Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Характеристика базы практики: указать название организации, место расположение, ведомственную принадлежность, виды деятельности, режим работы и пр. (нужно дописать где практику проходили)
Тема 2. Анализ деятельности организации в рамках темы дипломной работы Проблемное обучение как средство развития мотивации младших школьников
В современной системе образования всё больше и больше внимания уделяется вопросу учебной мотивации школьников.
Особенно остро этот вопрос встает в условиях начальной школы, так как учащиеся младшего школьного возраста еще не в полной мере способны организовать свою деятельность самостоятельно, их приоритеты за них расставляют родители и учителя, а учебные задания становятся рутиной и тем, что должно быть выполнено во избежание наказания. Эти и другие условия приводят нас к тому, что многие школьники выпускаются из начальных классов с потухшими глазами и совершенным непониманием того, зачем им учиться в школе. Хотя те же школьники еще несколько лет назад мечтали попасть в первый класс, стать взрослыми, познать этот мир.
Эта проблема волнует многих педагогов и исследователей в образовании, они же предлагают множество вариантов решения данного вопроса: устройство позитивной обстановки в классе, предоставление большей самостоятельности учащимся, использование интерактивных и ИКТ-технологий, большее вовлечение родителей в образовательный процесс и многое другое.
Вопросы развития мотивации неоднократно поднимались в отечественной научной литературе такими известными психологами как А.Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский – одни из первых, кто начал изучать вопрос о формировании мотивации у детей младшего возраста.
Формирование мотивации у учащихся начальной школы возможно при изложении материала, который будет вызывать интерес у младших школьников. Необходимо создать условия, при которых школьникам будет комфортно и интересно учиться.
Огромное влияние на успешность учебной деятельности оказывает мотивация – (от лат. «Movere» – двигаю) – побуждение к действию, поиск средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний обучающимися.
Таким образом, анализ показывает, что в современной науке достаточно представлены теоретические исследования данной проблемы. В то же время, практических работ по определению особенностей учебной мотивации детей младшего школьного возраста, явно недостаточно.
Одним из эффективных средств формирования мотивации у младших школьников является проблемное обучение. Именно оно развивает мышление учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, способствует активной мыслительной деятельности и развитию познавательного интереса.
Одним из эффективных подходов к формированию интереса у учащихся является предоставление им возможности решать задачи, которые находятся в пределах их возможностей, позволяя им самостоятельно изучать предмет. Этим заданиям должны быть присущи трудности, побуждающие учащихся активно искать решения. Представляя конкретные проблемные сценарии в классе, учителя могут повысить мотивацию учащихся и стимулировать их когнитивные способности. Когда учащиеся сталкиваются с запутанной ситуацией, которая вызывает вопросы, это служит катализатором продуктивного мышления, побуждая их найти выход из затруднительного положения. Процесс вовлечения в проблемную ситуацию и ведения диалога для ее разрешения способствует интеллектуальному росту. Создание таких ситуаций основано на использовании образовательных задач, которые могут принимать форму проблем, заданий или вопросов.
Современные исследователи также уделяют большое внимание решению проблемы формирования учебной мотивации младших школьников, однако, недостаточно изучена и обоснована эффективность проблемного обучения при формировании учебной мотивации.
Проблема исследования: Какова эффективность применения проблемного обучения для стимулирования мотивации младших школьников к активному участию в учебном процессе?
Цель исследования: выявить и обосновать условия формирования мотивации младших школьников к учебному действию посредством проблемного обучения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- Провести анализ понятия «учебная мотивация» в психолого-педагогических исследованиях;
- Изучить возрастные особенности формирования мотивации к учебному действию у младших школьников;
- Рассмотреть понятие «проблемное обучение» в психолого-педагогической литературе и его возможности в качестве средства развития мотивации младших школьников;
- Провести опытно-экспериментальное исследование условий формирования мотивации младших школьников к учебному действию средствами проблемного обучения и определить его эффективность.
Объект: мотивация к учебному действию у младших школьников.
Предмет: проблемное обучение как средство развития мотивации младших школьников.
Анализ научной литературы позволил определить, что мотивация учебной деятельности имеет сложную структуру и является важной составляющей успешности освоения знаний учащимися. Мотивация учебной деятельности – частный вид мотивации, включенную в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация – это процесс, направляющий и поддерживающий усилия личности, направленные на выполнения учебной задачи.
Значимость формирования мотивации к учебному действию на этапе начального школьного обучения обусловлена тем, что на данном формируются познавательные интересы, направленность личности, её отношение к учебной деятельности, совершенствуются познавательные процессы, поведение становится более осознанным и произвольным. Данные характеристики оказывают положительное влияние на становление положительной учебной мотивации. Вместе с тем существуют факторы, препятствующие учебной мотивации у современных младших школьников: неограниченный доступ к гаджетам, ситуативность, неустойчивость и обобщенность интересов, ориентация на результат, а не на способы обучения.
Тема 3. Разработка предложений, мероприятий, оценка их эффективности
На констатирующем этапе исследования было проведено первичное исследование уровня сформированности учебной мотивации по следующим критериям: познавательная потребность, уровень выраженности учебной мотивации и навыки целеполагания.
Формирующий этап исследования был посвящен реализации условий формирования мотивации к учебному действию средствами проблемного обучения.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика, а также проанализированы результаты опытноэкспериментального исследования, сделаны выводы об эффективности реализованной работы.
В исследовании приняли 30 учащихся 4 «А» класса.
Для изучения уровня познавательной потребности была использована методика «Познавательная потребность» В. С. Юркевич.
Критерии оценивания:
- сильно выражена познавательная активность, если показатель больше 3,5;
- умеренно – показатель 2,5-3,5;
- слабо выраженный уровень познавательной активности – менее 2,5.
На рисунке 1 представлены результаты диагностики
Рисунок 1 – Результаты диагностики познавательной потребности у младших школьников на констатирующем этапе исследования
Анализ результатов диагностики познавательной потребности младших школьников показал, что у 8 детей (30%) исследуемых высокий уровень познавательной потребности. Дети с высоким уровнем развития познавательной потребности могут подолгу заниматься умственной деятельностью, предпочитают самостоятельно искать ответы на вопросы, решать задания, не прибегая к помощи взрослых, читают самостоятельно научную или художественную литературу, любознательны и эмоционально относятся к интересному для него занятию.
У 14 детей (40%) был выявлен средний уровень развития познавательной потребности. Дети со средним уровнем иногда занимаются умственной деятельностью, не всегда предпочитают самостоятельно искать ответы на вопросы.
У 8 детей (30%) был выявлен низкий уровень развития познавательной потребности. Дети с низким уровнем не занимаются умственной деятельностью, прибегают к помощи взрослого при выполнении заданий, не проявляют эмоций относительно различных заданий, не читают самостоятельно художественную литературу.