Фрагмент для ознакомления
2
Развитие коммуникационных технологий в Интернете, представленных социальными сетями, открыло новые возможности для виртуального общения. Сегодня социальные сети набирают популярность среди пользователей, и изучение онлайн-коммуникации в социальных сетях, таких как «Вконтакте», одном из самых популярных ресурсов в Интернете в России, приобретает особую актуальность. Сегодня стремительно растет интерес к эмпирическим исследованиям гендерных различий в виртуальном общении. В то время как существует множество исследований, посвященных различным аспектам интернет-дискурса, до сих пор не хватает исследований, посвященных гендерным различиям в социальных сетях.
В процессе общения различают стратегии взаимодействия мужчин и женщин. Традиционно, если женские стратегии предполагают разговор, основанный на взаимопонимании, то мужские стратегии – это информация и рациональность. Разница в стратегиях основана на обратной связи (женщины ее предполагают, а мужчины могут ее не ожидать или не воспринимать
Сегодня, в интернет-пространстве, существует острая необходимость в конкретном выражении себя другим людям. Это значит уметь представить окружающему обществу особенности своей личности. Для этого необходимо уметь хорошо преподнести себя, то есть самопрезентовать. В конечном итоге от этого зависит, сможет ли человек создать семью, найти работу или общий язык с другими людьми. Все люди, в большей или меньшей степени, везде и во всем влияют друг на друга и презентуют себя тем или иным образом. И для этого в наши дни используются не только прямые контакты в реальной жизни, но и взаимодействие в интернете. Конечно, самопрезентация в реальном общении и самопрезентация в интернете могут отличаться. В отличие от общения в реальной жизни, интернет-общение может быть более спокойным, решительным или агрессивным. Поскольку нет прямого реального контакта, человек может создать себе любой образ, зная, что никто не сможет его проверить.
Так, цель исследования – рассмотреть гендерные и возрастные особенности в Интернет-коммуникации и выявить особенности самопрезентация в виртуальной реальности.
Задачи исследования:
- Рассмотреть гендерные особенности коммуникаций в виртуальной среде,
-Рассмотреть понятие «самопрезентация» в контексте Интернет-пространства;
-Провести пилотажное исследование, описав методы и организацию исследования, а также описать результаты исследования.
Объект исследования - самопрезентация в виртуальной реальности с учетом гендерных и возрастных особенностей в Интернет-коммуникации.
Предмет исследования – особенности самопрезентация в виртуальной реальности через призму гендерных и возрастных особенностей в Интернет-коммуникации.
Теоретической базой послужили исследования следующих ученых: Гофмана И., Клециной И.С., Куницыной В.Н., Окушовой Г.А., Пикулевой О.А. и др.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования, анкетирование.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезными для разработки методических пособий в рамках преподавания дисциплины «Психология» для студентов вузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Сегодня виртуальное пространство развивается очень активно. Если раньше общение в виртуальных мирах казалось мужской привилегией, то сегодня распределение мужчин и женщин выравнивается. Общение в виртуальной среде становится заурядным делом. Долгое время общение в цифровом мире было не только профессиональным, но и личным. И это обстоятельство сумело изменить особенности мышления и сознания людей, создать новые условия и определить альтернативные механизмы и возможные варианты развития взаимодействия.
На наш взгляд, коммуникация – это более широкое понятие, чем общение. Коммуникация – это взаимодействие, ориентированное на взаимное удовлетворение потребностей и интересов путем получения когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменений (т.е. символические и семантические аспекты взаимодействия) [5, с. 388].
В процессе коммуникации имеют значимость поток информации (цель, ради которой происходит взаимодействие), эмоции (испытываемые всеми участниками взаимодействия), социальные ожидания и роли (добровольно или принудительно выбранные роли), которые играют участники взаимодействия, а также обратная связь (в виртуальном пространстве, в чатах и Временные задержки при общении на форумах) также важны. Виртуальное общение также строится по принципу сокращенных версий (использование смайликов для выражения эмоций и отношения, пропуск слов, появление новых языков - что приводит к развитию новых форматов взаимодействия).
Мы живем в эпоху катастрофического недостатка временного ресурса, поэтому дружеские долгие беседы не имеют ни смысла, ни реального потенциала. Общение в виртуальной среде ограничено количеством символов в сообщении, формой выражения состояния и глубиной погружения в поле. Это связано с неконтролируемым увеличением потока информации, которая также быстро устаревает, и появлением новых технологий, увеличивающих скорость передачи информации. Это делает процесс коммуникации поверхностным.
Гендерные стратегии взаимодействия занимают важное место в коммуникативных процессах. Традиционно, если женские стратегии предполагают разговор, основанный на взаимопонимании, то мужские - информационно-рациональные. Различия в стратегиях основаны на обратной связи (женщины ее предполагают, мужчины не ожидают и не воспринимают). В рамках метода Осгуда отмечается понимание того, что мужчины делят мир с точки зрения справедливости или несправедливости, а женщины - с позиции удовлетворения желаний всех сторон. Это влияет на построение тендерных характеристик коммуникации [5, с. 388].
Само общение в виртуальной среде может осуществляться как с компьютера, так и с телефона. Это расширяет время, возможности и формы общения. Общение в цифровом мире может быть анонимным, личным, с реальными персональными страницами или фиктивным. Таким образом, уровень реальности и подлинности обмениваемых сообщений может быть поставлен под сомнение. Возможность варьировать степень анонимности является привлекательным условием для общения в виртуальной среде. Пол, возраст, социальный статус, биография, знания, навыки, умения и компетенции часто изменяются. Они могут описывать то, что ожидают от них собеседники или члены сообщества, а не свои реальные предпочтения или качества. Они также могут скрывать личные особенности или болезни или изменять свою внешность (иногда уточняя внешность других людей). Когда допустимые границы общения превышены, оно может быть прекращено в одностороннем порядке. Таковы преимущества социального взаимодействия в виртуальном пространстве [15, с. 90].
В виртуальных мирах можно общаться с людьми, находящимися в разных географических и временных зонах. Такое устранение пространственных и временных границ позволяет не быть привязанным к конкретной реальности времени места, где происходит взаимодействие.
Еще одной особенностью общения в виртуальном мире является психологическая безопасность, которая позволяет людям общаться на любые темы и выражать себя. Это следствие анонимности. В цифровом пространстве люди более свободны и могут перейти грань оскорбления и преследования.
В то же время виртуальное взаимодействие основано на спонтанном общении. Как и в реальной жизни, в виртуальном мире люди принимают на себя роли и следуют им. Различие лишь в том, что человек может в одностороннем порядке выйти из процесса общения, если что-то ему не нравится. Характерной чертой виртуальной коммуникации является ее физическая нерепрезентативность. Однако это не означает, что для взаимодействия в реальном мире не существует реальных последствий (положительных или отрицательных). Агрессивное поведение может находить пользователей, даже скрываясь за анонимными ярлыками, а виртуальная травля выходит на новый негативный уровень, называемый кибербуллинго.
То, что сегодня в обществе мы говорим о новой волне интереса к интернет-коммуникациям - обусловлено виртуализацией новых смысложизненных ориентаций (Р.Г. Ардашев), а также нового формата социальных отношений (Н.В. Маслодудова) и вырабатыванием виртуальной идентичности, со своими особенностями проявления гендерных ролей (О.А. Полюшкевич, Ю.В. Головкова Е.С. Лалетина, О.И. Титова).
Термин «самопрезентация» в переводе с латинского языка означает «самоподача». В английском толковом словаре упомянутое понятие означает «управление впечатлением у людей о себе посредством различных стратегий поведения», который заключается в предъявлении своего образа другим людям. Самопрезентация исследовалась ещё во времена античности. Например, в Древней Греции под «самопрезентацией» понималось умение человека проявить себя в образе [1, с. 14].
Позже термин «самопрезентация» получил популярность зарубежной психологии и существенно позже в 90-х г. XX в. — в отечественной психологии. Д. Майерс, интерпретируя феномен «самопрезентации», объясняет ее как «акт самовыражения и поведения, ориентированный на то, чтобы создать благоприятное впечатление о себе или впечатление, отвечающее чьим-либо идеалам». М. Снайдер, разделяя позицию Д. Майерса, объясняя самопрезентацию как управление впечатлением, пишет, что одни люди реализовывают управление впечатлением, акцентируя внимание на свое «внутреннее Я», а другие на то, какое впечатление они оставляют.
Самопрезентация - это не что иное, как активное поведение человека, направленное на привлечение внимания к себе путем представления себя и акцентирования внимания на своих личных качествах [10, с. 122].
Первые исследования самопрезентации были проведены в конце 1950-х - начале 1960-х годов в Европе и США. Одним из первых исследователей самопрезентации и особенностей самопрезентационного поведения человека был Эрвин Гофман (Э. Гофман). Его теория социального взаимодействия была основана на драматургической модели, которая использовала театр как метафору социальной жизни [10, с. 122].
По мнению Э. Гофмана, жизнь похожа на театр, где каждый человек - «актер», играющий определенные роли. Как и театр, реальная жизнь состоит из сцены и кулис. Сцена – это когда вы «на сцене», то есть активно представляете себя другим и пытаетесь произвести определенное впечатление. И наоборот, закулисье – это когда вы не действуете активно и не пытаетесь произвести определенное впечатление. Когда другие вторгаются из-за кулис, мы испытываем некоторый дискомфорт Э. Гофман ввел в научный лексикон термин «самопрезентация человека» в 1959 году. С английского он переводится как «самопрезентация», то есть «я сам» или «презентация, представление». По мнению социолога Аркина Р.М., единственной систематизированной теоретической концепцией рассматриваемого понятия является концепция социальной драматургии И. Гофмана, которая используется и по сей день [6, с. 98].
Эрвин Гофман описывает понятие самопрезентации как «деятельность данного участника в данной ситуации по оказанию определенного влияния на других участников» и утверждает, что управление впечатлением играет важную роль в социальном взаимодействии. Активность человека в способности к самопрезентации зависит от осознания им результативности своих действий, статуса и положения субъекта в группе, его традиций в исполнении определенных ролей.
Самопрезентация личности» считается важной характеристикой любого социального взаимодействия и в конечном итоге определяет благополучие воплощения личности; по мнению И. Гофмана, самопрезентация - это непрерывная задача, выполняемая в межличностном взаимодействии, выражение информации о себе в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации Он является таковым. Она рассматривается как полная индивидуальность социального поведения, непрерывное развитие репрезентации самоинформации, меняющее свой характер (сознательный/бессознательный) в соответствии с целями индивидуального субъекта самопрезентации и особенностями социальной ситуации [6, с. 98].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анкудинова О. Н. Самопрезентация в интернет-коммуникации, её особенности и влияние на культуру российского общества //«Медиаобразование и медиакомпетентность»: Всероссийская научная школа для молодежи. – 2009. – С. 14.
2. Антонова Н. В., Одинцова М. С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации //Педагогика и психология образования. – 2010. – №. 2. – С. 5-16.
3. Багаева Э. П. Виртуальная самопрезентация в контексте идентичности //Инновационный дискурс развития современной науки. – 2021. – С. 199-212.
4. Воронина О. Выбор самопрезентации гендерной идентичности в виртуальных коммуникациях //Редколлегия сборника: МС Киселева, д. ф. н., проф.(ИФ РАН)—отв. ред.; ИЛ Андреев, д. ф. н., проф.(ИФ РАН); ВС Диев, д. ф. н., проф.(НГУ); ВА Луков, д. ф. н., проф.(МосГУ). – 2015. – Т. 27. – С. 179.
5. Горошко Е. И. Гендерные аспекты коммуникаций на примере образовательных практик Интернета //Образовательные технологии и общество. – 2008. – Т. 11. – №. 2. – С. 388-411.
6. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гоффман. - М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2000. - 304 с
7. Затулий А. И., Бурнаева Е. М. Гендерные идеалы: особенности самопрезентации пользователей Интернета //Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – №. 1. – С. 297-304.
8. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика / И. С. Клецина. - СПб. : Алетейя, 2004. - 309 с.
9. Климова А. В. Проявление гендерных различий в межличностной коммуникации социальных сетей //Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. – 2016. – №. 1. – С. 40-44.
10. Курышева О. В., Вознесенская А. В. Гендерные различия в стратегиях и тактиках самопредъявления //Природные системы и ресурсы. – 2015. – №. 2 (12). – С. 122-131.
11. Куницына, В. Н. Трудности межличностного общения : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Куницына Валентина Николаевна. - СПб., 1991. - 38 с.
12. Лукашкова И. Особенности виртуальной самопрезентации и идентичности в условиях сетевой коммуникации. – 2021.
13. Медведева Г. И. Психологические особенности межличностного общения в интернете //Перспективы психологической науки и практики. – 2017. – С. 300-309.
14. Окушова Г. А. и др. Особенности самопрезентации сетевого поколения в различных типах социальных медиа. – 2016.
15. Остапенко И. А., Курбатов В. И. Гендерная идентичность и самопрезентация в интернет-коммуникации (Социально-философский анализ : дис. – Ростов н/Д : [Краснодар. акад. МВД России], 2004.
16. Пикулева, О. А. Социальная психология самопрезентации личности : дис. . д-ра психол. наук : 19.00.05 / Пикулева Оксана Анатольевна. - СПб., 2014. - 426 с.
17. Шкуратова, И. П. Самопредъявление личности в общении / И. П. Шкуратова. - Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ 2009. - 192 с.
18. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию / В. А. Янчук. - Минск : АСАР, 2005. - 768 с.
19. Яхныч М. А., Ионова С. В. Обращение как проявление речевой культуры в интернет-коммуникации //Экология языка и коммуникативная практика. – 2013. – №. 1. – С. 246-256.