Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Провести анализ научной литературы по теме выпускной квалификационной работы.
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации – М.: Начальная школа, 2016.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ–ПРЕСС, 2019. – 374с.
3. Безрукова С.Б. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста. Начальная школа / Воспитательная работа. 2014, №3.20 с. URL: http://nsportal.ru (дата обращения 05.10.2024).
4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Знание, 2016. –169 с.
5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, – М: Знание, 2015. – 98 с.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2019. – 98 с.
7. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2020. – №10. – С. 19–25
8. Борозинец Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 56–61.
9. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
10. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 2019. – №8. – С. 66–74.
11. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание. – М.: МГУ, 2015. – 186 с.
12. Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся СПб, 2007. - 56 с.
13. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. – 2020. –№12. – С. 17–20.
14. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: МГУ, 2016. – 154 с.
15. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. - М.: 2006. 234 с.
16. Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. №3. 2021.
17. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. – 2020. – №12. – С. 17–20.
18. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М.: 1991.
19. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности // Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69
20. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2019. - №21. С. 575-577
21. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие/ О.Б.Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
22. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей. М.: Издательство МГУ, 2011. 167 с.
23. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: МГУ, 2015. – 84 с.
24. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика–Пресс, 2015. – 376 с.
25. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
26. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003.
27. Матюхина Л.Г. Мотивы учения младшего школьника и их формирование. М.: Просвещение, 2005. 232 с.
28. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И.А. Милославова // Социальная психология и философия. Л.: Наука, 2011. Вып.2. С.13.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста. Екб.: Академия, 2011. 696 с.
30. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск. 2008. Серия «Педагогика». с. 15–19.
Задание 2. Раскрыть актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Поступление ребенка в школу – один из самых сложных периодов в психологическом плане. Переход от традиционной игровой деятельности к учебной, повышение контрольно-организационных требований, необходимость соблюдения школьных требований - все это накладывает серьезный отпечаток на психологическое и физическое состояние бывших дошкольников. В первом классе многие дети знакомятся с новыми детьми, формируются новые роли – «учитель-ребенок». При поступлении в школу ребенку обеспечивается учебно-познавательная деятельность.
Большинство дошкольников готовы к школе. Однако эта подготовка основана на расширении знаний ребенка: обучении письму, чтению, счету. Социальной подготовке ребенка уделяется сравнительно мало времени. Однако самую решающую роль в учебной деятельности ребенка играет социально-психологическая подготовка первоклассника. Этот формирующий процесс в идеале охватывает первую половину учебного года. Когда ребенок поступает в школу, он начинает понимать все возложенные на него обязанности. Даже самые интеллектуально подготовленные дети могут столкнуться с социальными проблемами, вызванными новой детской средой, непониманием учителей и повышенными родительскими требованиями.
Степень разработанности проблемы исследования. Исследованием проблемы готовности детей к школьному обучению занимались многие отечественные ученые: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова и др. Они заложили основополагающий фундамент для развития дальнейших научных изысканий в этой области.
К основным показателям готовности к учебной деятельности относят мотивационную, физическую, социальную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность. Последний показатель, как отмечают исследователи А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Е.Е. Кравцова, В. С. Мухина и др., представлен такими качествами как способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением, умение сочувствовать и сопереживать, положительное отношение к учебной деятельности, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
Вопросы психолого–педагогической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.М. Безруких, Е.Е. Кравцова и многие другие.
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик и др.
Несмотря на изученность данной проблемы, некоторые теоретические аспекты изучены и разработаны ещё недостаточно, в частности, остается нерешённым ряд вопросов в части выбора эффективных средств развития адаптационных способностей обучающихся.
Актуальность темы исследования определяется и на нормативной уровне, так как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования содержатся требования к формированию у детей учебной деятельности.
Поэтому в процессе адаптации взрослым следует внимательно отнестись к проблеме психолого-педагогической подготовки ребенка. Учитель должен внимательно наблюдать за поведением ребенка, выявлять проблемы и находить пути их решения. Также педагоги должны всегда быть на связи с родителями, ведь дома, в знакомой обстановке ребенок может полностью раскрыться и рассказать родителям о своих проблемах. Если в первом классе ребенок сможет безболезненно адаптироваться к новым условиям, это гарантирует дальнейшие учебные достижения ученика и желание идти в школу.
.
Задание 3. Сформулировать научный аппарат выполняемый работы.
Цель исследования – выявить особенности педагогической и психологической готовности первоклассников к обучению в школе.
Объект исследования – готовность ребёнка к обучению в школе.
Предмет исследования – психологическая и педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе.
Задачи исследования:
1.Представить психолого-педагогический портрет ребенка-первоклассника;
2. Раскрыть понятия и сущностные характеристики о педагогической и психологической готовности ребенка к обучению;
3. Выделить методы и формы педагогической и психологической готовности ребенка к школе;
4. Подобрать и апробировать методики диагностики уровня педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе;
5. Разработать рекомендации по развитию педагогической и психологической готовности ребенка к обучению.
Задание 4. Составьте план- содержания выпускной квалификационной работы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Психофизиологические и педагогические особенности первоклассников
1.2 Сущность понятий о педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе
1.3 Методы и формы педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обсуждение результатов исследования
2.3 Рекомендации для учителей и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ