Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Предварительное качественное описание собранного материала по актуальным основаниям: его общая содержательная характеристика, его анализ.
Вопросы выбора профессии являются одними из наиболее актуальных в жизни любого человека. Работа даёт возможность не только обеспечить себе достойный материальный уровень жизни, но и реализовать свои способности, цели, устремления. В рабочем процессе у людей есть возможность реализовать себя как профессионалов своего дела. Именно поэтому тема профессионального самоопределения является важным направлением деятельности современной школы. Данное направление может быть реализовано только с учётом личностно – ориентированного подхода и с учётом непрерывного психолого – педагогического сопровождения. Сущность работы по профессиональному самоопределению в школе разграничивается по ступеням обучения. И в старшей школе она приобретает особую актуальность, так как через короткий промежуток времени выпускники должны определяться с будущим направлением подготовки в рамках высшего образования, что в значительной мере повлияет на выбор предметов единого государственного экзамена. На основании этого общее образование нуждается в качественном психолого – педагогическом сопровождении профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Задание 2. Обработка материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями в соответствии с темой проекта и объектом исследования.
Объектом темы исследования является самоопределением с в старшем школьном возрасте как психолого – педагогический процесс, а предметом исследования – особенности и специфические черты психолого – педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Задание 1 Характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования .
Методологию исследования составляют теоретические и практические методы сбора информации. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, индукция, дедукция. Практические: наблюдение, описание, социологический опрос в форме анкетирования, эксперимент. В качестве литературных источников запланировано использование литературы психолого - педагогической направленности, которая разделена нами на несколько тематических блоков.
Теория и практика профессионального самоопределения старшеклассников:
1)Алонцева, А. И. Влияние профессионально-ориентированного социально-психологического тренинга на профессиональное самоопределение и формирование компонентов "я-концепции" личности старшеклассников / А. И. Алонцева, Д. Д. Першикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 6. – С. 198-203.
2)Етерскова, К. М. Повышение уровня профессионального самоопределения старшеклассников сельских школ с помощью профессиональных проб / К. М. Етерскова // Fundamental science innovation and technology : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 221-224.
3)Манакова, Ю. А. Роль профессиональной диагностики и консультаций на профессиональное самоопределение старшеклассников / Ю. А. Манакова, С. Л. Шалаева // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире : материалы пятнадцатой международной весенней научной конференции, Йошкар-Ола, 16–17 мая 2019 года / под общей редакцией В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С. 219-220.
4)Никитин, И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте профессиональной идентичности / И. В. Никитин, О. Л. Ворошилова // Молодежь и системная модернизация страны : Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах, Курск, 22–23 мая 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. Том 2. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 83-86.
5)Титова, М. О. Профессиональные пробы как средство профессионального самоопределения старшеклассников / М. О. Титова, Г. Ю. Титова // Современные проблемы теории и практики социальной педагогики : Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры социальной педагогики ТГПУ, Томск, 20 декабря 2023 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2024. – С. 52-58.
6)Хорева, С. А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников / С. А. Хорева, В. В. Онуфриева // Глобальный научный потенциал. – 2018. – № 7(88). – С. 37-40.
7)Щербакова, Ю. Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников как инструментарий успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности / Ю. Е. Щербакова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-ух ч., Москва, 25 января 2020 года. Том Ч. 2. – Москва: Некоммерческое партнёрство "Международная академия наук педагогического образования", 2020. – С. 383-387.
Источники, посвящённые психолого – педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и профориентации старшеклассников.
1)Бетехтин, А. В. Интернет-технологии как инструмент решения задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников / А. В. Бетехтин, Н. О. Провоторова // Наука и социум : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 20 октября 2018 года / Ответственный редактор Е.Л. Сорокина. – Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. – С. 40-44.
2)Бурмистрова, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы / Е. В. Бурмистрова, Т. В. Зарипова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2022. – № 4. – С. 114-133.
3)Варагушина, Н. А. Роль педагога-психолога в развитии профессиональной направленности старшеклассников / Н. А. Варагушина // Академия педагогических идей Новация. – 2018. – № 6. – С. 137-147.
4)Евдокарова, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы в сельских школах / Т. В. Евдокарова, А. С. Сакердонова // Школа как стратегический ресурс развития Арктики : Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Н.Д. Неустроева, Якутск, 11–15 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 101-104.
5)Ковалевская, Е. В. Комплексное сопровождение карьерного самоопределения на начальном этапе : сборник программ и методических материалов / Е. В. Ковалевская. – Санкт-Петербург : Общество с ограниченной ответственностью "Айсинг", 2015. – 77 с. – ISBN 978-5-91753-110-6.
6)Пономарева, Д. И. Психолого-педагогические особенности профориентационной деятельности преподавателей вузов по формированию навыков эффективной коммуникации у выпускников школ / Д. И. Пономарева // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – С. 114-118.
7)Шестакова, Т. В. Психолого-педагогические технологии сопровождения профориентации старшеклассников / Т. В. Шестакова // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и методическая поддержка субъектов образования в современных реалиях : Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения к.д. ушинского в рамках xxiv международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «молодежь и наука xxi века», Красноярск, 19–30 апреля 2023 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. – С. 44-46.
Задание 2. Составление аналитического обзора известных методов.
1.Поиск и хранение информации по теме исследования.
2.Анализ информации и подготовка аналитического обзора.
Основные цели аналитического обзора:
определение уровня достижения целей и задач научного исследования;
установление степени новизны возникших идей;
определение или уточнение возможных направлений практической реализации этих идей.