Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и практические аспекты деятельности педагога дополнительного образования 5
1.1. Изучение современных концепций дополнительного образования и нормативно-правовых документов 5
1.2. Структура и содержание Профстандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" 7
1.3. Структура и содержание федеральных государственных требований в системе дополнительного образования 9
1.4. Анализ рабочих программ 12
1.5. Проектирование рабочих программ 14
1.7. Анализ УМК 16
Глава 2. Анализ практических аспектов деятельности педагога дополнительного образования 19
2.1. Опыт использования современных образовательных технологий 19
2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательного процесса 21
2.3. Проектирование и анализ занятий с использованием современных образовательных технологий 23
2.4. Предметно-развивающая среда как фактор, обеспечивающий результативность педагога дополнительного образования 25
2.5. Осуществление исследовательской и проектной деятельности в системе дополнительного образования 26
Заключение 30
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество предъявляет повышенные требования к качеству образования, включая систему дополнительного образования. В этой связи актуальна проблема повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, их готовности к использованию современных образовательных технологий, а также к эффективному педагогическому сопровождению участников образовательного процесса.
Цель прохождения педагогической практики заключалась в закреплении теоретических знаний, полученных в ходе обучения, и приобретении практических навыков работы с детьми в сфере дополнительного образования, а также в изучении современных концепций и методик деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи:
• Изучить современные концепции дополнительного образования и проанализировать действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность педагога дополнительного образования.
• Ознакомиться со структурой и содержанием Профстандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" и федеральных государственных требований в системе дополнительного образования.
• Проанализировать рабочие программы и УМК , изучить особенности их проектирования и реализации.
• Приобрести практический опыт использования современных образовательных технологий в процессе преподавания.
• Изучить особенности педагогического сопровождения участников образовательного процесса, ознакомиться с методиками диагностики, мотивации и оценки результатов обучения.
• Спроектировать и провести занятия с использованием современных образовательных технологий, проанализировать их эффективность.
• Изучить роль предметно-развивающей среды в обеспечении результативности деятельности педагога дополнительного образования.
Прохождение практики позволило приобрести ценный опыт работы в системе дополнительного образования, повысить уровень профессиональных компетенций, а также сформировать более глубокое понимание особенностей работы педагога дополнительного образования.
В данном отчете представлены результаты исследования, проведенного в ходе практики, а также аналитические материалы, которые могут быть полезны как для студентов, так и для опытных педагогов, занимающихся деятельностью в сфере дополнительного образования.
Глава 1. Теоретические основы и практические аспекты деятельности педагога дополнительного образования
1.1. Изучение современных концепций дополнительного образования и нормативно-правовых документов
В этой главе мы рассмотрим теоретическую базу и практические аспекты дополнительного образования, с которыми сталкивается педагог.
Начнём с изучения современных концепций дополнительного образования и нормативно-правовых актов, которые определяют его границы и регулируют деятельность педагога.
Современное дополнительное образование постоянно развивается, предлагая новые идеи и подходы к обучению. Педагог должен быть в курсе этих изменений, чтобы строить свою работу на актуальных принципах и чётко понимать правовые рамки своей профессии.
Современные концепции дополнительного образования сосредоточены на развитии творческих способностей и личностных качеств учащихся, а также на формировании ключевых навыков, необходимых для успешной жизни в современном мире.
1.Развитие личности:
Дополнительное образование должно способствовать формированию гармонично развитой личности с широким кругозором, критическим мышлением, творческими способностями и навыками решения проблем в различных сферах жизни.
2.Компетентностный подход:
Дополнительное образование должно формировать у учащихся ключевые компетенции, необходимые для адаптации к изменяющимся условиям современного мира. К таким компетенциям относятся коммуникация, критическое мышление, решение проблем, творчество, информационно-коммуникационные технологии и другие.
3.Личностно-ориентированный подход:
Дополнительное образование должно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося. Педагог должен создавать условия для развития талантов и способностей каждого ребёнка.
4.Инновационные технологии:
Современное дополнительное образование должно использовать инновационные технологии, чтобы сделать учебный процесс более интересным, эффективным и современным. Это могут быть онлайн-платформы, интерактивные игры, виртуальная реальность и другие.
5.Партнёрство с родителями:
Дополнительное образование должно строиться на тесном сотрудничестве с родителями, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию ребёнка.
Деятельность педагога дополнительного образования регулируется рядом нормативно-правовых документов. К ключевым документам относятся:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.): Определяет основные принципы и цели дополнительного образования, права и обязанности педагога дополнительного образования.
2. Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Устанавливает требования к квалификации, компетенциям и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): Регулируют требования к содержанию образовательных программ, определяют основные требования к планированию и организации образовательного процесса.
4. Локальные акты учреждения дополнительного образования: Устанавливают внутренние правила и регламенты работы педагогов, определяют их права и обязанности в рамках учреждения.
Изучение нормативно-правовых документов позволяет педагогу определить свои права и обязанности, понять требования к своей деятельности и строить свою работу в соответствии с законодательством.
Понимание современных концепций и законодательной базы является основой для успешной работы педагога дополнительного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраухова В. В. Педагогика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие. М.: Директмедиа Паблишинг, 2021. 44 с.
2.Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2023. 160 с.
3.Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
4.Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
5.Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
6.Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
7.Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
8.Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.
9.Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
10.Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
11.Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с.
12.Губарева Е. А., Горбунов В., Ватолкина Н. Ш. Инженерная педагогика. Современные технологии инженерного образования. Учебник для вузов. М.: Лань, 2022. 232 с.
13.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
14.Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Основы педагогики. Учебник. М.: Инфра-М, 2020. 272 с.
15.Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
16.Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.