Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Практика проводилась на базе ГБОУ «Средняя школа №9».
В соответствии с индивидуальным заданием была поставлена цель: раскрыть особенности формирования картографической грамотности учащихся в школьном курсе».
В образовательном стандарте общего образования (ФГОС) важнейшим предметным результатом освоения географии выпускниками основной школы считает «овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения». Картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть содержания географического образования. Эти важные умения входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, являются и метапредметными, что говорит об их возрастающей роли на современном этапе развития образования.
В современном информационном обществе цифровые технологии играют все более важную роль: использование электронных образовательных ресурсов становится необходимостью для образовательного процесса. Современные технологии позволяют создавать инновационные картографические материалы, которые делают процесс обучения более интерактивным, доступным и эффективным. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обучающимся получить доступ к актуальной информации о географических объектах и явлениях. Это помогает обучающимся развить картографические навыки, которые помогают более глубоко учить материал, ориентироваться в пространстве, а также понимать географические процессы и взаимосвязь между ними.
В рамках достижения поставленной цели проведены анализ работы школы, анализ плана работы учителя и проведённых уроков, а также разработаны практические материалы для формирования картографической грамотности учащихся.
РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ БАЗЫ ПРАКТИКИ
1.1. История и современные проблемы образовательного учреждения
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 9.
Образовательное учреждение реализует программы общего и дополнительного образования: начальное общее образование (НОО); основное общее образование (ООО); среднее общее образование (СОО). Особенностью данной образовательной организации является её малокомплектность: в школе обучается 565 человек. Количество педагогов – 55, количество техслужащих – 21 человек.
К настоящему времени разработана Концепция школы. Целью концепции является создание школы, выпускник которой способен ответственно планировать и строить собственную жизнь. Итогом школьного образования выступает личный жизненный проект, созданный и защищенный практически каждым выпускником школы в результате анализа собственных возможностей и ресурсов, ценностей, целей и способов их достижения с учетом социально-экономического контекста. Так при разработке документа учитывалось мнение родителей, жителей микрорайона и будущих обучающихся. В рамках обсуждения затрагивались вопросы обустройства образовательной среды, качества образования, ожидания родителей о качестве педагогического коллектива.
В 2023 году с целью формирования цифровой среды школы было выделено 228200 рублей для приобретения необходимого оборудования, которое должно быть задействовано во внедрении цифровой образовательной среды. При этом было приобретено оборудование на сумму 176855,00 рублей, остальные деньги были направлены обратно в федеральный бюджет (табл.1).
Таблица 1
Приобретённое оборудование
№ п/п Ед . Изм. Кол-во Цена за 1 шт.
1 МФУ (принтер, сканер, копир) 1 10848,45
2 Ноутбук для управленческого персонала 2 45644,40
3 Ноутбук педагога 3 56567,25
4 Интерактивны комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением 2 250273,15
5 Ноутбук мобильного класса 15 27119,57
Также было выявлено, что данная образовательная организация располагает следующими компонентами, формирующими образовательную среду (таблица 2).
Таблица 2
Компоненты образовательной среды
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ
21единиц персональных компьютеров, из них: ноутбуки, планшетные компьютеры.
9 единиц мультимедийные проекторы
12 единиц интерактивные досок
14 единиц принтеров
7 единиц сканеры
6 многофункциональных устройств (МФУ, выполняющие операции печати, сканирования, копирования)
2 мобильных классов
Цифровая лаборатория по физике
Музыкально – компьютерный центр и видеомонтажная мастерская
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Сайт школы
Электронная почта
Электронный журнал «АИС Электронная школа» 1-11 классы
Школьная цифровая платформа 1-11 класс
Лицензионное программное обеспечение
Контент для инфозоны - текстовые объявления, изображения, видеоролики, презентации
СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС
Общение учащихся, учителей, родителей в группах в социальных сетях и мессенджерах
Профессиональные сообщества учителей (школьные и городские методические объединения
Помимо этого, учителя используют уже готовые образовательные ресурсы. При этом к настоящему времени отмечена тенденция к созданию педагогами школы собственных цифровых образовательных ресурсов.
Таким образом, к настоящему времени в школе имеется достаточное оборудование для реализации проектной технологии.
В соответствии с ФГОС были внесены изменения в проект школы, расположение кабинетов. Была создана творческая группа (будущие педагоги, ученики, родители), которая разработала логотип школы, навигацию.
Проект наполнения предметной образовательной среды продолжается по сей день. Образовательная программа, разработанная на основе Концепции школы №9, уточняется, дополняется в процессе становления уклада в школе.
В соответствии с ФГОС образовательная программа нацелена на формирование у каждого школьника способности к ответственному планированию и реализации собственных жизненных планов. Для этого необходимо научиться переводить учебные задачи в жизненные, принимать взвешенные решения, самостоятельно действовать, работать в команде и постоянно развиваться, управляя собственным будущим: сформировать компетентность жизнестроительсва. Административная команда школы считает, что сформировать указанные выше качества способен только педагог, обладающий субъектной позицией и качествами, перечисленными выше.
Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%, все члены педагогического коллектива имеют педагогическое образование.
Реализация ООП НОО осуществляется в 2 смены, ООП ООО и СОО – в одну смену, обучение проводится по пятидневной учебной неделе, учебные периоды – четверти.
1.2. Направления работы образовательного учреждения
Образовательная среда школы формируется с целью научить детей жить самостоятельно, принимать осознанные решения из авторской позиции, делать самостоятельный выбор. В такой среде есть место выбору авторских методик преподавания, усиливая их системным подходом, выстраивания маршрутов развития прежде всего педагогического состава и взрослых членов команды.
Задача преподавателей – добиваться высоких академических результатов, поддерживая в ребенке живой интерес и не лишая ученика детской природы. В среде педагогов есть более плотный контакт (классный руководить, куратор, учителя – предметники, психологи, нейропсихологи, логопеды). Выстраивается более открытая система взаимодействия между родителями и учителями. Детям, как активным субъектам образовательного процесса, предоставляется возможность выстраивать самостоятельно свой образовательный маршрут. Выбирая дополнительные курсы, которые они могут посещать в рамках своего учебного плана. Причем разнообразие дисциплин качественно отличается от тех, которые предлагаются в массовой школе. Например, мировая художественная культура, столярная, керамическая, кулинарная мастерские.
В школе применяются такие педагогические технологии, которые обеспечивают переход на личностно-ориентированную модель общения с ребенком. Одной из таких технологий является социоигровая технология воспитания и обучения. Задача педагога в рамках данной технологии состоит в том, чтобы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. В соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании РФ»: «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». Эти задачи помогает решать социо-игровая технология, которая базируется на принципе «лучшее правило политики – не слишком управлять». Активная позиция ребенка в жизни, проявляется тогда, когда взрослый, педагог, не является управляющим и контролирующим «органом». В таких условиях ребенку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Этот принцип заложен в современную педагогическую технологию «Социоигровая педагогика». Сущность социо-игрового стиля работы его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Применение социоигровых технологий позволяет проводить и организовывать уроки, на которых происходит живое взаимодействие не только между детьми в микро-группах (малыми социумами – отсюда и термин «социоигровая»), но и между группами.
Приемы и методы социо-игровых технологий применяются как в непосредственной учебной деятельности, на уроках, но и в организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В такой работе педагог выступает как равноценный партнер по игре, выступает не в роли оратора и транслятора знаний. Такая форма работы позволяет каждому ребёнку включиться и способствует получению знаний в более непринуждённой форме.
Выделяют основных правил, которые раскрывают направления работы рассматриваемой школы:
1. Работа малыми социумами («группы ровесников»). В группах ровесников детям легче развивать коммуникативные навыки (выслушивать, высказываться, поддерживать, отстаивать своё мнение). Возникает естественный путь к сотрудничеству, совместной деятельности, коммуникации, взаимопониманию.
2. «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер, который выбирается детьми самостоятельно и он должен постоянно меняться.
3. Обучение сочетается с двигательной активностью, что способствует снятию эмоционального напряжения. Нет привычного сидения за партами, общение может происходит в разных местах класса, ребёнок не прикован весь урок к стулу и парте.
4. Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5. Методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
6. Педагог выступает в роли партнера. Ребенок добывает знания вместе со своими ровесниками.
Применение социо-игровых технологий в обучении позволяет развивать коммуникативные навыки, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Образование в рассматриваемой школе базируется на гуманистическом принципе психологии и педагогике. Ребенок в образовательном процессе выступает как партнер и активный субъект изучения мира. Оно предоставляет все возможности для осуществления базовых образовательных процессов, которые способствуют становлению индивида, как субъекта жизни и культуры. Представителями данного, личностно-гуманного подхода мы можем считать В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили. Оба этих педагога утверждали, что необходимо строить диалог с ребёнком, быть с ним на равных, направлять и поддерживать, помогать строить отношения между детьми. При этом оба и В.А. Сухомлинский, и Ш.А. Амонашвили считали, что детский мозг необходимо нагружать новой информацией, знаниями, давать почву для размышлений – то есть создавать высокий интеллектуальный фон. В таком случае ребёнок вырастет мыслящим и думающим.
Но стоит обратить внимание, что такая организация обучения возможна лишь на основе выработанного у обучающихся доверительного отношения к учителю, сотрудничества с ним и развитой у детей веры в свои силы, а также при условии, что учитель «проживает обучение» вместе с детьми, веря в способности детей, ведет их к успеху через преодоление познавательных задач высокого уровня трудности.
1.3. Методическое обеспечение образовательного учреждения в соответствии с темой ВКР
Анализ методического обеспечения направлен на выявление возможностей формирования картографических умений учащихся. К данному обеспечению относятся: карты, глобусы, атласы, электронные учебные карты и контурные карты; мультимедийная учебная информация, тестовые задания,