Фрагмент для ознакомления
2
1. Изучите материалы лекции-презентации по методике редакторского чтения текста (виды чтения, задачи литературного редактирования, стратегии литературного редактирования и др.). Подготовьтесь к выполнению заданий практики.
Виды чтения:
- ознакомительное (восприятие текста в целом, определение главной темы и идеи);
- углубленное (редактор вчитывается в текст, формулирует редакторское решение и осуществляет непосредственно правку исходного текста);
- аналитическое (характеризуется самой низкой скоростью прочтения и максимальной восприимчивостью всех элементов текста в их взаимосвязи);
- шлифовочное («скольжению» по тексту. Это контрольное чтение, подчиненное определенной задаче, например, проверке единообразия написания имен, фамилий, географических наименований или проверке дат и цифровых данных).
Задачи литературного редактирования:
1) Проверка фактического материала
2) Проверка авторской логики изложения
3) Оценка композиции текста
4) Проверка четкости и ясности формулировок
5) Заголовок может выполнять несколько функций: информативную (заголовок должен обладать смыслом, сообщать информацию об идее или теме текста); контактную («подводить» читателя к теме текста, активируя связь автор -- читатель); конструктивную (предварять чтение материала указанием на структуру, облегчая тем самым восприятие).
Стратегии литературного редактирования:
В редакторской практике к настоящему моменту оформилось 2 стратегии редактирования:
1) основывается на опыте редакторов литературно-художественных произведений и заключается в том, что редакторское решение и правка осуществляются в процессе углубленного чтения;
2) основывается на редактировании научных и технических текстов, так называемое динамическое редактирование, предполагающее, что редакторское решение формулируется после ознакомительного чтения, а сама правка производится в ходе углубленного чтения. При овладении техникой редактирования текста второго вида необходимо использовать шлифовочное чтение перед сдачей в набор.
2. Проведите микроредактирование: определите и в скобках укажите вид языковой/речевой ошибки; выполните нормативно-стилистическую правку предложений.
1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития.
(неверное употребление слова «урегулирование»; по смыслу получается, что кровопролитие нужно не остановить, а урегулировать и оставить на каком-то определенном уровне)
Правка: Необходимо ускорить завершение кровопролития.
2. Случилась1 проблема: закрывают гостиницу «Москву»2.
(1: лексическая (смешение слов близких по значению); 2: наименование названия гостиницы не склоняется при употреблении в сочетании с типом заведения, в данном случае с «гостиницей»)
Правка: Возникла проблема: закрывается гостиница «Москва».
3. Любая организация, ведущая доброкачественный бизнес, должна быть официально зарегистрирована.
(лексическая несочетаемость: неверное употребление слова «доброкачественный» в сочетании со словом «бизнес»)
Правка: Любая организация, ведущая добросовестный бизнес, должна быть официально зарегистрирована.
4. Вчера вследствие1 внезапного отключения воды в доме № 15 произошел переполох2. Жильцы просят3 ОЖЭК оповестить о включении воды дополнительно4.
(1: ошибка стилистическая: неуместное употребление канцелярита; 2: неразличение синонимических слов; 3: речевая/неверное употребление синонимов (просят/обратились); 4: пропуск слов)
Правка: Вчера из-за внезапного отключения воды в доме № 15 случился переполох. Жильцы обратились в ЖЭК с просьбой заранее оповестить их о сроках включения воды.
5. На трехдневный семинар для обмена опытом съехались директоры1 всех2 российских школ-интернатов.
(1: орфографическая, вариант с окончанием -ы считается устаревшим; 2: пропуск слова(предлога))
Правка: На трехдневный семинар для обмена опытом съехались директора со всех российских школ-интернатов.
6. Во многих наших больницах даже нет полотенцев.
(морфологическая: не верное окончание)
Правка: Во многих наших больницах нет даже полотенец.
7. Это был небольшой поселок с четырехстами жителями.
(грамматическая: неверное склонение имени числительного)
Правка: Это был небольшой поселок с четырьмястами жителями.
8. Многие авторы в своих произведениях1 создают героев, способных самоотверженно, преследуя великие цели, самопожертвовать2 собой.
(1 ошибка: плеоназм; 2 ошибка: неуместный повтор словообразовательной единицы -само)
Правка: Многие авторы в произведениях создают героев, способных самоотверженно, преследуя великие цели, жертвовать собой.
9. Подача электроэнергии возобновилась вновь.
(ошибка лексическая: плеоназм)
Правка: Подача электроэнергии возобновилась.
10. Автор показывает, какой отпечаток учитель может наложить1 на судьбу2.
(1: неверное употребление/подмена фразеологического сочетания; 2: пропуск слова: учитель наложит отпечаток на судьбу кого?)
Правка: Автор показывает, какой след может оставить учитель в судьбе ученика.
11. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью.
(неверное употребление при сочетании слов: уделить можно внимание, а значение можно придать)
Правка: Необходимо уделить самое серьезное внимание борьбе с преступностью.
Или: Необходимо придать самое серьезное значение борьбе с преступностью.
12. Значительный эффект1 на аудиторию оказывает использование народным судьей2 примеров, взятых из жизни.
(1: неверное употребление синонимов; 2: неверное употребление профессионализма: судья не народный, а мировой)
Правка: Мощный/огромный эффект на аудиторию оказывает использование мировым судьей примеров, взятых из жизни.
13. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий.
(неверное употребление синонимов)
Правка: В нашем административном округе придается большое значение благоустройству дворовых территорий. Или: В нашем административном округе уделяется большое внимание благоустройству дворовых территорий.
14. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.
(неверное употребление слова: из контекста следует, что требование необходимо не повысить, а выполнить. Для согласования также необходимо фразу «требование устранения» дополнить предлогом –об (требование о чем?))
Правка: Для выполнения требования об устранении отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.
15. Для решения острой проблемы покрытия переменной части суточных графиков нагрузок энергосистем должны быть созданы специальные пиковые электростанции.
(пропуск слова «нагрузки»: у каждого оборудования, в том числе и сооружения в виде электростанции, есть пиковые нагрузки)
Правка: Для решения острой проблемы покрытия переменной части суточных графиков нагрузок энергосистем должны быть созданы специальные пиковые нагрузки электростанции.
16. В нашей школе имеют место занятия легкой атлетикой.
(ошибка стилистическая: неуместное употребление канцелярита)
Правка: В нашей школе есть занятия по легкой атлетике.
17. Наша задача – это проведение совещания с составом группы, распределение обязанностей, доведение заданий до исполнителя.