Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью проведения производственной практики (психолого-педагогической) является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, формирование комплекса компетенций в сфере адаптации младшего школьника 10-11 лет с ОВЗ психолога образования.
Производственная практика предполагает решение следующих задач:
1) ознакомление с основными технологиями, методами и методиками деятельности психолога-педагога в области адаптации младшего школьника 10-11 лет с ОВЗ;
2) проведение диагностики и групповых занятий со школьниками, ознакомление их с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника;
3) обучение детей и подростков основам выбора профессии, помощь школьникам в профессиональном самоопределении;
4) участие в разработке индивидуальных траекторий профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ОВЗ.
Производственная педагогическая практика была пройдена на базе МБОУ СОШ №____ в начальных классах в период с «___» _________ 202_ г. по «___» ____________ 202_ г.
Образовательное учреждение является одним из ведущих в регионе, реализующих программы начального общего образования. Школа располагает современной материально-технической базой, включающей кабинеты, оснащенные интерактивным оборудованием, компьютерные классы, спортивные залы, библиотеку и другие необходимые для обучения и воспитания ресурсы.
Педагогический коллектив школы отличается высоким профессионализмом, многие учителя имеют высшую квалификационную категорию, регулярно повышают свою квалификацию, активно участвуют в инновационной деятельности.
Класс, в котором проходила практика, представляет собой сплоченный коллектив, состоящий из 25 учеников в возрасте 10-11 лет. Большинство детей проявляют познавательную активность, мотивированы на учебную деятельность, демонстрируют высокий уровень учебных достижений. Вместе с тем, в классе есть несколько учащихся, испытывающих трудности в обучении, в том числе связанные с нарушениями развития. Педагогом-психологом школы ведется систематическая работа по сопровождению данных обучающихся, оказанию им необходимой помощи и поддержки. Классный руководитель активно взаимодействует с родителями, привлекая их к участию в образовательном процессе.
Таким образом, МБОУ СОШ №____ и конкретный класс, в котором проходила практика, представляют собой благоприятную среду для реализации деятельности психолога-педагога, позволяют решать поставленные задачи в рамках практики.
Одним из важнейших этапов производственной практики (психолого-педагогической) стало ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.
Ключевым документом, определяющим правовые основы функционирования системы образования в РФ, является ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], который закрепляет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе в части психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Согласно ФЗ № 273 одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [1, ст. 3], предполагающий, в частности, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, что является важным направлением деятельности педагога-психолога.
ФЗ № 273 закрепляет право обучающихся на «охрану здоровья, включающую в себя ... психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь» [1, ст. 41]. Реализация данного права осуществляется, в том числе, посредством деятельности педагога-психолога в образовательной организации.
Нормативно-правовую основу деятельности педагога-психолога также составляют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [2, 3].
ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование предусматривает формирование у выпускников ряда универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с психолого-педагогическим сопровождением обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность педагога-психолога регламентируется Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [4].
Стандарт определяет трудовые функции, необходимые знания и умения, а также требования к образованию и опыту работы специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Ознакомление с нормативно-правовой базой позволило сформировать целостное представление об основных направлениях деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», к ключевым трудовым функциям данного специалиста относятся [4]:
1) Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
2) Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды.
3) Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
4) Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
5) Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии обучающихся.
6) Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
7) Психологическая диагностика обучающихся.
8) Психологическая экспертиза (оценка) психологической готовности и адаптации обучающихся к новым образовательным условиям.
Таким образом, деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении носит комплексный характер и охватывает широкий спектр направлений, связанных с психолого-педагогическим сопровождением обучающихся, созданием благоприятных условий для их развития, обучения и социализации.
1.2. Подбор диагностических методик для определения адаптации школьников к обучению в средней школе
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является психологическая диагностика обучающихся.
В рамках практики особое внимание было уделено подбору диагностических методик для определения адаптации младших школьников к обучению в средней школе.
Процесс адаптации младших школьников к обучению в средней школе включает в себя несколько аспектов:
1) Социально-психологическая адаптация – освоение новых социальных ролей, установление взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, принятие норм и правил школьной жизни.
2) Учебная адаптация – освоение новых учебных программ, методов и форм обучения, формирование эффективных учебных навыков и стратегий.
3) Эмоционально-волевая адаптация – формирование способности к саморегуляции, преодолению стрессовых ситуаций, связанных с переходом в среднюю школу.
4) Физиологическая адаптация – приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности, режиму, нагрузкам.
Фрагмент для ознакомления
3
. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование».
3. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1461 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
4. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н.
5. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003. – 336 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК, 1996. – 256 с.
10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.