Фрагмент для ознакомления
2
Портфолио с анализом документации детей экспериментальной группы, дидактическим материалом к проведению экспресс-диагностики
Работа с документацией детей экспериментальной группы носила комплексный характер и включала в себя ознакомление с медицинскими картами, заключениями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), речевыми картами, а также индивидуальными образовательными маршрутами.
Анализ позволил мне получить всестороннее представление о состоянии здоровья, особенностях развития и специфике речевых нарушений у каждого ребенка.
Изучение медицинских карт дало возможность выявить наличие сопутствующих заболеваний, таких как задержка психического развития, нарушения слуха, зрения, а также неврологические патологии.
Это, в свою очередь, оказало существенное влияние на выбор методов и приемов коррекционно-развивающей работы, а также на необходимость тесного взаимодействия с узкими специалистами (неврологом, психологом, дефектологом).
Анализ заключений ПМПК позволил мне глубже понять структуру речевого дефекта у каждого ребенка, а также выявить сильные и слабые стороны их речевого развития.
Данная информация стала ключевой при разработке индивидуальных образовательных маршрутов и определении приоритетных направлений логопедической работы.
Изучение речевых карт дало возможность ознакомиться с результатами предыдущих обследований, динамикой речевого развития, а также с теми коррекционными мероприятиями, которые уже были реализованы, что позволило мне выстроить логопедическую работу, опираясь на уже имеющиеся достижения детей и избегая дублирования ранее проведенных упражнений
Ознакомление с индивидуальными образовательными маршрутами способствовало пониманию целей, задач и содержания коррекционно-развивающей работы, а также помогло мне скоординировать свою деятельность с действиями других специалистов, работающих с данными детьми.
Параллельно с изучением документации я приступила к разработке дидактического материала для проведения экспресс-диагностики. Данный материал включал в себя серию специально подобранных игр, упражнений и заданий, направленных на всестороннее обследование речевого развития детей.
При его создании я опиралась на современные научные исследования в области логопедии, а также на рекомендации ведущих специалистов в данной области.
Особое внимание было уделено подбору методик, позволяющих оценить состояние фонетико-фонематической, лексико-грамматической и связной речи детей.
В дидактический материал были включены задания, направленные на выявление уровня сформированности высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, а также на определение особенностей моторного развития.
Разработанный мною дидактический материал отличался разнообразием форм и методов, что позволяло сделать процесс экспресс-диагностики более увлекательным и эффективным для детей.
Использование игровых технологий, наглядных пособий, интерактивных упражнений способствовало поддержанию высокого уровня мотивации и вовлеченности воспитанников в процесс обследования.
Таким образом, проведенная работа по анализу документации детей экспериментальной группы и разработке дидактического материала для экспресс-диагностики стала важным этапом моей практической деятельности в МБДОУ детский сад №54 г. Ставрополя.
2. План экспресс-диагностики исследуемых в ВКР компонентов речевого и психофизического развития, определение актуального уровня развития каждого ребенка экспериментальной группы
Одним из ключевых этапов данного исследования стало проведение экспресс-диагностики, направленной на всестороннее изучение компонентов речевого и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Для реализации данной задачи мною был разработан комплекс диагностических методик, отвечающих следующим критериям: научная обоснованность, валидность, надежность и практическая применимость.
Особое внимание при подборе диагностического инструментария уделялось изучению состояния фонематических процессов, поскольку именно этот аспект речевого развития является ключевым в контексте заявленной темы исследования.
Для обследования фонематического слуха была использована методика Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Данная методика включает в себя серию заданий, направленных на выявление способности детей дифференцировать фонемы, близкие по акустико-артикуляционным признакам.
Оценка состояния фонематического восприятия осуществлялась с помощью методики Н.И. Гуткиной, которая предполагает выполнение ребенком заданий на опознание, различение и воспроизведение звуковых и слоговых рядов, а также на определение наличия или отсутствия заданного звука в словах.
Для обследования звукопроизношения была использована методика Г.А. Волковой, позволяющая выявить нарушения в произношении гласных и согласных звуков, а также определить характер этих нарушений (искажение, замена, пропуск).
Состояние слоговой структуры слова оценивалось с помощью методики Н.А. Чевелевой, включая в себя задания на воспроизведение ребенком слов различной слоговой структуры, а также на определение наличия или отсутствия нарушений в данной сфере.
Изучение лексико-грамматического строя речи осуществлялось посредством методики Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Данная методика предполагает выполнение заданий на понимание и употребление различных грамматических форм, а также на словообразование и словоизменение.
Для обследования связной речи была использована методика О.С. Ушаковой, направленная на выявление уровня сформированности монологической и диалогической речи детей.
В рамках экспресс-диагностики были применены методики, направленные на изучение высших психических функций и моторного развития.
Для оценки состояния внимания, памяти, мышления использовалась методика Л.С. Цветковой, а для обследования общей и мелкой моторики - методика М.М. Кольцовой.
Следует отметить, что при разработке диагностического инструментария особое внимание уделялось его адаптации к возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В содержание заданий были включены яркие наглядные пособия, игровые элементы и вербальные инструкции, максимально понятные и доступные для данной категории воспитанников.
При проведении диагностики использовались различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная, что позволило не только получить объективные данные об уровне речевого и психофизического развития каждого ребенка, но и создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую максимальной вовлеченности воспитанников в процесс обследования.