Фрагмент для ознакомления
2
3.Анализ индивидуального и группового посещения занятия педагога-дефектолога
Анализ группового занятия «Учимся думать»
Данное занятие проводилось по рабочей программе педагога-дефектолога на 2024-2025 учебный год. Записи в журнале занятий соответствуют содержанию календарно-тематического плана. Педагог-дефектолог имеет план урока и соответствующий наглядно-дидактический материал.
Цель урока — развитие познавательной сферы ребенка и мелкой моторики пальцев рук. Эта цель соответствует общей направленности рабочей программы. Задачи, решаемые в ходе урока, соответствуют поставленной цели и раскрываются через содержание урока.
Структура включает следующие элементы: ритуал приветствия, основная часть, подведение итогов, ритуал прощания. Все элементы соответствуют типу урока и были представлены последовательно. Продолжительность занятия составляет 30 минут, что полностью соответствует требованиям и нормам СанПиН.
Учебный материал способствует развитию познавательной активности учащихся 6-7 лет.
Используемые методы и приемы при решении поставленных задач соответствуют возрастным особенностям детей, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности.
Педагог-дефектолог реализует индивидуально-ориентированный подход, уделяет внимание каждому ребенку при возникновении трудностей.
Заключение.
Педагогу-дефектолог рекомендовано разнообразить формы и методы работы с детьми этого возраста. При работе с детьми активно использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологии.
Анализ индивидуального занятия на основе программы формирования детского коллектива.
Данное занятие проводилось по рабочей программе педагога-дефектолога на 2024-2025 учебный год. Записи в журнале занятий соответствуют содержанию календарно-тематического плана. Педагог-дефектолог имеет план урока и соответствующий наглядно-дидактический материал.
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Задачи:
1. Формирование благоприятного психологического климата;
2. Помощь ученику в поиске своего места в группе;
3. Развитие умения работать в команде;
4. Сплоченность группы.
Основное содержание занятий составляют многофункциональные упражнения и игры, а также психогимнастика.
Используемое оборудование:
- принадлежности для рисования;
- наглядный материал;
- сказочный персонаж-игрушка;
- музыкальное сопровождение.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Занятие разработано в рамках «Формирования сплоченности коллектива» и соответствует содержанию программы.
Для проведения индивидуального занятия использовались следующие упражнения:
«А я сегодня такой!»
Упражнение направлено на развитие мимики, пантомимы в общении.
«Путешествие».
Упражнение направлено на обучение ребенка договариваться, согласовывать свои желания с общими интересами
«Помоги другу».
Упражнение направлено на развитие партнерских отношений, взаимопомощи.
В ходе занятия удалось достичь поставленной цели и выдвинутых задач, так как в начале занятия ребенок был тихим, скованным, застенчивым.
Ребенку достаточно сложно находиться в группе, так как он чувствует себя неуверенно. После окончания занятия ребенок вел себя свободно, активно, ему сразу захотелось с кем-то поговорить и поиграть с другими детьми.
4.Индвидуальные психолого-педагогические характеристики детей группы
Для обследования использовался диагностический альбом М.М. Семаго «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка»
1). Изучение особенностей памяти («Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурии); методика исследования зрительной памяти «Линии»).
2). Изучение особенностей внимания и характера работоспособности ребенка (методики Пьерона-Рузера; корректурная проба; таблицы Шульте).
3). Изучение особенностей зрительного восприятия (методики «Узнавание реалистических изображений»; «Узнавание зачеркнутых изображений»; «Узнавание незаконченных изображений»).
4). Исследование невербального и вербально-логического мышления (приемы «Подбор парных аналогий»; «Простые невербальные аналогии»; «Исключение понятий»; «Исключение объектов»; Понимание переносного значения метафор, пословиц и поговорок).
Протокол обследования ребенка № 1
Фамилия, имя ребёнка: Арсений А. Т.
Возраст на момент обследования: 7 лет (ученик 1 класса).
Для оценки развития познавательной деятельности ребенка использовался «Диагностический альбом». Младший школьный возраст. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
Результаты исследования:
1) На вопросы «Как его зовут? и сколько ему лет? ответил немедленно; называл членов семьи по имени; правильно назвал время года; ответил, в какую группу он ходит (посередине); при порядковом счете от 1 до 10 допустил одну ошибку (пропустил 7).
2) Ведущая рука-правая (ест, причесывается, рисует, бьет по мячу); ведущая нога-право, глаз-лево, ухо-лево.
3) получилось надуть щеки во второй раз, после шоу; невозможно было надуть одну щеку даже после представления; свистеть не получалось даже после выступления; умеет кликать; Я смог просунуть язык между верхней губой и верхними зубами после шоу, с третьего раза; упираться языком в правую щеку получилось сразу.
4) Копирование (круг, квадрат, треугольник): по памяти, с первого раза.
5) Исследование слухо-речевой памяти: 7 слов (по А. Лурии) - справился с заданием, запомнив все слова за два подхода (4,6).
6) Исследование словесно-логического мышления: «Исключение ненужных предметов» - Сделал самостоятельно, легко и быстро.
7) Исследование невербально-логического мышления: "Невербальная классификация" - сделал самостоятельно, легко и быстро.
8) Исследование словесно-логического мышления: «Распознавание противоречивых образов-нелепостей» - делал самостоятельно.
9) Исследование зрительного восприятия: «Фигурки Поппельрейтора» - 4 предмета из 5 распознал самостоятельно.
"Распознавание реалистичных образов" - сделал самостоятельно, все правильно назвал.
10) Исследование слухового восприятия: «Ритмы» - справился с помощью взрослого, с третьего раза.
11) Исследование тактильного восприятия: при закрытых глазах ребенка просили определить характер прикосновения к ладони (тепло, холод, колит, приятное и т. д.). Малейшее прикосновение ребенка вызывало дискомфорт.
12) Исследование внимания и характера работоспособности: «Метод Пьерона-Русера».
Ребенок справился с заданием довольно быстро - за 2 минуты допустил 1 ошибку. 13) Этюд по кубикам Никитина «Сложи узор» - сделал самостоятельно, проявил интерес к игре (хочу еще).
Заключение по результатам исследования:
В начале занятий контакт устанавливался быстро, мальчик эмоционально воспринимал задания, не уставал и не отвлекался. Ориентирован на похвалу и внимание взрослых. Во всех заданиях его интересовал результат. Мальчику не нужно было дозировать нагрузки и менять занятия. Задания приняты и поняты. Практически со всеми заданиями Арсений справился самостоятельно.
В ходе исследования получены следующие результаты: запас знаний и представлений соответствует возрастной норме.
Развитие слухо-речевой памяти несколько ниже возрастной нормы.
Развитие мышления (как вербально-логического, так и невербально-логического) на высоком уровне.
Развитие восприятия несколько ниже возрастной нормы.
При тактильном контакте у ребенка отмечалось повышение чувствительности (болевой синдром) - гипералгезия.
Развитие внимания соответствует возрастной норме.
Отмечается адекватный характер эмоциональных реакций, соответствующий возрасту.
Таким образом, можно сделать вывод, что психическое развитие ребенка соответствует возрасту.
Рекомендации родителям: обратите внимание на тактильное восприятие ребенка.
Протокол обследования ребенка № 2
Фамилия, имя ребёнка: Антон И. В.
Возраст на момент обследования: 7 лет (ученик 1 класса).
Для оценки развития познавательной деятельности ребенка использовался «Диагностический альбом». Младший школьный возраст. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
1. Исследование восприятия
«Самое непохожее»
Задание выполняется частично, акцентируется внимание только на форме, цвет и размер не учитываются (норма: выделение трех признаков)
2. Исследование восприятия (выявление уровня развития слухового восприятия, способности воспроизводить услышанное)
«Восприятие слов» Может воспроизводить услышанное
3. Исследование восприятия (выявление практической направленности на ценность)
«Разборка и складывание пирамиды»
Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец методом зрительного соотнесения; обладает хорошей координацией обеих рук, заинтересован в конечном результате
4. Исследование восприятия (целостное восприятие предметной картинки) «Разрезанные картинки (5-6 частей)» Самостоятельно и очень быстро собирает разрезанную картинку из 5 и 6 частей
5. Исследование восприятия (целостное восприятие, выборочный анализ)
«Конструирование из палочек» Правильно понимает и выполняет задание
6. Исследование особенностей зрительного восприятия «Скрещенные изображения» Задание выполнено частично: узнал 5 из 6 объектов (норма: 6 из 6).
7. Исследование особенностей зрительного восприятия
«Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» Выполнил задание самостоятельно: узнал 5 из 5 объектов.
8. Исследование особенностей зрительного восприятия
«Узнавание незаконченных изображений» Выполнил задание самостоятельно: узнал 6 из 6 объектов.
9. Исследование особенностей зрительного восприятия «Алфавитный гнозис» Выполнил задание самостоятельно
10. Исследование произвольного внимания
«Рисунок дома».
Выполнил задание самостоятельно, набрав 0 баллов, что соответствует хорошо развитому произвольному вниманию.
11. Исследование особенностей внимания и характера выполнения
«Метод Пьерона-Руссера» лист 3
Выполнил задание очень быстро - 1,5 минуты, допустил одну ошибку, быстро запомнил символы. Проявил сообразительность: сначала обозначил все точки, затем линии и т. д.
12. Исследование развития мелкой моторики руки, развитие умения работать по образцу, развитие произвольного внимания
«Тест Керна-Йирасека» Выполнил задание на среднем уровне. Наименьшую оценку получил при рисовании мужской фигуры: 4 балла (норма 1-2 балла)
13. Исследование невербально-логического мышления
«Невербальная классификация» Не справился с заданием самостоятельно, улучшил результат с помощью взрослого
14. Исследование вербально-логического мышления «Распознавание противоречивых образов-нелепостей» Выполнил самостоятельно
15. Исследование невербального мышления
«Простые невербальные аналогии» Справляется самостоятельно на высоком уровне
16. Исследование вербально-логического мышления «Исключение понятий» Справляется самостоятельно: очень легко и быстро
17. Исследование вербально-логического мышления «Исключение объектов» Справляется самостоятельно: очень легко и быстро
18. Исследование невербально-логического мышления «Счет» Справляется частично, но с помощью взрослого справляется полностью
19. Проверка объема знаний
Тест Банковой Не справился, набрал 17,5 баллов, что соответствует низкому уровню
20. Исследование слухоречевой памяти.
«10 слов» (по А. Р. Лурии) Справился с заданием, запомнив все слова за три подхода (6; 8; 10)
21. Исследование зрительной памяти