовки.
Для поддержания активности проводились физкультминутки, что позволяло учащимся снимать напряжение и перезагрузить внимание.
Урок был интересен благодаря оригинальному подходу учителя, хотя некоторые материал были взяты из учебника. Учитель справлялся с трудностями, используя спокойные и уверенные методы управления классом, что помогало сохранять внимание учащихся. Поддержка активности обучающихся осуществлялась через похвалу и стимуляцию, что вызывало у детей возбужденный интерес и стремление к знаниям.
В результате урока ученики размышляли, искали решения поставленных задач, и интересовались окружающим миром. Формирование у младших школьников нравственных качеств и культуры личности также было важной частью урока.
В заключение, эффективность организации урока оценивалась через цели, успешность самостоятельной деятельности учеников и общую удовлетворенность от проведенного занятия как учителем, так и учениками.